Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа
Ключевой этап реформирования бухгалтерского учета – разработка новых и уточнение старых положений о бухгалтерском учете и внедрение их в практику. В настоящее время данный процесс происходит ежегодно.
Несмотря на регулярно вносимые изменения, которым организации должны следовать, им дано право выбирать способ ведения учетной политики для максимального извлечения выгоды и удовлетворения собственных целей.
Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования - приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Введение…………………………………………..………………………...3
1.Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в РФ…………………………………………………………………………………..6
1.1.Значение и задачи законодательства бухгалтерского учета в РФ……………………………………………………………………………….….6
1.2.Перспективы законодательного регулирования бухучета на современном этапе………………….…………………………………………...11
2.Нормативные акты бухгалтерского учета РФ…………….…….....….16
2.1.Законодательство РФ о бухучете………………………………...…..17
2.2.Национальные стандарты бухучета и отчетности……….……..…..23
2.3.Учетная политика организации……………………………..………..31
Заключение………………….….………………………………………....51
Список литературы…………………………………………….…………52
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Экономика, финансы и бухгалтерский учет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
ТЕМА: «Система нормативного и правового регулирования в России»
Студентка: Н.С. Гусейнова, гр. Экб-204
Научный руководитель: И.В. Усольцева
Тольятти 2011
Содержание
Введение…………………………………………..…………
1.Система законодательного
регулирования бухгалтерского учета в
РФ…………………………………………………………………………
1.1.Значение и задачи законодательства
бухгалтерского учета в РФ…………………………………………………………………………
1.2.Перспективы законодательного
регулирования бухучета на современном
этапе………………….………………………………………….
2.Нормативные акты бухгалтерского учета РФ…………….…….....….16
2.1.Законодательство РФ о бухучете………………………………...…..17
2.2.Национальные стандарты бухучета и отчетности……….……..…..23
2.3.Учетная политика организации……………………………..………..
Заключение………………….….…………………………
Список литературы…………………………………
Введение
По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета относится к компетенции правительства, которое по традиции делегировало эту функцию Минфину. Поэтому Минфин разрабатывает обязательные для всех субъектов (предприятий) нормативные документы о методике, методологии, организации бухгалтерского и финансового учета и составлении отчетности. Государство, в лице законодательной и исполнительной власти, в соответствующих законах и иных актах, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении хозяйствующих субъектов, их доходах и расходах: информация для пользователей бухгалтерской отчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям.
Органы, которые имеют право регулировать бухгалтерский учет: Минфин России, ЦБ, Федеральная служба страхового надзора. В пределах своей компетенции они регламентируют единообразный подход к отражению в бухгалтерском учете хозяйственных процессов, принципов оценки, обязанности, права и ответственность бухгалтеров, разрабатывают план счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.
Принятая концепция развития российского бухгалтерского учета предполагает постепенный переход основных регулирующих учет функций от государственных органов саморегулирующимся организациям бухгалтеров.
В настоящее время российский бухгалтерский учет характеризуется следующими особенностями.
1. Сочетание государственного регулирования с инициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Руководитель предприятия несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнение законодательства и регистрацию хозяйственных операций.
2. Последовательное
повышение роли
бухгалтерского учета
в обеспечении
информационной
3. Обеспечение информативности, оперативности и аналитичности, что позволяет выявить влияние различных факторов, способствовать эффективности производства.
4. Динамичность организации и совершенствование бухгалтерского учета, методологии и техники на основе научной организации труда; оптимизация затрат на ведение учета.
Постепенный переход на Международные стандарты финансовой отчетности с 2010 г. предполагает отмену обязательного ведения учета для предприятий, кроме тех, акции которых котируются на фондовых биржах. Большинство малых предприятий переведено на упрощенную систему учета и налогообложения. Остальные предприятия будут разрабатывать собственные стандарты ведения бухгалтерского учета на основе МСФО и российских стандартов, которые будут носить рекомендательный характер.
В этих условиях будет происходить повышение значения внутрифирменного приказа по учетной политике, который станет основным документом, регулирующим порядок ведения учета предприятием.
Актуальность данной темы, прежде всего, обусловлена тесной связью бухгалтерского учета с экономикой страны. В современных экономических условиях бухгалтерский учет играет существенную роль в деятельности любого предприятия, деятельность которого напрямую влияет на экономическую ситуацию. Поскольку информация, аккумулированная бухгалтером, представляет интерес, как для внешних, так и для внутренних пользователей, данные бухгалтерской отчетности выступают основанием для расчета налоговых обязательств и дивидендов. Используя информацию, предоставленную бухгалтером, банкиры осуществляют финансовый анализ предприятия, на основании которого и принимается решение о том, выдавать ли предприятию кредит или ответить отказом.
Предметом исследования в данной работе является система нормативного регулирования такого объекта, как финансовый учет.
Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования - приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:
1 Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в РФ
1.1 Значение и задачи бухгалтерского учета в системе законодательства РФ
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими различный статус. Основными целями законодательства РФ в области бухгалтерского учета являются обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции:
Организации, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Введением Федерального закона «О бухгалтерском учете» была закреплена четырехуровневая структура системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране.
Уровень |
Документы |
Органы, принимающие документы |
1 уровень - законодательный |
Федеральные законы, постановления, указы |
Федеральное Собрание Правительство России Президент России |
2 уровень - нормативный |
Положения по бухгалтерскому учету |
Минфин России Банк России |
3 уровень - методический |
Нормативные акты, методические указания |
Минфин России Федеральные органы исполнительной власти Консультационные фирмы |
4 уровень – учетная политика организации |
Организационно - |
Организации Консультационные фирмы |
Рассмотрим основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в России в настоящее время.
Документы первого уровня содержат
правовое обоснование обязательности
ведения учета всеми
Документы второго уровня содержат рекомендации о ведении бухгалтерскою учета и составлении отчетности по отдельным участкам и вилам деятельности.
Следует отметить, что МСФО взяты за основу для разработки соответствующих национальных положений по бухгалтерскому учету (стандартов). Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Принимаются Министерством финансов РФ. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации. В настоящее время действуют 23 российских ПБУ.
Документы третьего уровня носят рекомендательный характер и разрабатываются на базе документов первых двух уровней. В основном они носят разъясняющий характер и содержат разные варианты решений организации в области оценки и учета отдельных объектов и, как следствие, их отражения в отчетности. Право выбора таких решений остается за хозяйствующим субъектом в зависимости от его отраслевой принадлежности, вида производственной деятельности и прочих факторов. Приведем примеры документов третьего уровня:
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49;
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина от 21.12.1998 № 64н:
Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Утвержден приказом Минфина России от 28.11.1996 № 101;
Методические указания по бухгалтерскому
учету материально-
Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Утверждены приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н;
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. В редакции приказа Минфина России от 13.10.2003 № 91 п.
Документы четвертого уровня — внутренние документы организации, раскрывающие ее учетную политику.
Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. К документам четвертого уровня относятся, в частности, приказ по учетной политике, график документооборота, положение о премировании. [303, 9]
Информация о работе Система нормативного и правового регулирования в России