Совершенствование налоговой отчетности и методика ее внутреннего аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:58, автореферат

Описание

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в системном рассмотрении теоретических и практических проблем развития и совершенствования налоговой отчетности и методов ее внутреннего аудита.

Достижение поставленных целей предполагало решение следующих задач:

- раскрыть сущность налоговой отчетности и выявить ее место в системе экономической отчетности предприятия;

- рассмотреть пути совершенствования налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу;

- изучить особенности формирования и унифицировать формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, индивидуальному подоходному и социальному налогам;

- разработать внутрифирменные стандарты внутреннего аудита по налоговым обязательствам;

- обосновать пути улучшения методики проведения внутреннего аудита и анализа налоговой отчетности.

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование налоговой отчетности.doc

— 246.50 Кб (Скачать документ)

Показатели форм налоговой отчетности 100.10 «Расходы по оплате труда», 100.12 «Расходы по реализованным товарам (работам, услугам)», 100.13 «Расходы по вознаграждению», 100.18 «Расходы на социальные выплаты», 100.21 «Штрафы, пени, неустойки, не подлежащие внесению в бюджет», 100.22 «Амортизационные отчисления, расходы на ремонт и другие вычеты по фиксированным активам» должны быть сравнимы с показателями формы 1 ПФ статистической отчетности, раздела 2 «Расходы, связанные с обычной деятельностью предприятия (организации)», где отражаются показатели «Материальные затраты», «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов», «Оплата труда», «Прочие расходы», «Расходы по основной деятельности», «Расходы по неосновной деятельности», а также эти показатели отражаются и в форме 2 финансовой отчетности по пунктам «Расходы на реализацию продукции и оказание услуг», «Административные расходы», «Расходы на финансирование», «Прочие расходы».

Налоговая отчетность формы 100.39 «Отчет о доходах и расходах» абсолютно идентична по структуре (должна быть идентична и по показателям) форме 2 «Отчет о доходах и расходах» финансовой отчетности, а также разделу 3 «Доходы и результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия» формы 1 ПФ статистической отчетности. Такая идентичность прослеживается и по форме «Бухгалтерского баланса» - в налоговой отчетности это форма 100.38, в финансовой отчетности это форма 1, в статистической отчетности это раздел 6 формы 1 ПФ. Показатели раздела 4 «Задолженность» в форме 1 ПФ, где отражаются дебиторская и кредиторская задолженности, должны иметь отражения в балансе по подразделу «Краткосрочные обязательства» и «Долгосрочные обязательства» как налоговой, так и финансовой отчетности. В разделе 5 «Налоги и другие обязательные платежи в бюджет, ОПВ в НПФ» отражаются уплаченные налоговые обязательства, в налоговой отчетности отражаются только начисленные обязательства в пределах уплаченных, а в финансовой отчетности отражаются только остатки по налоговым обязательствам. В налоговой отчетности имеется форма 100.10 «Расходы по оплате труда», она должна быть сопоставима с формой IT статистической отчетности. Форма 100.22 «Амортизационные отчисления, расходы на ремонт и другие вычеты по фиксированным активам» сопоставляется с формой 11 «Отчет о наличии и движении основных средств и нематериальных активов». По нашему мнению, все виды отчетности должны быть взаимосопоставимы, для этого требуется лишь согласованность между государственными структурами, принимающими отчетность, в показателях форм и временном представлении отчетности. При достижении этой сопоставимости контрольная функция государственных структур будет на самом высшем уровне.

