Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа
Ключевой этап реформирования бухгалтерского учета – разработка новых и уточнение старых положений о бухгалтерском учете и внедрение их в практику. В настоящее время данный процесс происходит ежегодно.
Несмотря на регулярно вносимые изменения, которым организации должны следовать, им дано право выбирать способ ведения учетной политики для максимального извлечения выгоды и удовлетворения собственных целей.
Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования - приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Введение…………………………………………..………………………...3
1.Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в РФ…………………………………………………………………………………..6
1.1.Значение и задачи законодательства бухгалтерского учета в РФ……………………………………………………………………………….….6
1.2.Перспективы законодательного регулирования бухучета на современном этапе………………….…………………………………………...11
2.Нормативные акты бухгалтерского учета РФ…………….…….....….16
2.1.Законодательство РФ о бухучете………………………………...…..17
2.2.Национальные стандарты бухучета и отчетности……….……..…..23
2.3.Учетная политика организации……………………………..………..31
Заключение………………….….………………………………………....51
Список литературы…………………………………………….…………52
Если нормативный акт, который
вносит изменение в учетную политику,
не предусматривает порядок
необходимо пересчитать данные за прошлые периоды так, как будто бы измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида (ретроспективный подход);
в бухгалтерскую отчетность отчетного периода, в котором в учетную политику вносятся изменения, вносятся корректировки соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному. В бухгалтерском учете никакие записи не делаются;
в пояснительной записке к
причину изменения учетной политики;
содержание изменения учетной политики;
порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности.
Если изменение учетной
Внесение корректировок в
Тем не менее, если оценка в денежном
выражении последствий
1. 2. Изменение учетной политики для целей налогового учета
Изменение учетной политики для целей налогового учета может производиться в случаях:
изменения законодательства о налогах и сборах; изменения применяемых методов учета.
Изменения также должны быть закреплены
приказом или распоряжением
При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в налоговую учетную политику вступают в силу не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законодательства, послуживших причиной этих изменений. При внесении изменений в применяемые методы учета по решению самой организации они вступают в силу только с начала нового налогового периода.
В ряде случаев предусмотрены нормы для периодичности внесения изменений в налоговую учетную политику. Естественно, это касается только изменений, вносимых по инициативе самой организации. На этих моментах мы остановимся при рассмотрении элементов учетной политики.
Порядок отражения в налоговой отчетности последствий внесенных в налоговую учетную политику изменений не предусмотрен.
2. Дополнения, вносимые в учетную политику
Дополнения к учетной политике также утверждаются приказом или распоряжением руководителя организации. Однако следует отметить, что требования об отражении в промежуточной отчетности о внесенных в учетную политику дополнениях отсутствуют. Тем не менее в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности сообщить о них следует.
3. Представление учетной политики
Требования к представлению бухгалтерской учетной политики изложены в ПБУ I/2008. В пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год, подлежат раскрытию существенные способы ведения бухгалтерского учета.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
Таким образом, в пояснительной записке должны быть приведены:
существенные способы ведения бухгалтерского учета в новом году;
изменения, которые внесены в учетную политику с нового года;
дополнения, внесенные в учетную политику в течение отчетного года.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
Требования по представлению налоговой учетной политики отсутствуют. Единственный раз, когда Минфин России в письме от 6.07.05 г. № 03-03-02/18 потребовал представить в налоговые органы соответствующие приказы (распоряжения) руководителя о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения, связан с тем, что часть изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 6.06.05 № 58-ФЗ, вступили в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но распространялись на правоотношения, относящиеся к прошедшим налоговым периодам и истекшим отчетным периодам с 2005 г. Если налогоплательщики решили представить в связи с этим обстоятельством уточненные декларации, то одновременно с ними необходимо было представить и приказ об изменениях учетной налоговой политики.
4. Ответственность за отсутствие учетной политики
Уклонение от обязанностей по формированию учетной политики может быть квалифицировано налоговым органом как грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Под грубым нарушением в данном случае понимается отсутствие методологии, т.е. способов ведения бухгалтерского и налогового учета и, как следствие, неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и отчетности.
За уклонение от обязанности формирования учетной политики организация может нести как налоговую (ст. 120 НК РФ), так и административную (гл. 15 КоАП РФ) ответственность:
Налоговое правонарушение |
Налоговые санкции (штраф) |
За грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения: |
|
если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения |
5000 руб. |
если они совершены в течение более одного налогового периода |
15 000 руб. |
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы |
10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. |
Административная |
Административное взыскание (штраф на должностных лиц) |
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11): искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% |
От 2000 до 3000 руб. |
|
|
Административная |
Административное взыскание (штраф на должностных лиц) |
Непредставление
в установленный |
От 300 до 500 руб. |
5. Структура учетной политики
Любая учетная политика должна начинаться с основополагающих моментов.
В преамбуле к учетной политике указываются основные нормативные документы, которыми руководствуется главный бухгалтер при ведении бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:
Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ);
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (в настоящий момент принято 23 ПБУ).
План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной
прочие методические рекомендации, устанавливаемые Минфином России и другими органами исполнительной власти.
Если в одном приказе
Также в преамбуле указываются ответственные лица за организацию и ведение бухгалтерского учета.
В соответствии со ст. 6 и 7 Закона № 129-ФЗ ответственными лицами являются:
руководитель предприятия — за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций;
главный бухгалтер предприятия — за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Под организацией бухгалтерского учета следует понимать чисто технические мероприятия. К ним относятся создание бухгалтерской службы или заключение договора со специализированной организацией, создание рабочих мест для работников бухгалтерии, обеспечение их средствами и орудиями труда, организация процесса поступления к ним информации о деятельности организации и т.п. За все эти процессы отвечает руководитель организации, а за отражение этой информации в бухгалтерском учете и отчетности отвечает главный бухгалтер. Поэтому существующее среди бухгалтеров мнение, что за все отвечает только руководитель организации, крайне ошибочно.
Учетная политика организации может включать три раздела:
организационно-технический;
методика ведения
методика ведения налогового учета. [213, 8]
Рассмотрим содержание каждого раздела.
5.1. Организационно-технический раздел
1. Организация бухгалтерского учета на предприятии, т.е. те лица, которые осуществляет ведение бухгалтерского учета:
бухгалтерия как самостоятельное структурное подразделение (применяется крупными и средними организациями);
бухгалтер, принятый на работу по трудовому договору и состоящий в штате организации (применяется малыми и средними организациями);
руководитель организации (характерно для микропредприятий);
специализированная
К учетной политике могут прилагаться
положения о бухгалтерской
Положение о бухгалтерской службе и должностные инструкции работников бухгалтерии обычно включают шесть разделов: общие положения, функции, права и обязанности, ответственность, взаимоотношения (служебные связи), организация работы.
В этом же разделе, если в одном приказе объединены бухгалтерская и налоговая учетная политика, следует указать, кто будет осущестапять налоговый учет в организации.
2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Каждая организация на основе Плана счетов должна разработать собственный рабочий план счетов. В нем следует предусмотреть синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в организации. Оформляется рабочий план счетов в виде приложения к учетной политике.
Так, например, торговые организации не используют в своем учете счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Следовательно, в их рабочем плане счетов эти счета отсутствуют. И наоборот, производственная организация может расходы, связанные с продажей своей продукции (упаковка, реклама, доставка до покупателя и т.п.), отражать или на счете 26 «Общехозяйственные расходы», или на счете 44 «Расходы на продажу». Этот момент должен быть зафиксирован в рабочем плане счетов. Также прописываются и субсчета, открытые к бухгалтерским счетам.
Информация о работе Система нормативного и правового регулирования в России