Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:58, автореферат
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в системном рассмотрении теоретических и практических проблем развития и совершенствования налоговой отчетности и методов ее внутреннего аудита.
Достижение поставленных целей предполагало решение следующих задач:
- раскрыть сущность налоговой отчетности и выявить ее место в системе экономической отчетности предприятия;
- рассмотреть пути совершенствования налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу;
- изучить особенности формирования и унифицировать формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, индивидуальному подоходному и социальному налогам;
- разработать внутрифирменные стандарты внутреннего аудита по налоговым обязательствам;
- обосновать пути улучшения методики проведения внутреннего аудита и анализа налоговой отчетности.
Внедрение результатов исследования. Научные результаты и практические предложения, содержащиеся в диссертации, внедрены на АО ПК «Южполиметалл» Южно-Казахстанской области. Кроме того, предложения и выводы данной диссертации используются в преподавании дисциплины «Налоговый учет» в Шымкентском институте Международного Казахско-Турецкого университета им.Х.А.Ясави.
Публикации. По результатам исследования опубликовано 11 научных статей, из них 6 в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК, 4 в сборниках докладов на международных и республиканских конференциях, 1 в зарубежных изданиях.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также логическим изложением материала. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения списка использованных источников и приложения. Диссертационная работа изложена на 143 страницах печатного текста и содержит 29 таблиц, 10 рисунков, 10 приложений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Исследуя проблемы налоговой отчетности, мы столкнулись с вопросами теоретически слабого определения и слабого обоснования налоговой отчетности как завершающего этапа налогового учета. Необходимость рассмотрения налоговой отчетности аргументируются выделением налогового учета как самостоятельного вида. В экономической литературе налоговый учет определяется как процесс фиксации имущества налогоплательщика, совершаемых им хозяйственных операций и их результатов для установления показателей, необходимых для исчисления суммы налога, подлежащего взносу в бюджет. Однако подобное рассмотрение налогового учета присуще и бухгалтерскому учету.
Основная проблема современного налогового учета заключается в отсутствии единой методической базы и в несовершенстве альтернативных предложений по созданию налогового учета. Методическое решение проблемы должно базироваться на выборе варианта ведения налогового учета с точки зрения движения информации и составления отчетности. Причем налоговый учет не следует рассматривать как самостоятельный вид учета, скорее, это часть системы бухгалтерского учета, включающая в себя кроме налоговой финансовую и управленческую составляющие. Функционирование налогового учета вне финансового учета нецелесообразно, поскольку это исключает прежде всего из системы финансового учета целый ряд учетных процедур, связанных с определением налоговых обязательств организаций, без которых формирование достоверной бухгалтерской отчетности невозможно. По нашему мнению, под термином «отчетность» следует понимать совокупность итоговых данных системы бухгалтерского учета предприятия, составленную на определенную дату. Отчетность предприятия для внешних пользователей должна подразделяться на три вида: финансовую, статистическую, налоговую. Налоговая отчетность, на наш взгляд - это данные об исчислении и начислении налогов, предстоящих перечислению в бюджет, а также подлежащих возврату из бюджета, подготовленных в установленном порядке и приведенных в специальных налоговых формах налоговой отчетности.
При использовании организацией регистров налогового учета не следует забывать о том, что основой информационного обеспечения являются первичные документы, используемые в целях налогового учета. Однако это не означает ведение отдельных форм первичных документов, либо создание новых специализированных регистров налогового учета. Для ведения налогового учета первичные документы разделяются в соответствии с целью их использования и в зависимости от отношения к налогообложению (рисунок 1).
Рисунок 1 - Выделение налогового учета как подсистемы и налоговой отчетности как отдельной самостоятельной отчетности
Примечание: составлен автором
Цель налоговой отчетности, как нам представляется, должна определяться в зависимости от группы пользователей информации, находящейся в налоговой отчетности. Так, по нашему мнению, пользователей налоговой отчетности можно разделить на две основные группы пользования: на макроуровне и на микроуровне. Пользователи налоговой отчетности на микроуровне используют налоговую отчетность на уровне внутреннего контроля исчисления и полноты погашения налоговых обязательств, начисления и составления налоговой отчетности, а также решения о распределении, перераспределении чистой прибыли организации, дополнительном вложении собственных средств учредителей. На макроуровне налоговая отчетность применяется в качестве контроля информации о начислении и погашаемости налоговых обязательств перед государственными органами, а также информации о чистой прибыли, которая распределяется между акционерами и имеет большой интерес для потенциальных инвесторов. С нашей точки зрения, все пользователи налоговой отчетности имеют реальный финансовый интерес, поскольку в мире рыночных отношений информация, которая несет финансовый интерес или может предоставить какие-либо экономические выгоды, уже определяет пользователя данной информации как пользователя с прямым финансовым интересом. Таким образом, по нашему мнению, основной целью пользователей налоговой отчетности как на макро-, так и на микроуровне являются контроль и вложение.
