Совершенствование аудита основных средств и нематериальных активов на ОАО «Элеватормельмонтаж»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течении длительного периода времени. Под воздействием внешней среды они постепенно изнашиваются и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течении нормативного срока службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам. Поэтому в условиях рынка важной проблемой является правильное начисление амортизации и возможность быстрого возмещения первоначальной стоимости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…………………....2
Раздел 1. Теоретическое обоснование темы……………………………………….….………....6
1.1. Обзор специальной литературы и точки зрения……..…………..…….……………..6
1.2. Аудит, аудиторская деятельность и аудиторские организации……………………...7
Раздел 2. Анализ финансового состояния ОАО «Элеватормельмонтаж»……………….…..14
Раздел 3.Аудит учета движения и сохранности основных средств и нематериальных активов ………………………………………..………………………….…...……...…………….20
3.1. Аудит оценки и сохранности основных средств……….………….….……..…….20
3.2. Аудит поступления и выбытия основных средств ………………………..….….26
3.3. Аудит износа и ремонтов основных средств ………………………………….…….33
3.4. Проверка нематериальных активов и их износа…………………………………….38
Раздел 4. Совершенствование аудита основных средств и нематериальных активов на ОАО «Элеватормельмонтаж» ……………………………………………………...…………………...46
Заключение…………………………………………………………………………………………49
Литература………………...………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по аудиту.doc

— 424.48 Кб (Скачать документ)

       Важной задачей контроля основных средств является выявление соблюдения действующего порядка их приобретения и списания, а также отражения их наличия и движения в бухгалтерском учете.

       Основные средства могут поступать на предприятие различными способами: путем приобретения (сооружения) объектов за плату или в обмен на другое имущество, получения в счет вклада в уставный капитал, по договору дарения или путем взятия в аренду (лизинг). 

       При проверке операций по поступлению основных средств необходимо установить, обоснованно ли экономически строительство тех или иных объектов, включено ли оно в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым финансированием, имеется ли в полном объеме проектно-сметная документация. Необходимо установить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту и своевременность оприходования поступивших в хозяйство основных средств, а также правильность документального оформления и реальность их оценки.

       Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путем изучения первичных документов и записей по счетам 01 «Основные средства», 08 «Капитальные вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». 11 «Животные на выращивании и откорме» и др.

       Источниками таких данных являются акты приемки-передачи основных средств (форма №ОС-1); накладные на внутрихозяйственные перемещения (форма №ОС-2); акты приема-сдачи отремонтированных объектов (форма №ОС-3); инвентаризационные описи (форма №ИНВ-1); инвентарные карточки (форма  №ОС-6); журнал-ордер № 13 и др. 

       Практика аудиторских проверок показывает, что нарушения и ошибки в бухгалтерском учете допускаются главным образом при оформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что, в отличие от других материальных ценностей, основные средства требуют особого первичного учета. Например, при поступлении (приобретении) основных средств применяются накладные или счета-фактуры (товарные документы), но эти документы не могут служить основанием для оприходования и введения в эксплуатацию основных средств. Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должно быть оформлено актом приема-передачи основных средств (форма №ОС-1). Только с этого момента начинается отсчет начисления амортизации (износа) и возмещения уплаченного поставщикам НДС по основным средствам. Разумеется, НДС должен быть выделен отдельной строкой в расчетно-платежных документах. Отсюда следует вывод, что несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление амортизации (износа), что приводит к искажению остаточной стоимости объектов и финансовых результатов деятельности организации, а также к увеличению платежей в бюджет по НДС в данном периоде. 

       При проверке поступления основных средств в порядке их безвозмездной передачи устанавливают наличие соответствующих двусторонних актов приема-передачи указанных объектов, их техническое состояние и своевременность оприходования и закрепления за материально ответственными лицами.

       Приобретение бывших в эксплуатации объектов у других организаций должно быть тщательно проверено с точки зрения установления законности и целесообразности каждой операции, а также своевременности поступления и полноты оприходования таких объектов на балансовый учет. 

       Отдельно следует проверить операции по оприходованию полученных основных средств в виде вкладов в уставный капитал. 