Исследуя налоговую отчетность по корпоративному подоходному налогу, мы приходим к заключению, что многочисленность форм обусловливается контрольной функцией налоговых органов (камерального контроля) в области достоверности налоговых деклараций, представляемых крупными налогоплательщиками. Так, Декларация по корпоративному подоходному налогу обязательно сопровождается приложениями, расшифровывающими данные показатели в форме 100.00, а для полной расшифровки используются дополнительные формы к приложениям, в которых расписываются все итоговые суммы, приведенные в приложениях. К примеру, Книга покупок сопоставляется с формой 307.01 и применяется для подтверждения сумм НДС, относимых в зачет, а также для проверки вычетов; Книга реализации сравнивается с формами 100.01; дополнительная форма к форме 201.00 используется для определения суммы индивидуального подоходного налога, удерживаемой у источника выплат, которая сопоставляется с приложением 100.10 «Расходы по оплате труда»; дополнительная форма к форме 100.22 применяется для подтверждения и правильности исчисления амортизации и ремонта, связанных с фиксированными активами, и сопоставляется с формой 700.00; дополнительная форма к форме 100.39 предназначена для проверки формы 100.40 и т.д. Однако при исследовании формы 100.38 - Бухгалтерский баланс и формы 100.41 - Отчет о движении денежных средств мы не нашли увязки   с   другими   формами,   прилагаемыми   к   Декларации.   Хотелось   бы отметить и тот факт, что эти формы дублируют формы, представляемые в финансовой отчетности 1 - Бухгалтерский баланс и 3 - Отчет о движении денег. Рассматривая формы налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу, с точки зрения контрольной функции, мы не находим оправдания дублированию показателей и сумм финансовой отчетности в 100.00 форме налоговой отчетности. Иными словами, мы предлагаем исключить форму 100.38 -Бухгалтерский баланс и форму 100.41 - Отчет о движении денежных средств из Декларации по корпоративному подоходному налогу. Форма 100.39- Отчет о доходах и расходах, являясь формой налоговой отчетности, по содержанию имеет абсолютно идентичные показатели с формой №2 финансовой отчетности. Так, в форме 100.39 представляются суммы о доходах и расходах, имеющие отношение к определению налогооблагаемого дохода, а форма 2 финансовой отчетности содержит общие суммы понесенных доходов и расходов, отраженных в бухгалтерском учете. По нашему мнению, эти формы должны быть объединены для отражения как общих финансовых, так и для налоговых показателей.

Таким образом, нами достигается четкое определение и представление итоговой прибыли по финансовой и налоговой отчетности, а также определение расхождений между составлением прибылей финансовой и налоговой отчетности. Объединенный отчет о доходах и расходах приведен в таблице 2.

 

Таблица 2- Предлагаемые дополнения в структуру формы Отчета о доходах и расходах (показатели налогооблагаемого дохода и вычетов)

 

Статьи отчета о доходах и расходах

Код строки

2004 г.

2005 г.

2006 г.

1

2

3

4

5

Налогооблагаемый доход от реализации продукции и оказания услуг

11

69 442 020

58 353 340

47 877 745

Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг, относящихся на вычеты

21

52 122 828

47 742 540

29 446 752

Валовая налоговая прибыль (стр. 011- стр. 021)

31

1 7319 192

10 610 800

18 430 993

Налогооблагаемый доход от финансирования

41

 

 

 

Прочие налогооблагаемые доходы

51

 

 

 

Расходы на реализацию продукции и оказание услуг, относящихся на вычеты

61

2 358 540

2 107 476

2 202 828

 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Административные расходы, относящиеся на вычеты

71

2 590 380

5 228 100

13 642 740

Расходы на финансирование, относящиеся на вычеты

81

1 625 832

2 369 424

2 590 548

Прочие расходы, относящиеся на вычеты

91

 

 

 

Доля налогооблагаемой прибыли/убытка ассоциативных и совместных организаций, учитываемых по методу долевого участия

101

 

 

 

Налогооблагаемая прибыль (убыток) за период от продолжаемой деятельности (стр. 031+ стр. 041+ стр. 051- стр. 061- стр. 071- стр. 081- стр. 091+/-стр. 101)

111

10 744 440

905 800

-5 123

Прибыль (убыток) от прекращенной деятельности

120

 

 

 

Итоговая налоговая прибыль (убыток) за период до вычета доли меньшинства

151

 

 

 

Доля материнской организации (связанная с налогообложением)

 

 

 

 

Доля меньшинства (связанная с налогообложением)

161

 

 

 

Итоговая налоговая прибыль (убыток) на период (стр. 151- стр. 161)

171

 

 

 

Примечание- Составлена автором с использованием данных по АО ПК «Южполиметалл»

 

Данные таблицы 2 изменены с учетом их фактического соотношения ввиду конфиденциальности информации, содержащейся как в финансовой, так и в налоговой отчетности. Нами были переложены фактические суммы этих отчетностей в предлагаемую форму отчета о доходах и расходах. С нашей точки зрения, рассмотрение как финансовых, так и налоговых показателей в одной форме более обширнее и значимее, нежели рассмотрение только финансовых результатов либо только налоговых показателей.

Таким образом, подготовка новой формы отчета о прибылях и убытках позволит пользователям этой информации понять суть происхождения доходов и расходов, а также разграничить налогооблагаемые доходы и вычеты с общими финансовыми результатами.

