Система нормативного и правового регулирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание

Ключевой этап реформирования бухгалтерского учета – разработка новых и уточнение старых положений о бухгалтерском учете и внедрение их в практику. В настоящее время данный процесс происходит ежегодно.
Несмотря на регулярно вносимые изменения, которым организации должны следовать, им дано право выбирать способ ведения учетной политики для максимального извлечения выгоды и удовлетворения собственных целей.
Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования - приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………...3
1.Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в РФ…………………………………………………………………………………..6
1.1.Значение и задачи законодательства бухгалтерского учета в РФ……………………………………………………………………………….….6
1.2.Перспективы законодательного регулирования бухучета на современном этапе………………….…………………………………………...11
2.Нормативные акты бухгалтерского учета РФ…………….…….....….16
2.1.Законодательство РФ о бухучете………………………………...…..17
2.2.Национальные стандарты бухучета и отчетности……….……..…..23
2.3.Учетная политика организации……………………………..………..31
Заключение………………….….………………………………………....51
Список литературы…………………………………………….…………52

Работа состоит из  1 файл

бухучет курсовик!!!.docx

— 88.88 Кб (Скачать документ)

Если нормативный акт, который  вносит изменение в учетную политику, не предусматривает порядок отражения  этих изменения, то они отражаются в  бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном для отражения последствий внесенных изменений во всех остальных случаях:

необходимо пересчитать данные за прошлые периоды так, как будто  бы измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида (ретроспективный подход);

в бухгалтерскую отчетность отчетного  периода, в котором в учетную  политику вносятся изменения, вносятся корректировки соответствующих  данных за периоды, предшествующие отчетному. В бухгалтерском учете никакие записи не делаются;

в пояснительной записке к годовой  отчетности следует указать:

причину изменения учетной политики;

содержание изменения учетной  политики;

порядок отражения последствий  изменения учетной политики в  бухгалтерской отчетности;

суммы корректировок, связанных с  изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о  базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской  отчетности.

Если изменение учетной политики произошло из-за появления нового нормативного акта или его изменения, то в пояснительной записке следует раскрыть факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

Внесение корректировок в отчетность организации необходимо для того, чтобы пользователи этой отчетности смогли сравнить данные за текущий  и предыдущий годы в сопоставимых показателях.

Тем не менее, если оценка в денежном выражении последствий изменения  учетной политики за предыдущие периоды не может быть произведена с достаточной точностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета может применяться только с отчетного года, в котором внесены изменения. В пояснительной записке этот факт должен быть обязательно отражен.

 

 

 

1. 2. Изменение  учетной политики для целей  налогового учета

 

Изменение учетной политики для  целей налогового учета может  производиться в случаях:

изменения законодательства о налогах  и сборах; изменения применяемых  методов учета.

Изменения также должны быть закреплены приказом или распоряжением руководителя; порядок их вступления в силу может быть различен.

При изменении законодательства о  налогах и сборах изменения в  налоговую учетную политику вступают в силу не ранее чем с момента  вступления в силу изменений норм законодательства, послуживших причиной этих изменений. При внесении изменений в применяемые методы учета по решению самой организации они вступают в силу только с начала нового налогового периода.

В ряде случаев предусмотрены нормы  для периодичности внесения изменений  в налоговую учетную политику. Естественно, это касается только изменений, вносимых по инициативе самой организации. На этих моментах мы остановимся при рассмотрении элементов учетной политики.

Порядок отражения в налоговой  отчетности последствий внесенных  в налоговую учетную политику изменений не предусмотрен.

2. Дополнения, вносимые в учетную политику

Дополнения к учетной политике также утверждаются приказом или  распоряжением руководителя организации. Однако следует отметить, что требования об отражении в промежуточной отчетности о внесенных в учетную политику дополнениях отсутствуют. Тем не менее в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности сообщить о них следует.

3. Представление  учетной политики

Требования к представлению  бухгалтерской учетной политики изложены в ПБУ I/2008. В пояснительной  записке, входящей в состав бухгалтерской  отчетности организации за отчетный год, подлежат раскрытию существенные способы ведения бухгалтерского учета.

Существенными признаются способы  ведения бухгалтерского учета, без  знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Таким образом, в пояснительной  записке должны быть приведены:

существенные способы ведения  бухгалтерского учета в новом  году;

изменения, которые внесены в  учетную политику с нового года;

дополнения, внесенные в учетную  политику в течение отчетного  года.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения  со времени составления годовой  бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Требования по представлению налоговой  учетной политики отсутствуют. Единственный раз, когда Минфин России в письме от 6.07.05 г. № 03-03-02/18 потребовал представить в налоговые органы соответствующие приказы (распоряжения) руководителя о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения, связан с тем, что часть изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 6.06.05 № 58-ФЗ, вступили в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но распространялись на правоотношения, относящиеся к прошедшим налоговым периодам и истекшим отчетным периодам с 2005 г. Если налогоплательщики решили представить в связи с этим обстоятельством уточненные декларации, то одновременно с ними необходимо было представить и приказ об изменениях учетной налоговой политики.

