Система нормативного и правового регулирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание

Ключевой этап реформирования бухгалтерского учета – разработка новых и уточнение старых положений о бухгалтерском учете и внедрение их в практику. В настоящее время данный процесс происходит ежегодно.
Несмотря на регулярно вносимые изменения, которым организации должны следовать, им дано право выбирать способ ведения учетной политики для максимального извлечения выгоды и удовлетворения собственных целей.
Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования - приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………...3
1.Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в РФ…………………………………………………………………………………..6
1.1.Значение и задачи законодательства бухгалтерского учета в РФ……………………………………………………………………………….….6
1.2.Перспективы законодательного регулирования бухучета на современном этапе………………….…………………………………………...11
2.Нормативные акты бухгалтерского учета РФ…………….…….....….16
2.1.Законодательство РФ о бухучете………………………………...…..17
2.2.Национальные стандарты бухучета и отчетности……….……..…..23
2.3.Учетная политика организации……………………………..………..31
Заключение………………….….………………………………………....51
Список литературы…………………………………………….…………52

Работа состоит из  1 файл

бухучет курсовик!!!.docx

— 88.88 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Экономика, финансы  и бухгалтерский учет»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

ТЕМА: «Система нормативного и правового регулирования в России»

 

 

 

 

Студентка: Н.С. Гусейнова, гр. Экб-204

Научный руководитель: И.В. Усольцева

 

Тольятти 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………..………………………...3

1.Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в РФ…………………………………………………………………………………..6

1.1.Значение и задачи  законодательства бухгалтерского учета в РФ……………………………………………………………………………….….6

1.2.Перспективы законодательного регулирования бухучета на современном этапе………………….…………………………………………...11

2.Нормативные акты бухгалтерского учета РФ…………….…….....….16

2.1.Законодательство РФ о бухучете………………………………...…..17

2.2.Национальные стандарты бухучета и отчетности……….……..…..23

2.3.Учетная политика организации……………………………..………..31

Заключение………………….….………………………………………....51

Список литературы…………………………………………….…………52

 

         

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

По действующему законодательству нормативное  регулирование бухгалтерского учета относится  к компетенции  правительства, которое  по традиции делегировало эту функцию Минфину. Поэтому Минфин разрабатывает  обязательные для  всех субъектов (предприятий) нормативные документы  о методике, методологии, организации бухгалтерского и финансового  учета и составлении  отчетности. Государство, в лице законодательной и исполнительной власти, в соответствующих законах и иных актах, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении хозяйствующих субъектов, их доходах и расходах: информация для пользователей бухгалтерской отчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям.

Органы, которые имеют  право регулировать бухгалтерский учет: Минфин России, ЦБ, Федеральная  служба страхового надзора. В пределах своей  компетенции они  регламентируют единообразный  подход к отражению  в бухгалтерском  учете хозяйственных  процессов, принципов  оценки, обязанности, права и ответственность  бухгалтеров, разрабатывают  план счетов, инструкцию к нему, нормативные  акты и методические указания по отдельным  вопросам.

Принятая  концепция развития российского бухгалтерского учета предполагает постепенный переход  основных регулирующих учет функций от государственных  органов саморегулирующимся организациям бухгалтеров.

В настоящее  время российский бухгалтерский учет характеризуется  следующими особенностями.

1. Сочетание  государственного  регулирования с  инициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Руководитель предприятия несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнение законодательства и регистрацию хозяйственных операций.

2. Последовательное  повышение роли  бухгалтерского учета  в обеспечении  информационной заинтересованности  пользователей для  принятия правильных  экономических решений:  информация о финансовом  состоянии, прибыли,  конкурентоспособности  и т.д.

3. Обеспечение  информативности,  оперативности и  аналитичности, что позволяет выявить влияние различных факторов, способствовать эффективности производства.

4. Динамичность  организации и  совершенствование  бухгалтерского учета,  методологии и  техники на основе  научной организации  труда; оптимизация  затрат на ведение  учета.

