Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:35, реферат
Под управлением производством понимается направленное воздействие управляющей системы (администрации предприятия) на хозяйственные процессы, осуществляемые в управляемой системе в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности производства, повышения качества продукции и обеспечения на этой основе экономического и социального развития коллектива. Процесс управления сводится к постановке конкретных целей и задач, принятию оптимальных управленческих решений и организации контроля оперативного регулирования, оценки и анализа полученных результатов.
Организации в зависимости от видов деятельности (согласно уставу) подразделяются:
• производственные;
• коммерческие;
• производственно-коммерческие;
• кредитные (банки);
• страховые;
• научно-исследовательские;
• бюджетные;
• аудиторские фирмы;
• инвестиционные и иные подобные фонды и компании;
• общественные и другие некоммерческие организации;
• государственные и муниципальные предприятия;
• другие юридические лица.
Бухгалтерский учет не может игнорировать объективные и достаточно видимые индивидуальные особенности того или иного вида деятельности в микро- и макроэкономике. Поэтому в общей системе бухгалтерского учета образуются специализированные системы, способы и приемы регистрации, накопления и обобщения учетно-экономической информации, а также правила и стандарты, которые регламентируются специальными нормативными документами. Примерами специализированных учетных систем могут служить системы сальдового учета товаров в розничной торговле, бухгалтерского учета в банках, страховых компаниях, бухгалтерского учета инфляции, оперативно-бухгалтерского (сальдового) учета материалов и др.
Основными задачами бухгалтерского учёта (согласно Федеральному закону) признаны:
—- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчётности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчётности;
—- обеспечение информации необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразности, наличием и движением имущества, обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
—- предотвращение отрицательных результатов в хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.
Первая задача бухгалтерского учета исходит из интересов руководителей, учредителей, участников и собственников имущества организации, инвесторов, кредиторов, покупателей и других заинтересованных сторон. Бухгалтерская информация должна быть полной и достоверной, т.е. предоставлять пользователям все необходимые данные о деятельности хозяйствующего субъекта, его имуществе, обязательствах, результатах деятельности, а значит, быть полезной администрации предприятия и другим заинтересованным в информации лицам.
Вторая задача состоит в том, что в системе бухгалтерского учета необходимо формировать данные для контроля за соответствием фактов экономической деятельности законодательству РФ. Такая информация предназначена для подтверждения целесообразности хозяйственных операций, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Третья задача направлена на повышение эффективности управления хозяйственной деятельностью организации.
Бухгалтерский учет - одна из основных функций управления наряду с такими функциями, как планирование, регулирование, организация и стимулирование. Это означает, что совершенствование управления, создание рыночного механизма неразрывно связаны с развитием всей системы бухгалтерского учета.
В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются: контрольная, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, аналитическая.
1. Контрольная функция. В условиях совершенствования управления, наличия различных форм собственности, формирования рыночных отношений происходит усиление контрольной функции бухгалтерского учета благодаря совершенствованию его форм и методов, использованию зарубежного опыта, широкому внедрению вычислительной техники, использованию возможностей автоматизированных рабочих мест бухгалтера, экономиста, аналитика.
Наличие различных форм собственности, расширение прав предприятий не означают, что в народном хозяйстве должен быть ослаблен финансовый контроль, контроль за затратами на производство и реализацию продукции, выполненных работ и оказываемых услуг. Наоборот, работники учетного аппарата, контрольно-ревизионных служб, банков, аудиторских фирм, налоговых инспекций, опираясь на новые методы хозяйствования, должны осуществлять действенный контроль за использованием различных видов ресурсов. В единой целостной системе бухгалтерского учета роль контрольной функции усиливается и приобретает еще большее значение, поскольку администрации необходимо знать, например, не только финансовое состояние своего предприятия, но и финансовое положение, платежеспособность предприятий-конкурентов.