Контроль налоговой отчетности на микроуровне, который проводится отделом (службой) внутреннего аудита и финансово-управленческим персоналом, позволяет следить за правильностью исчисления и начисления налоговых обязательств, подготавливать достоверную налоговую отчетность, контролировать полноту и своевременность уплаты налоговых обязательств в соответствующие органы. Тем самым достигаются недопущение ошибок в налоговой отчетности и предупреждение административно-штрафных санкций. Акционеры и учредители предприятия имеют прямой финансовый интерес и являются пользователями микроуровня, который определяет возможность расширения предприятия путем реинвестирования за счет чистой прибыли организации либо полного распределения чистой прибыли организации между акционерами (учредителями).
На макроуровне контрольной целью владеют государственные структуры, следящие за правильностью исчисления и начисления налоговых обязательств, составления и предоставления налоговой отчетности в срок и в установленном порядке. В этом плане основным пользователем на макроуровне с прямым финансовым интересом являются налоговые органы на всех уровнях государственного управления. Однако нельзя забывать о внешнем государственном контроле экономической законности ведения предпринимательской деятельности предприятий. На макроуровне пользования налоговой отчетности также исследуется вопрос о новых вложениях в организацию, что достигается путем анализа информации налоговой отчетности в области чистой прибыли и распределения ее между акционерами. На наш взгляд для грамотного изучения финансового состояния организации необходимо проанализировать налоговую отчетность. Рассмотрение пользователей налоговой отчетности на макро- и микроуровнях позволяет определить значимость этой отчетности.
В разделе 1.2 диссертационной работы рассмотрены мнения различных казахстанских и зарубежных авторов по поводу определения принципов, качественных характеристик, а также требований предъявляемых к налоговой отчетности. На основании исследования их трудов нами была составлена схема взаимосвязи принципов налогообложения качественных характеристик, а также требований, предъявляемых к налоговой отчетности.
Выделение налогового учета в подсистему бухгалтерского учета позволяет налоговой отчетности быть самостоятельным видом отчетности ввиду приобретения ею завершающего характера. Исследуя виды отчетности предприятия, можно разделить их на две основные группы. Первая группа не имеет заключительного характера, в нее входят оперативная и управленческая отчетности. Некоторые авторы выделяют бухгалтерскую отчетность, однако она является перефразированной финансовой отчетностью; с введением международных стандартов финансовой отчетности применение понятия «бухгалтерская отчетность», по нашему мнению, является некомпетентным. Отнесение публичной отчетности к самостоятельному экономическому виду отчетности абсолютно не обоснованно, поскольку она выносится на обозрение публики, а такой отчетностью на сегодняшний день является финансовая отчетность. Выделение же синонимических названий экономической отчетности как самостоятельных видов нецелесообразно. Во вторую группу отчетностей, имеющих завершающий итоговый характер, можно включить финансовую, статистическую и налоговую отчетности. Определяя налоговую отчетность как самостоятельный вид отчетности и завершающий этап налогового учета, как подсистему бухгалтерского учета, мы устанавливаем закономерную цепочку обоснованности ее выделения. Иными словами, зная, что налоговый учет является подсистемой системы бухгалтерского учета, а налоговая отчетность - логическим завершением учета налогов, определить место и взаимосвязь налоговой отчетности с другими видами отчетности предприятия несложно.
Выделение налогового учета в отдельный вид на законодательном уровне позволяет вести раздельный учет предприятия в целях как бухгалтерского, так и налогового учета. Подобное разделение учета позволяет специализировать учетные данные для их использования, тем самым облегчается задача составления финансовой и налоговой отчетностей. По нашему мнению, выделение налоговой отчетности в отдельный вид - не только жизненная необходимость, но и фактическая обоснованность. Во-первых, выделение налогового учета как подсистемы системы бухгалтерского учета, а соответственно и налоговой отчетности как завершающего этапа налогового учета позволит определить налоговую отчетность как самостоятельный вид отчетности. Во-вторых, государственная необходимость такого выделения заключается в доле налоговых поступлений в бюджет, которая превышает 90% от общих доходов государства, что позволяет решать фискальную функцию налогов. В-третьих, налоговая отчетность регламентирует доходность предприятия, тем самым определяется стоимость ее акций к общей заинтересованности потенциальных инвесторов. На наш взгляд, для точного определения взаимосвязи налоговой отчетности с другими видами отчетности следует четко установить состав и элементы отчетностей предприятия. В таблице 1 представлены финансовая отчетность, а также основной состав налоговой и статистической отчетностей на предприятии АО ПК «Южполиметалл». Как видно из этой таблицы, элементы, принадлежащие тому или иному виду отчета, присущи не только ему, но и по мере своей взаимосвязи другим видам отчетности.
