Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:35, реферат
Под управлением производством понимается направленное воздействие управляющей системы (администрации предприятия) на хозяйственные процессы, осуществляемые в управляемой системе в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности производства, повышения качества продукции и обеспечения на этой основе экономического и социального развития коллектива. Процесс управления сводится к постановке конкретных целей и задач, принятию оптимальных управленческих решений и организации контроля оперативного регулирования, оценки и анализа полученных результатов.
Следовательно, содержание указанной информации, в системном виде представляющее объективную характеристику финансового состояния (соотношение экономических ресурсов с их источниками: обязательствами и капиталом) и других экономических показателей, отражаемых в бухгалтерской отчетности предприятия, составляет круг интересов бухгалтерского учета в системе управления. Наличие и движение объектов хозяйственной деятельности в основном предопределяет сущность предмета бухгалтерского учета.
Предметом бухгалтерского учета является стоимостный кругооборот (движение) хозяйственных средств в процессе расширенного воспроизводства и их состояние на определенную дату.
Методология (концепция) бухгалтерского учета представляет собой систему способов и приемов, их научного обобщения в целях выработки инструментальных средств познания объектов хозяйственной деятельности в их динамике и статике. В практике бухгалтерского учета (как в России, так и за рубежом) применяются и постоянно дополняются различные частные методы фиксирования и группировки, обобщения, оценки (расчетов) отдельных учетных объектов и показателей.
Частные методы в совокупности составляют метод бухгалтерского учета (если предмет бухгалтерского учета является его подлежащим, то метод, отвечая на вопрос: как, каким образом?, означает его сказуемое).
Таким образом, метод бухгалтерского учета позволяет получить информацию о наличии и состоянии имущественных средств организации, источников формирования этого имущества (как собственных, так и заемных), результатах деятельности.
Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых непрерывно изучается и обобщается хозяйственная деятельность предприятия.
3.2. Элементы метода бухгалтерского учета
1. Приемы первичного наблюдения объектов бухгалтерского учета - документирование и инвентаризация. Первичное наблюдение представляет собой информационное обеспечение бухгалтерского учета.
2. Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета. Приемы - оценка и калькулирование.
3. Взаимосвязанное отражение, группировка информации об отдельных объектах бухгалтерского учета. Приемы - счета и двойная запись.
4. Полное (комплексное) обобщение и соизмерение информации об объектах бухгалтерского учета. Приемы - баланс и отчетность предприятия.
3.3. Сущность и значение инвентаризации.
Иногда изменения в составе хозяйственных средств не поддаются регистрации в документах в тот момент, когда они произошли (например, недостача материальных ценностей в процессе их хранения или перевозки, или вследствие особых физико-химических свойств этих ценностей: летучесть, хрупкость, усушка и т.п., или хищения). Все эти факты выявляются и регистрируются путем проведения инвентаризации.
Инвентаризация (в бухгалтерском понимании этого термина) относится к наиболее эффективным способам контроля за соответствием данных бухгалтерского учета действительному положению дел. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Расхождение между данными учета и фактическим наличием средств могут быть выявлены периодическими сверками остатков средств с данными учета, т.е. инвентаризацией.
Инвентаризация – это способ или прием бухгалтерского учета, служащий для обеспечения соответствия учетных данных о средствах и обязательствах организации, их фактического наличия.
В зависимости от полноты охвата средств, инвентаризация подразделяется на 2 вида:
-Полную, которая охватывает все виды средств и обязательств.
-Частичную, которая охватывает одну или несколько видов средств предприятия, либо часть средств на определенном участке производства. К ней относятся так же выборочная инвентаризация, проводимая для контроля работы предприятия и ее отдельных лиц.
По характеру инвентаризации подразделяются на:
-Плановые, которые осуществляются в заранее намеченные сроки, исходя из целесообразного и наилучшего их проведения.
-Внезапные, проводят по распоряжению руководителя предприятия, следственных или контролирующих органов.
Бывают так же внеплановые инвентаризации, которые проводят после стихийных бедствий и при смене материально ответственных лиц.
Порядок и сроки проведения инвентаризаций определяют руководители организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В соответствии с законодательством проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
1. При передачи имущества в аренду, выкупе, продажи, а так же при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия.
2. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества инвентаризации, которая проводилась не ранее 1-го октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводится 1 раз в 3 года, а библиотечных фондов 1 раз в 5 лет.