Постепенный переход на Международные  стандарты финансовой отчетности с 2010 г. предполагает отмену обязательного ведения учета для предприятий, кроме тех, акции которых котируются на фондовых биржах. Большинство малых предприятий переведено на упрощенную систему учета и налогообложения. Остальные предприятия будут разрабатывать собственные стандарты ведения бухгалтерского учета на основе МСФО и российских стандартов, которые будут носить рекомендательный характер.

В этих условиях будет происходить  повышение значения внутрифирменного приказа  по учетной политике, который станет основным документом, регулирующим порядок ведения  учета предприятием.

Актуальность данной темы, прежде всего, обусловлена тесной связью бухгалтерского учета с экономикой страны. В современных экономических  условиях бухгалтерский учет играет существенную роль в деятельности любого предприятия, деятельность которого напрямую влияет на экономическую ситуацию. Поскольку информация, аккумулированная бухгалтером, представляет интерес, как для внешних, так и для внутренних пользователей, данные бухгалтерской отчетности выступают основанием для расчета налоговых обязательств и дивидендов. Используя информацию, предоставленную бухгалтером, банкиры осуществляют финансовый анализ предприятия, на основании которого и принимается решение о том, выдавать ли предприятию кредит или ответить отказом.

Предметом исследования в данной работе является система нормативного регулирования такого объекта, как финансовый учет.

Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования - приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:

  • определение основных аспектов нормативного регулирования бухгалтерского  учета России;
  • изучение теоретических предпосылок совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • предложения возможных альтернатив нормативного регулирования финансового бухгалтерского учета в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в РФ

1.1 Значение и задачи  бухгалтерского учета в системе законодательства РФ

 

 

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими различный статус. Основными целями законодательства РФ в области бухгалтерского учета являются обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Согласно Закону «О бухгалтерском  учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции:

  • План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению;
  • Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • Методические указания, инструкции, рекомендации по вопросам бухгалтерского учета.

Организации, руководствуясь законодательством  о бухгалтерском учете, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Введением Федерального закона «О бухгалтерском учете» была закреплена четырехуровневая структура системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране.

 

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

1 уровень - законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное Собрание Правительство  России Президент России

2 уровень - нормативный

Положения по бухгалтерскому учету

Минфин России

Банк России

3 уровень - методический

Нормативные акты, методические указания

Минфин России Федеральные органы исполнительной власти Консультационные фирмы

4 уровень – учетная политика  организации

Организационно -распорядительная документация

Организации Консультационные фирмы


 

Рассмотрим основные нормативные  документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в России в настоящее время.

Документы первого уровня содержат правовое обоснование обязательности ведения учета всеми российскими  организациями, определяют основные правила и принципы ведения учета. К ним относятся, в частности:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»;
  • Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. [44, 8].

 

Документы второго уровня содержат рекомендации о ведении бухгалтерскою учета и составлении отчетности по отдельным участкам и вилам деятельности.

Следует отметить, что МСФО взяты за основу для разработки соответствующих национальных положений по бухгалтерскому учету (стандартов). Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Принимаются Министерством финансов РФ. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации. В настоящее время действуют 23 российских ПБУ.

Документы третьего уровня носят рекомендательный характер и разрабатываются на базе документов первых двух уровней. В основном они носят разъясняющий характер и содержат разные варианты решений организации в области оценки и учета отдельных объектов и, как следствие, их отражения в отчетности. Право выбора таких решений остается за хозяйствующим субъектом в зависимости от его отраслевой принадлежности, вида производственной деятельности и прочих факторов. Приведем примеры документов третьего уровня:

План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49;

Типовые рекомендации по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина от 21.12.1998 № 64н:

Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Порядок публикации годовой бухгалтерской  отчетности открытыми акционерными обществами. Утвержден приказом Минфина России от 28.11.1996 № 101;

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н;

Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Утверждены приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н;

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. В редакции приказа Минфина России от 13.10.2003 № 91 п.

Документы четвертого уровня — внутренние документы организации, раскрывающие ее учетную политику.

Организации, руководствуясь законодательством  РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. К документам четвертого уровня относятся, в частности, приказ по учетной политике, график документооборота, положение о премировании. [303, 9]

Информация о работе Система нормативного и правового регулирования в России