Таблица 1- Взаимосвязь налоговой отчетности с другими видами отчетностей на примере предприятия АО ПК «Южполиметалл»
Финансовая отчетность | Налоговая отчетность | Статистическая отчетность (1 ПФ) |
1 | 2 | 3 |
Форма 2, раздел- доходы | 100.01, 100.02, 100.05 | Продукция |
Форма 2, раздел- расходы | 100.10, 100.12, 100.13, 100.18, 100.21, 100,22 | Расходы, связанные с обычной деятельностью предприятия (организации) |
Форма 2 | Форма 100.39 | Доходы и результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия |
Форма 1, разделы -долгосрочные и краткосрочные обязательства | Форма 100.38, разделы -долгосрочные и краткосрочные обязательства | Задолженность |
| 100.00, 201.00, 300.00, 400.00, 600.00, 700.00. Итоговая строка в форме 100.00, 100.00.032 | Налоги и другие обязательные платежи в бюджет, ОПВ в НПФ |
Бухгалтерский баланс | Бухгалтерский баланс | Баланс |
Примечание- Составлена автором |
Так, к основным элементам налоговой отчетности формы 100.00 относятся активы, обязательства, собственные средства, доходы, расходы. Выявляя сходные черты, мы обнаружили, что статистическая отчетность формы 1 ПФ имеет такие же элементы отчетности, в финансовой отчетности тоже имеются такие элементы но они распределены по другим видам отчетности, к примеру, доходы и расходы находятся в отчете о доходах и расходах формы 2. Кроме того, формы налоговой отчетности (201.00, 600.00, 601.00) со всеми приложениями и дополнительными формами имеют отражения элемента обязательства по оплате труда, такие данные можно найти в статистической отчетности формы IT. Элементы формы налоговой отчетности 700.00 со всеми приложениями и дополнительными формами отражаются и в форме статистической отчетности формы 11. Но сходность элементов не свидетельствует о том, что все показатели, которые представляются в отчетности, имеют одинаковое отражение. По нашему мнению, отчетность предприятия должна быть сходна не только по структурным показателям, но и по суммарным значениям; это позволит усилить контроль за предприятиями со стороны государственных органов. К сожалению, на нынешнем этапе развития отчетности в целом нет согласованности в показателях, это зачастую результат несогласованности представления отчетностей во временном пространстве. Например, при составлении бухгалтерского баланса в финансовой и налоговой отчетностях все показатели будут идентичны, а в статистической отчетности они будут иметь расхождения, потому что при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года имеется возможность отсрочить представление финансовой и налоговой отчетностей на 30 календарных дней, а представление формы 1 ПФ статистической отчетности, в которой и находится бухгалтерский баланс, должно быть не позднее 25 числа, следующего за отчетным периодом. Иными словами, статистическая отчетность отправляется раньше и данные в ней являются неокончательными, а при представлении налоговой и финансовой отчетности все данные, имеющиеся в них, являются окончательными.
Для полного и досконального определения взаимосвязи налоговой отчетности с другими видами отчетности сравним в виде примера несколько форм финансовой, налоговой и статистической отчетностей (таблица 1). Рассматривая отчетности в зависимости от их сопоставления, можно провести некую линию взаимосвязи отчетностей. Так, показатели форм 100.01 «Доходы от реализации товаров (работ, услуг)», 100.02 «Доход от прироста стоимости при реализации зданий, сооружений (за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств), а также активов, не подлежащих амортизации», 100.05 «Другие доходы», должны быть сопоставимы с показателями статистической отчетности 1 ПФ, раздел «Продукция», где отражаются объем произведенной продукции, доходы от основной деятельности, доходы от реализации, доходы от неосновной деятельности, а также эти же показатели должны отражаться и в финансовой отчетности формы 2 «Отчет о доходах и расходах» в подразделе «Доходы от реализации продукции и оказания услуг», «Доходы от финансирования», «Прочие доходы».
Информация о работе Совершенствование налоговой отчетности и методика ее внутреннего аудита