       Таким образом, при проверке приобретения основных средств необходимо установить: ведется ли аналитический учет по счету 08 «Капитальные вложения»; ведутся ли субсчета по счету 08 и соответствуют ли они Плану счетов; куда относятся затраты по капитальному строительству; как оформляется ввод в эксплуатацию основных средств и т.д.; облагаются ли НДС затраты по строительно-монтажным работам, выполненных хозяйственным способом. 

       Ниже приводится примерная корреспонденция счетов по поступлению (увеличению стоимости) основных средств и учета НДС по ним, которая используется при проведение аудиторских проверок.                                                                                                  Таблица  №6.

Учет поступления (приобретения) основных средств

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
    Дебет Кредит
1 Приобретение ОС от поставщиков (за счет капитальных вложений):    
  а) стоимость приобретения 08.4 60, 76
  б) НДС выделенный 19.1 60, 76
  в) уплата поставщику стоимости ОС и НДС 60, 76 51, 52
  г) оприходование и передача в эксплуатацию ОС 01.1 08.4
  д) возмещение (списание) уплаченного НДС 68 19.1
2 Поступление и оприходование ОС от учредителей в счет вкладов в уставный капитал организации 01.1 75
3 Получение  ОС по лизингу или в текущую аренду 001 -
4 Оприходование ОС, полученных безвозмездно:    
  а) Рыночная стоимость объекта ОС 08.4 98.2
  б) Услуги транспортной организации по доставке 08.4 76
  в) Сумма НДС по этим услугам 19.1 76
  г) Объект ОС введен в эксплуатацию по первоначальной стоимости 01.1 08.4
  д) Начислена амортизация по объектам ОС 25 02
  е) Отражены доходы по полученным безвозмездно объектам ОС 98.2 91.1
5 Строительство объекта ОС хозяйственным способом    
  а) Отражены затраты по строительству объекта ОС (амортизация ОС, НМА, материалы, зарплата, единый соц. налог и др.) 08.3 02, 05, 10, 69, 70
  б) Начислен НДС на всю сумму затрат 19.3 68
  в) Объект ОС введен в эксплуатацию по первоначальной стоимости 01.1 08.3
  г) Произведен зачет НДС 68 19.3
6 Отражение суммы дооценки (уценки)  при переоценке ОС 01.1 83 83 01.1
7 Оприходование излишков ОС, выявленных при инвентаризации 01.1 91.1
 

       Аудиторской проверке подлежат также операции по списанию основных средств. Основные средства организации выбывают в следствии ветхости, износа, стихийных бедствий, недостач, хищений, реконструкции и замены малоэффективных объектов, а также продажи, безвозмездной передачи и т.д. 

       В процессе проверки аудитор должен установить причину списания объектов основных средств, законность и целесообразность этих операций, порядок ликвидации пришедших в негодность основных средств, полноту оприходования запасных частей, лома, других материалов, полученных от ликвидации объектов. Законность и целесообразность операций по выбытию основных средств устанавливаются проверкой первичных документов (актов списания (форма №ОС-4), актов приема-передачи (форма №ОС-1), накладных, счетов фактур и т.д.), данных аналитического и синтетического учета (карточек учета движения основных средств, журнала-ордера №13, главной книги). Аудитору необходимо изучить все акты на списание зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества организации. При этом следует обращать внимание на соблюдение установленных форм этих документов, заполнение в них реквизитов, наличие мотивированных заключений комиссии, подписей всех членов комиссии и руководителя организации, утверждающего эти акты. 

       При безвозмездной передаче основных средств оформляется акт приемки-передачи основных средств (форма №ОС-1) .

       На основании акта и сопроводительных документов составляется группировочная ведомость, по итогам которой списывают балансовую стоимость и износ основных средств так же, как  и при реализации за плату. Отражение операций по безвозмездному выбытию производится только после получения от организации-получателя извещения (авизо) об оприходовании. До этого исчисление амортизации по передаваемым основным средствам не прекращается.  

       Если предприятие сдает в аренду объекты основных средств, то аудиторам необходимо на основе анализа заключенных договоров, расчетно-платежных документов выяснить целесообразность и законность таких операций, своевременность поступления арендных платежей, правильность их регистрации в учете и налогообложения. 