4. Ответственность  за отсутствие учетной политики

Уклонение от обязанностей по формированию учетной политики может быть квалифицировано налоговым органом как грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Под грубым нарушением в данном случае понимается отсутствие методологии, т.е. способов ведения бухгалтерского и налогового учета и, как следствие, неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и отчетности.

За уклонение от обязанности  формирования учетной политики организация  может нести как налоговую (ст. 120 НК РФ), так и административную (гл. 15 КоАП РФ) ответственность:

 

Налоговое правонарушение

Налоговые санкции (штраф)

За  грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения:

 

если  эти деяния совершены в течение  одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения

5000 руб.

если  они совершены в течение более  одного налогового периода

15 000 руб.

Те  же деяния, если они повлекли занижение  налоговой базы

10% от  суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Административная ответственность

Административное взыскание (штраф  на должностных лиц)

Грубое  нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11): искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%

искажение любой статьи (строки) формы  бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%

От 2000 до 3000 руб.

 

 

Административная ответственность

Административное взыскание (штраф  на должностных лиц)

Непредставление в установленный законодательством  о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ)

От 300 до 500 руб.


 

5. Структура учетной  политики

Любая учетная политика должна начинаться с основополагающих моментов.

В преамбуле к учетной политике указываются основные нормативные  документы, которыми руководствуется главный бухгалтер при ведении бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:

Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее —  Закон № 129-ФЗ);

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н (далее - Положение № 34н);

положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (в настоящий момент принято 23 ПБУ).

План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10. 2000 г. № 94н (далее - План счетов; Инструкция по применению Плана счетов);

прочие методические рекомендации, устанавливаемые Минфином России и  другими органами исполнительной власти.

Если в одном приказе объединены и бухгалтерская, и налоговая  учетная политика, в преамбуле следует указать и главный налоговый документ — Налоговый кодекс Российской Федерации.

Также в преамбуле указываются  ответственные лица за организацию  и ведение бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 6 и 7 Закона № 129-ФЗ ответственными лицами являются:

руководитель предприятия —  за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций;

главный бухгалтер предприятия  — за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное  представление полной и достоверной  бухгалтерской отчетности.

Под организацией бухгалтерского учета  следует понимать чисто технические  мероприятия. К ним относятся  создание бухгалтерской службы или  заключение договора со специализированной организацией, создание рабочих мест для работников бухгалтерии, обеспечение их средствами и орудиями труда, организация процесса поступления к ним информации о деятельности организации и т.п. За все эти процессы отвечает руководитель организации, а за отражение этой информации в бухгалтерском учете и отчетности отвечает главный бухгалтер. Поэтому существующее среди бухгалтеров мнение, что за все отвечает только руководитель организации, крайне ошибочно.

Учетная политика организации может  включать три раздела:

организационно-технический;

методика ведения бухгалтерского учета;

методика ведения налогового учета. [213, 8]

Рассмотрим содержание каждого  раздела.

5.1. Организационно-технический  раздел

1. Организация бухгалтерского учета на предприятии, т.е. те лица, которые осуществляет ведение бухгалтерского учета:

бухгалтерия как самостоятельное  структурное подразделение (применяется  крупными и средними организациями);

бухгалтер, принятый на работу по трудовому  договору и состоящий в штате  организации (применяется малыми и  средними организациями);

руководитель организации (характерно для микропредприятий);

специализированная профессиональная организация (централизованная бухгалтерия) — централизованное ведение бухгалтерского учета часто применяется в холдингах) или бухгалтер-специалист на договорных началах (централизованное ведение бухгалтерского учета часто применяется в холдингах, многие малые предприятия состоят на обслуживании в специализированных организациях).

К учетной политике могут прилагаться  положения о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.

Положение о бухгалтерской службе и должностные инструкции работников бухгалтерии обычно включают шесть  разделов: общие положения, функции, права и обязанности, ответственность, взаимоотношения (служебные связи), организация работы.

В этом же разделе, если в одном  приказе объединены бухгалтерская  и налоговая учетная политика, следует указать, кто будет осущестапять налоговый учет в организации.

2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Каждая организация на основе Плана  счетов должна разработать собственный  рабочий план счетов. В нем следует  предусмотреть синтетические и  аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в организации. Оформляется рабочий  план счетов в виде приложения к  учетной политике.

Так, например, торговые организации  не используют в своем учете счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные  расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Следовательно, в их рабочем плане счетов эти счета отсутствуют. И наоборот, производственная организация может расходы, связанные с продажей своей продукции (упаковка, реклама, доставка до покупателя и т.п.), отражать или на счете 26 «Общехозяйственные расходы», или на счете 44 «Расходы на продажу». Этот момент должен быть зафиксирован в рабочем плане счетов. Также прописываются и субсчета, открытые к бухгалтерским счетам.

Информация о работе Система нормативного и правового регулирования в России