Совершенствование налоговой отчетности и методика ее внутреннего аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:58, автореферат

Описание

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в системном рассмотрении теоретических и практических проблем развития и совершенствования налоговой отчетности и методов ее внутреннего аудита.

Достижение поставленных целей предполагало решение следующих задач:

- раскрыть сущность налоговой отчетности и выявить ее место в системе экономической отчетности предприятия;

- рассмотреть пути совершенствования налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу;

- изучить особенности формирования и унифицировать формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, индивидуальному подоходному и социальному налогам;

- разработать внутрифирменные стандарты внутреннего аудита по налоговым обязательствам;

- обосновать пути улучшения методики проведения внутреннего аудита и анализа налоговой отчетности.

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование налоговой отчетности.doc

— 246.50 Кб (Скачать документ)

Для создания унифицированной налоговой отчетности по налогам, связанным с оплатой труда работников, необходимо определить основные элементы налоговой отчетности каждого вида налога, связанного с оплатой труда. Разработка такой формы имеет свои предпосылки: во-первых, и Социальный налог, и Индивидуальный подоходный налог напрямую связаны с заработной платой; во-вторых, Декларация по социальному налогу и Расчет по индивидуальному подоходному налогу сдаются в налоговые органы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; в-третьих, оба этих налога рассчитываются при начислении заработной платы работников. Исходя из таких предпосылок и мотивации унификации нами предлагается объединить формы 600.00 и 201.00, а приложения и дополнение к формам оставить в прежнем виде, но с изменением в номере формы. Определив элементы Расчета по индивидуальному подоходному налогу, можно создать унифицированную форму налоговой отчетности по оплате труда. В диссертационной работе нами представлена унифицированная форма Расчета налогов по оплате труда (таблица 19). Использование предлагаемой унифицированной формы позволит налогоплательщикам: уменьшить число заполняемых форм налоговой отчетности; объединить налоговую отчетность по налогам, связанным с оплатой труда; снизить  затраты  времени  на  оформление  налоговой  отчетности  по налогам, связанным с оплатой труда.

При формировании Декларации по социальному налогу по предприятию с учетом всех его подразделений к ней прилагаются форма 600.01, отражающая общее суммарное значение по всему предприятию. Но если иметь в виду такую возможность, что каждое структурное подразделение будет сдавать налоговую отчетность по социальному налогу по местам нахождения и регистрации в налоговом комитете, как, например, сдается налоговая отчетность по индивидуальному подоходному налогу, в этом случае можно использовать унифицированную форму Расчета налогов по оплате труда.

Необходимо отметить и тот факт, что все структурные подразделения сдают в налоговые органы ежеквартально вместе с Декларацией по социальному налогу Расчет сумм социального налога, подлежащих уплате по структурному подразделению, в котором указано, сколько всего начислено налогов по юридическому лицу, а также приведены суммы исчисленного налога за головную организацию и по филиалам/представительствам. Однако на лицевые счета налогового комитета попадают суммы, указанные в форме 601.00 - Расчет суммы социального налога, подлежащие уплате по структурному подразделению. При сдаче форм 600.00 и 601.00 нередко возникали ошибки дублирования исчисленного налога, которые отражались на лицевых счетах организаций в налоговом комитете. По нашему мнению, Декларация по социальному налогу должна сдаваться только в конце отчетного периода, а Расчет суммы социального налога, подлежащей уплате по структурному подразделению, - ежеквартально, в таком случае будет предотвращено двойное начисление социального налога.

Для эффективной работы службы внутреннего аудита и проведения аудиторских процедур налоговой отчетности нами в разделе 3.1 диссертации  предлагается алгоритм работы службы внутреннего аудита.

Данный алгоритм является основой построения плана внутреннего аудита налоговой отчетности. Его также можно использовать для внутреннего аудита финансовой и статистической отчетностей. Нами предлагается дополнение к программе внутреннего аудита налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу (таблица 3).

 

Таблица 3- Предлагаемое дополнение к программе проведения внутреннего  аудита налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу

 

Планируемые виды работ

Период

проведения

Исполнители

Проверка правильности составления налоговой отчетности

23-24 марта

Специалист по аудиту налогов

Проверка арифметической точности исчисления налога в Декларации

25-26 марта

Специалист по аудиту

Проверка соответствия сумм, указанных в Декларации, суммам налогового учета

27-29 марта

Специалист по аудиту налогов

Примечание- Составлена автором.

 

Дополнение к программе внутреннего аудита создан нами с учетом того, что, во-первых, на предприятии ведется раздельный учет, данные налогового и финансового учета составляются обособленно; во-вторых, служба (отдел) внутреннего аудита предприятия существует не первый год, т.е. учет на предприятии осуществляется с использованием алгоритма работы службы (отдела) внутреннего аудита предприятия. Таким образом, при проведении внутреннего аудита налоговой отчетности мы обходим вопрос построения учетной системы, изучения учетной политики для исчисления суммы налога, проверки правильности организации налогового учета доходов и вычетов.

Система внутреннего аудита на предприятиях Республики Казахстан не имеет общепринятых правил и требований по его проведению. В связи с этим нами предлагаются четыре основных стандарта внутреннего аудита налоговой отчетности:

1. Ответственность внутреннего аудита налоговой отчетности.

2. Планирование внутреннего аудита налоговой отчетности.

3. Аудиторские    доказательства    при    проведении    внутреннего    аудита налоговой отчетности.

4.  Завершение внутреннего аудита налоговой отчетности.