С помощью специальных приемов и способов бухгалтерского учета ведутся три вида контроля: предварительный -до совершения хозяйственной операции; текущий - во время осуществления операции; последующий - после ее совершения. •
2. Обеспечение сохранности собственности. Эта функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Следует особо отметить, что для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др.
Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности.
3. Информационная функция. Одной из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учет в системе управления и формирования рыночной экономики, является информационная функция. На современном этапе роль и значение своевременно поступающей объективной экономической информации усиливаются.
Учет является важнейшим источником, поставщиком фактической информации различным объектам управления - службам предприятия, его подразделениям, менеджерам, которые, используя эту информацию с другими данными, вырабатывают и принимают соответствующие управленческие решения.
4. Функция обратной связи. Бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, без которой немыслимо действие системы управления, тем более, ориентированной на функционирование в условиях широкой автоматизации.
Системный бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности предприятия и его подразделений за определенный период, о состоянии имущества, источников его образования, обязательств предприятия, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, заказчиками, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками (акционерами, учредителями и т. д.).
Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.
Функцию обратной связи, как правило, выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая фактически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Аналитическая функция тесно связана с информационной; однако рассматривать ее как информационное обеспечение для анализа неправомерно.
Реализация этой функции позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен, что имеет особо важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов и т. п.
1.4 Нормативное регулирование учета в России.
В Российской Федерации бухгалтерский учет регламентируется правовыми нормативными документами. Организации, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета:
Государственная Дума РФ,
Правительство РФ,
Министерство финансов РФ,
Министерство экономики РФ,
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ,
Государственный комитет РФ по статистике,
Центральный банк РФ.
На организацию бухгалтерского учета оказывают влияние неправительственные организации. Например, Институт профессиональных бухгалтеров России.
ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов.
Для этого им создано более 300 Учебно-методических центров (УМЦ).
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня:
• первый - законы и иные акты законодательства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета;
• второй - положения по бухгалтерскому учету;
•третий - методические указания по ведению бухгалтерского учета;
•четвертый - рабочие документы организации, формирующие его учетную политику (в методическом, техническом и организационном аспектах).
Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила. Определяющим законом РФ является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г., в котором устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами России.
Документы второго уровня представлены положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими правила ведения на отдельных его участках. К числу важнейших документов этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, а также положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные участки учета :
ПБУ 1/98 "Учетная политика организации",
ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство",
ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте",
ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации",
ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов",
ПБУ 6/01 "Учет основных средств",
ПБУ 7/98 "События после отчетной даты",
ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности",
ПБУ 9/99 "Доходы организации",
ПБУ 10/99 "Расходы организации",
ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах",
ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам",
ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи",
ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов",
ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию"
ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"
ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы"
ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"
ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"
ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности"
Документы третьего уровня имеют рекомендательный характер. Это инструкции, указания, дающие возможные варианты постановки учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой особенности. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина № 49), Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина № 34н) и др.
К документам четвертого уровня относятся указания, инструкции, положения, приказы и иные подобные документы по постановке и ведению бухгалтерского учета, непосредственно созданные в организации и являющиеся внутрифирменными стандартами. Примерами таких документов могут быть приказы о формировании учетной политики с приложением рабочего плана счетов, графика документооборота, форм первичных учетных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы, порядка проведения инвентаризации, должностные инструкции, положение по оплате труда.
1.5.Принципы бухгалтерского учета.
Принципы бухгалтерского учета - это исходные, базовые положения бухгалтерского учета как науки, лежащие в основе разработки правил ведения учета и составления отчетности, закрепленные в стандартах, положениях, регламентирующих бухгалтерский учет. На основе базовых принципов бухгалтерского учета разрабатывается учетная политика организации и формируются показатели финансовой отчетности.
Бухгалтерский учет - язык бизнеса любой организации, на котором разговаривают бухгалтеры и менеджеры всех уровней. Оперируя понятиями и показателями, они должны понимать под ними одно и то же либо знать методы расчета этих показателей для обеспечения их сопоставимости при анализе.