3. При смене материально ответственных лиц.
4. При выявлении фактов хищения, злоупотребления или потери имущества.
5. В случае стихийных бедствий, пожара или других ЧС.
6. При реорганизации или ликвидации организации.
Инвентаризации подлежат все имущество организации, независимо от его местонахождения, все виды обязательств, а так же имущество не принадлежащие организации и учитываемое у него за балансом. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и его материально ответственных лицу.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, куда включаются представители организации, работники бухгалтерии, другие специалисты и представители независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы 1-го члена комиссии при проведении инвентаризации, служит основанием для признания результатов организации недействительными. До начала проверки инвентаризационной комиссии необходимо получить последние, на момент инвентаризации приходные и расходные документы и отчет материально ответственных лиц, о движении материальных ценностей и денежных средств, которые визирует председатель инвентаризационной комиссии.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие описаны в расход.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяется путем подсчетов, взвешиваний, обмеров. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учетных финансовых обязательств записываются в инвентаризационной описи или в актах инвентаризации, не менее чем в 2-х экземплярах. На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице независимо от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.
Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке ценностей, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Материально ответственные лица в конце описи дают расписку, подтверждающую проверку комиссии в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий, а так же о принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. В случае смены материально ответственных лиц, принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества. На имущество, не принадлежащее организации, но находящиеся у него в аренде, на ответственном хранении или получении для переработки, составляются отдельные описи.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещение, где хранятся материальные, ценности при уходе комиссии должны быть опечатаны.
С целью выявления результатов инвентаризации и выявлений расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей составляются сличительные ведомости, которые также должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно сообщить об этом председателю инвентаризационной комиссии. По окончанию инвентаризации могут проводится контрольные проверки правильность проведенной инвентаризации, результаты которой оформлены актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.
Инвентаризация расчетов с банками и др. кредитными учреждениями, с бюджетом и внебюджетными фондами, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами заключается в проверки обоснованных сумм, числящихся на сетах бухгалтерского учета. Проверка осуществляется по первичным документам в согласовании с корреспондирующими счетами.
Выявления при инвентаризации расхождений фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражается на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) изменение имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты (т.е. на увеличение прибыли).
б) недостача имущества и его порча, в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения, т.е. на расходы, а сверх норм за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.
3.4. Оценка и калькулирование.
Оценка - это выражение в денежном измерении имущества организации и источников его формирования.
В основе оценки имущества предприятия лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении. Существуют также такие виды оценки хозяйственных средств, как первоначальная (инвентарная) стоимость, остаточная стоимость, балансовая стоимость, рыночная стоимость, восстановительная стоимость, ликвидационная стоимость, фактическая себестоимость, средняя себестоимость, ЛИФО, ФИФО и др.
Первоначальная стоимость определяется на дату принятия объекта к учету (постановки на баланс).
Инвентарная стоимость - совокупность затрат, связанных с возведением (новым строительством) и приобретением основных средств, нематериальных активов, созданием отдельных объектов нематериальных активов, реконструкцией и модернизацией объектов основных средств, доведением до состояния, пригодного к эксплуатации безвозмездно полученных долгосрочных активов.
Восстановительная стоимость образуется при переоценке объектов основных средств (доведении стоимости объектов до рыночных цен) в этом случае она становится первоначальной. Восстановительная стоимость равна сумме денежных средств, которую необходимо выплатить в настоящее время за аналогичные объекты.
Полная балансовая стоимость - стоимость материалов, незавершенного производства и других активов, отраженная в балансе предприятия по фактической себестоимости заготовления или производства.
Ликвидационная стоимость - возможная стоимость реализации объектов основных средств или их остатков по истечении срока эксплуатации.
При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии применяются следующие методы оценки:
• метод ФИФО - способ оценки материально-производственных запасов по себестоимости первых по времени закупок. При списании в производство (ином выбытии) стоимость материальных ценностей определяется по цене первых партий (ранее закупленных), затем последующей и далее в порядке очередности;
• метод ЛИФО — способ оценки материально-производственных запасов по себестоимости последних по времени закупок. Материальные ресурсы, выданные со склада, оцениваются по стоимости последних по времени приобретения;
• средняя себестоимость - способ оценки запасов, при которой материальные ресурсы на предприятии в течение месяца списываются по учетным ценам, а в конце месяца учитываются отклонения фактической себестоимости от учетной.