       Ликвидацию основных средств в производят по распоряжению руководителя ОАО «Элеватормельмонтаж». Обычно с баланса в порядке ликвидации списывают здания и сооружения, снесенные в  связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятия, а также пришедшие в ветхое состояние, морально устаревшие и непригодные для дальнейшего использования оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструменты, если их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно и они не могут быть реализованы. 

       Во всех этих случаях составляется акт о частичной или полной ликвидации  основных средств, в котором указывают наименование объекта, год его изготовления или постройки, дату поступления в организацию и ввода в эксплуатацию, его инвентарный номер, местонахождение, балансовую стоимость, износ, количество капитальных ремонтов. Здесь же приводят подробные сведения о техническом состоянии основных частей, деталей, конструктивных элементах объекта и обосновывают необходимость его ликвидации (износ, преждевременное выбытие вследствие ненормальных условий эксплуатации, аварии и др.).

       Для списания с баланса предприятия стоимости машин, оборудования и транспортных средств, пришедших в негодность при аварии, к акту списания должна быть приложена копия акта об аварии с указанием  причин и виновников.

       В особом разделе акта на списания приводится экономический результат ликвидации (прибыль или убыток). При этом сопоставляют балансовую стоимость объектов и затраты по ликвидации - с одной стороны; сумму их износа и стоимость материальных ценностей, полученных от ликвидации, - с другой.

       Таким образом, при ликвидации объекта основных средств составляются следующие проводки:                    

                                                                                                                                  Таблица  №7.

       
№ п/п Содержание операций Сумма, руб. Корреспонденция счетов
      Дебет Кредит
1 Первоначальная (восстановительная) стоимость ОС 20.000 01.2 01.1
2 Начисленная амортизация по объекту ОС 16.000 02 01.2
3 Расходы по ликвидации  объекта ОС 1.000 91.2 10, 69, 70, 76
4 Стоимость оприходованных материалов, запчастей по рыночной цене 3.000 10 91.1
5 Списывается остаточная стоимость объекта ОС 4.000 91.2 01.2
6 Финансовый результат - убыток 2.000 99 91.9
 

       При реализации основных средств за плату на величину балансовой стоимости реализованных объектов в бухгалтерском учете кредитуется счет основные средства и дебетуется счет выбытие основных средств. Одновременно списывают сумму износа передаваемого объекта основных средств в дебет счета износа основных средств. Тем самым общая балансовая стоимость основных средств уменьшается.

       Пример №1: В декабре 2000г. ОАО «Элеватормельмонтаж» купил станок. Его первоначальная стоимость составила 660.000 руб. Согласно Единым нормам амортизационных отчислений, годовая норма амортизации станка равна 10 процентам.

       В июле 2001г. ОАО «Элеватормельмонтаж» продало станок за 1.080.000 руб. (В том числе НДС - 180.000 руб.).

       В январе-июле 2001г. была начислена амортизация станка в сумме 33.000 руб. (660.000 руб.*10%:12 мес.*6 мес.).

       Заработная плата рабочих, которые демонтировали станок, и единый социальный налог, начисленный на эту зарплату, составили 50.000 руб.

       Таким образом, в июле 2001г. в бухгалтерском учете организации были сделаны следующие проводки (по новому плану счетов):

       Д-т 01 субсчет «Выбытие основных средств»

       К-т 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

  • 660.000 руб. - списан станок;

       Д-т 02

       К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств

  • 33.000 руб. - списана амортизация, начисленная за время эксплуатации станка;

       Д-т 91 субсчет «Прочие расходы»

       К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств»

  • 627.000 руб. - списана остаточная стоимость станка;

       Д-т 23

       К-т 70 (69)

  • 50.000 руб. - начислена заработная плата рабочим, которые демонтировали станок, а также единый социальный налог;

       Д-т 91 субсчет «Прочие расходы»

       К-т 23

  • 50.000 руб. - списаны расходы по демонтажу станка;

Информация о работе Совершенствование аудита основных средств и нематериальных активов на ОАО «Элеватормельмонтаж»