Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:27, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить состав, структуру и порядок формирования бухгалтерского баланса, определить содержание основных бухгалтерских отчетов и порядок их составления.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
ﻻ изучить теоретические аспекты состава, структуры и порядка формирования бухгалтерского баланса;
ﻻ охарактеризовать экономическое и финансовое состояние предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 5
2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО АКПЗ «КРАСНОГОРСКИЙ» 16
2.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 16
2.2. Финансовое состояние предприятия 29
3. СОСТАВ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА НА ПРИМЕРЕ ЗАО АКПЗ «КРАСНОГОРСКИЙ» 32
3.1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕРЕД ФОРМИРОВАНИЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 32
3.2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 34
3.3 КОНТРОЛЬ ОТЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 43
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
МИНЕСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО "ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ"
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА
Курсовая работа
По дисциплине "Бухгалтерская финансовая отчётность"
Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ЗАО АКПЗ «Красногорский» (г. Киров)
Выполнил: _____________,
студент _ курса группы ________
экономического факультета
______ формы _____________ формы обучения
по специальности "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит"
Руководитель: __________________
Киров 2012
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты состава, структуры и порядка формирования бухгалтерского баланса
2. Краткая экономическая характеристика ЗАО АКПЗ «Красногорский»
2.1 Экономическая характеристика организации
2.2. Финансовое состояние предприятия
3. Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ЗАО АКПЗ «Красногорский»
3.1 Подготовительная работа перед формированием бухгалтерского баланса
3.2 Последовательность в формировании бухгалтерского баланса
3.3 Контроль отчетных показателей
Выводы и предложения
Список литературы
Приложения
Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше находиться в зависимости от экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли в результате принимаемых решений, в том числе определения круга клиентов, поставщиков и других возможных партнеров. При этом большое значение придается полноте, достоверности и прозрачности информации. Самым значимым источником такой информации является бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Бухгалтерский баланс, как одна из главных форм отчётности играет определяющую роль в управлении предприятия. Данная роль заключается в определении экономической политики предприятия, сбережении имущества предприятия, его обязательств и фондов на определённый момент времени. Также баланс необходим организации для проведения анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить состав, структуру и порядок формирования бухгалтерского баланса, определить содержание основных бухгалтерских отчетов и порядок их составления.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
ﻻ изучить теоретические аспекты состава, структуры и порядка формирования бухгалтерского баланса;
ﻻ охарактеризовать экономическое и финансовое состояние предприятия;
ﻻ рассмотреть состав, структур и порядок формирования бухгалтерского баланса предприятия.
Актуальность этой темы состоит в том, что на протяжении последних лет последовательно проводиться работа по формированию системы российских бухгалтерских стандартов и других документов по бухгалтерскому учету и отчетности, приближенных к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Объектом исследования послужило закрытое акционерное общество агрокомбинат племзавод «Красногорский» (сокращенное наименование – ЗАО АКПЗ «Красногорский») г. Киров.
Период исследования для анализа экономического и финансового состояния – 2006-2010 гг., для анализа бухгалтерского баланса – 2010 г. В работе используются общенаучные методы: группировка, сравнение, обобщение.
В качестве источников теоретической информации используются нормативные акты, справочная информация, учебные пособия и монографии экономистов по теме исследования. Для анализа деятельности предприятия и его бухгалтерского баланса используются учетные регистры, бухгалтерская отчетность предприятия, организационные документы.
Баланс (от французского "balance" - весы) представляет собой систему показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату [14].
В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой - по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике. Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг[21].
Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности. Среди других слагаемых метода бухгалтерского учета двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса. В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и основа для оценки финансового положения фирмы. С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка.
Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой [22].
Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения [17].
Умение читать баланс - это знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.
Умение чтения бухгалтерского баланса дает возможность:
получить значительный объем информации о предприятии;
определить степень обеспеченности предприятия собственными и оборотными средствами;
установить, за счет, каких статей изменилась величина оборотных средств;
оценить общее финансовое состояние предприятия даже без расчетов аналитических показателей [20].
Бухгалтерский баланс является реальным средством коммуникации, благодаря которому:
руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием;
аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента;
аналитики определяют направления финансового анализа [20].