Общепринятой практикой для внутреннего аудита финансовой отчетности является разделение налоговой отчетности как объекта аудита на составные элементы, предназначенные для документирования проверки этих конкретных элементов. Однако, по нашему мнению, налоговую отчетность необходимо выделять как основной элемент объекта аудита наравне с аудитом финансовой отчетности. Налоговые обязательства представляют собой один из сегментов в рамках внутреннего аудита отчетности предприятий, максимально подверженный искажениям, наибольшее количество которых обусловлено спецификой расчета обязательств по налогам предприятия, а также особенностями раскрытия в соответствии с МСФО как текущих, так и отложенных налоговых активов и обязательств. Эти особенности были положены нами в основу методики внутреннего аудита расчета и раскрытия налоговых обязательств в отчетностях предприятий.

Для проведения внутреннего аудита налоговой отчетности нами были определены основные этапы внутреннего аудита налоговой отчетности, к которым относятся: разработка плана-графика и программы внутреннего аудита; проведение внутреннего аудита налоговой отчетности по сегментам; обобщение, анализ и систематизация результатов аудита; подготовка отчетов по результатам аудиторской проверки.

На первом этапе составляются план-график и программа проведения внутреннего аудита налоговой отчетности предприятия, в которой четко указываются объекты внутреннего аудита, время его проведения, состав внутренней аудиторской группы. Второй этап характеризуется своей действенностью: определяются основные параметры и нормы, в соответствии с которыми устанавливаются отклонения и несоответствия, процедуры и методы аудиторской проверки внутренними аудиторами, осуществляется сбор сведений и информации, необходимой для проведения аудита, доказательств несоответствий и отклонений. На третьем этапе обобщается информация, полученная по результатам аудиторских процедур, анализируется и систематизируются выявленные несоответствия и отклонения в зависимости от норм и параметров, принятых изначально. На завершающем, четвертом, этапе аудита внутренними аудиторами подготавливаются предварительный и заключительный отчеты о проведенном аудите. Предварительный отчет, в котором систематизированные несоответствия и отклонения раскрываются в полном объеме и указываются пути их устранения, подготавливается главным аудитором. Завершающая отчетность, представленная службой (отделом) внутреннего аудита, обеспечивает контроль за устранением выявленных отклонений и несоответствий, определяя тем самым окончание внутреннего аудита налоговой отчетности.

Эффективность аудиторской проверки налоговой отчетности предприятия зависит от правильного составления плана-графика работы внутреннего аудита, а также методики проведения внутреннего аудита налоговой отчетности предприятия. Так, в диссертации нами рекомендованы тестовые вопросы для проведения внутреннего аудита по корпоративному подоходному налогу (44 тестовых вопроса), налогу на добавленную стоимость (25 тестовых вопросов), индивидуальному подоходному налогу (17 тестовых вопросов) и социальному налогу (15 тестовых вопросов).

Для определения эффективности деятельности предприятия, связанной с организацией и погашением налоговых обязательств перед государством, нами предлагаются показатели оценки эффективности налогообложения (таблица 4).

Из таблицы 4 видно, что показатель эффективности налогообложения равен 1,28, а это равносильно тому, что организация является относительно неприбыльной, поскольку ее общий доход едва превышает общую сумму налогов.

 

Таблица 4 - Показатели оценки эффективности налогообложения по АО ПК «Южполиметалл»

 

Методика расчета показателей

Пример расчета для АО ПК «Южполиметалл»

1

2

Показатель эффективности налогообложения- соотношение чистого дохода и общей суммы налогов:

Пэф = Ддн /ΣН  ,

где Пэф- показатель эффективности налогообложения; Ддн – доход до налогообложения; ΣН- общая сумма налоговых платежей

 

 

 

Пэф= 12 460 560/9 728 040 = 1,28

Показатель налогоемкости реализации продукции- позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящих на единицу объема реализованной продукции:

Нем = ΣН/Vреал ,

где  Нем – показатель налогоемкости реализации продукции; Vреал – объем реализованной продукции

 

 

 

 

Нем = 9 728 040/ 61 302 312 = 0,16

Продолжение таблицы 4

1

2

Показатель налогообложения расходов:

Пнр = ΣНр/ΣР  ,

где Пнр – показатель налогообложения расходов; ΣНр – сумма налоговых расходов;  ΣР- сумма расходов организации    

 

Пнр = 9 728 040/ 58 697 580 = 0,166       

Показатель налогообложения доходов:

Пнп= КПН/Ддн  ,

где Пнп- показатель налогообложения дохода; КПН- корпоративный подоходный налог; Ддн – доход до налогообложения              

 

Пнп= 3 223 332/12 460 560= 0,26

Показатель налоговой платежеспособности:

Пнп =ДС / ΣН

где Пнп  показатель налоговой платежеспособности; ДС- денежные средства и их эквиваленты на конец отчетного периода; ΣН – общая сумма налогов

 

Пнп = 363 396/ 981 072 = 0,37

 

Показатель эффективности управления налоговыми обязательствами:

Пэн = ΣНn / ΣДm ,  

где Пэн – показатель эффективности налогообложения; ΣНn – сумма налога n-го вида; ΣДm – сумма дохода m-го вида

За пример взят корпоративный подоходный налог

 

Пэн = 3 223 332 / 48 750 948 = 0,066

Примечание- Составлена автором с использованием данных по АО ПК «Южполиметалл»

Информация о работе Совершенствование налоговой отчетности и методика ее внутреннего аудита