Исследуя налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость, мы столкнулись с проблемой, которую необходимо решить не только для практического использования, но и для теоретического совершенствования форм налоговой отчетности. Имеется в виду расчет суммы НДС, относимой в зачет. Для определения суммы НДС, относимой в зачет, предприятие ежемесячно (ежеквартально) подготавливает реестр счетов-фактур по товарам (работам, услугам), приобретенным в течение налогового периода (форма 307.00), в котором указываются сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), а также суммы НДС, подлежащие отнесению в зачет, в отчетном налоговом периоде. Для расшифровки сумм НДС, подлежащих отнесению в зачет, подготавливается приложение к реестру счетов-фактур по товарам (работам, услугам) (форма 307.01), приобретенным в течение налогового периода (месяц, квартал), в котором отражается каждый счет-фактура с указанием всех реквизитов, а также с определением относимой в зачет суммы НДС. При проведении камерального контроля сумм НДС, относимых в зачет, налоговыми структурами сопоставляются форма 307.01, приложение к реестру счетов-фактур по товарам (работам, услугам), приобретенным в течение налогового периода, и форма 300.05, в которой определяется сумма НДС, относимая в зачет, по товарам (работам, услугам), приобретенным в РК. Разница этих форм заключается в том, что в форме 307.01 сумма налога, относимая в зачет, получается путем сложения всех сумм НДС в представленных счетах-фактурах, отраженных в форме, а в форме 300.05 сумма налога, относимая в зачет, распределена между сгруппированными показателями. Однако и в той, и в другой форме имеется пункт итоговой суммы НДС, относимой в зачет, по товарам (работам, услугам), приобретенным в РК. Проблема заключается в том, что при корректировке сумм НДС, относимых в зачет (ф.300.08), согласно статье 237 Налогового кодекса в следующих случаях суммы налога на добавленную стоимость, отнесенные ранее в зачет, подлежат исключению:   по  товарам  (работам, услугам),  использованным   не  в  целях облагаемых оборотов; по товарам, включая основные средства, в случае их порчи, утраты (за исключением случаев, возникших в результате чрезвычайных ситуаций). В случае порчи, утраты основных средств налог на добавленную стоимость исключается из зачета в части стоимости, приходящейся на балансовую стоимость основных средств, а также при сверхнормативных потерях, понесенных субъектом естественных монополий, при аннулировании свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость. Корректировка сумм НДС, относимых в зачет, проводится в том налоговом периоде, в котором был принят счет-фактура, подтверждающий факт данной операционной деятельности. При корректировке сумм НДС, ранее относимых в зачет, и представлении формы 300.08 в налоговые органы она дополняется новым реестром счетов-фактур с приложением к нему за тот налоговый период, в котором был принят счет-фактура, но форма 300.05 остается в прежнем варианте. Таким образом, при проведении камерального контроля НДС возникает разница в сумме НДС, отнесенной в зачет, по формам 300.05 и 307.00 за счет корректировки сумм НДС, отнесенных в зачет ранее. Как следствие, появление разницы в формах 300.05 и 307.00 может быть обложено штрафом, пеней и прочими административно-правовыми мерами взыскания со стороны налоговых служб. Для недопущения расхождений в суммах НДС, ранее отнесенных в зачет, и скорректированных нами предлагается форму 307.00 дополнить разделом «Корректировка суммы НДС, относимой в зачет», и разделом «Сумма НДС, относимая в зачет после корректировки», тем самым можно избежать вероятности двойного проведения одних и тех же сумм НДС, отнесенных в зачет, а также предотвратить непонимание проведенных предприятием действий налоговыми службами. А вследствие того что показатели формы 300.08 будут отражены в форме 307.00, по нашему мнению, необходимость в форме 300.08 отпадет. В дальнейшем при проведении камерального контроля налога на добавленную стоимость у проверяющих не будут возникать дополнительные вопросы по поводу корректировки НДС за предыдущие периоды, поскольку при составлении формы 307.00 реально будут видны сумма, предшествующая корректировке, сама сумма корректировки, а также сумма НДС, относимая в зачет после корректировки. В диссертационной работе нами предложена унифицированная форма Реестра счетов-фактур по товарам (работам, услугам), приобретенным в течение отчетного периода (месяца, квартала).

Информация о работе Совершенствование налоговой отчетности и методика ее внутреннего аудита