Основным элементом бухгалтерского баланса (единицей отражаемой в нём информации) считается балансовая статья (строка). Балансовая статья соответствует показателю (на начало или конец отчётного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников их образования (капитал собственника и привлечённый капитал или обязательства).
В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы - в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее статьи пассива [22].
По строению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел - актив и пассив, итоги которых всегда равны между собой. В активе бухгалтерского баланса содержатся статьи, в которых показываются определённые группы имущественных средств и прав на них, объединённые в зависимости от стадий кругооборота средств в разделах "Внеоборотные активы" и "Оборотные активы". При формировании структуры актива баланса статьи располагаются в порядке растущей ликвидности, то есть в зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму [20].
Пассив отражает величину, лежащих на хозяйствующем субъекте обязательств за полученное имущество и право распоряжения им. Такие обязательства возникают, прежде всего, перед собственниками как в силу первоначального их вклада при создании организации и последующих дополнительных взносов (уставный капитал), так и накопления средств за счёт оставления и распоряжении организации части полученной прибыли (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределённая прибыль). Эти обязательства находят отражение в разделе "Капитал и резервы". Другой вид обязательств - это обязательства перед третьими лицами (кредиторами, кредитными организациями и др.), которые находят отражение в зависимости от срока погашения в разделах "Краткосрочные обязательства" и "Долгосрочные обязательства". Статьи пассива располагаются в порядке возрастающей степени срочности возврата обязательств, или другими словами - востребования капитала [20].
Действующим законодательством установлены единые основополагающие принципы и правила составления бухгалтерского баланса для всех хозяйствующих субъектов. Принятая в настоящее время структура бухгалтерского баланса (Форма № 1) в значительной мере приближена к мировой практике [22].
Применительно к МСФО формирование бухгалтерских показателей осуществляется по принципу баланса-нетто, то есть, исключая из балансового подсчёта суммы регулирующих величин, которые раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и пояснительной записке. Активы и пассивы показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) - на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года). Оценка имущества и обязательств осуществляется организацией для отражения их в учёте и отчётности в денежном выражении в соответствии с правилами оценки отдельных объектов учёта и статей баланса на основе действующих положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ). В балансе не допускается зачёт между статьями активов и пассивов, кроме случаев, предусмотренных соответствующими нормативными документами по бухгалтерскому учёту [19].
Для обеспечения сопоставимости данных баланса на начало и конец отчётного года номенклатура статей вступительного (на начало года) баланса приводится в соответствие с номенклатурой статей, установленного для заключительного (на конец года) баланса.
Таким образом, бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей и является как методом бухгалтерского учёта, так и одной из форм годовой и периодической отчётности.
Структура бухгалтерского баланса представляет собой два ряда чисел - актив и пассив, которые содержат в себе статьи, показывающие определённые группы имущественных средств и прав на них (актив) и отражающих величину, лежащих на хозяйствующем субъекте обязательств за полученное имущество и право распоряжения им (пассив).
Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. вступает в силу Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н), которым установлены обновленные формы бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). Одновременно утратит силу Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н (далее - Приказ N 67н), содержащий формы отчетности, которые заполнялись компаниями по итогам 2010 г., а также Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина России от 22.09.2010 N 108н) [13].
В Письме Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01, в котором приведены Рекомендации аудиторам по проверке годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 г., отмечено: формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 г. должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за этот год. Это объясняется тем, что формы и содержание включаемых в состав промежуточной отчетности баланса и отчета о прибылях и убытках должны соответствовать формам и содержанию баланса и отчета в составе годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому начать изучать новые формы следует как можно скорее, не дожидаясь окончания 2011 г.
Новые формы отчетности представляют собой:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в виде трех отчетов: об изменениях капитала, движении денежных средств и целевом использовании полученных средств [13].
Ранее отчеты об изменениях капитала, движении денежных средств и целевом использовании полученных средств считались самостоятельными формами бухгалтерской отчетности, а в качестве приложения к балансу рассматривались таблицы, теперь называемые пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Заметим: если раньше формы отчетности были пронумерованы, то теперь такая нумерация отсутствует (хотя коды по ОКУД остались прежними).