Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:42, курсовая работа
Определить какие методы оценки материалов при их отпуске могут использоваться в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Выявить достоинства и недостатки каждого из них;
Исследовать учет движения материалов на основании проводок;
Исследовать пути совершенствования учета отпуска, а также установить;
Весь спектр этих вопросов и проблем делает тему курсовой работы весьма актуальной.
Введение ………………………………………………………………………..…3
1.Теоретические основы учета материально-производственных запасов в Республике Беларусь…………………………………………………………...…6
1.1.Экономическая сущность и методы оценки материально-производственных запасов……………………………………………………….6
1.2.Цель, задачи и нормативно-правовое регулирование учета материально-производственных запасов в Республике Беларусь…………………………...17
1.3.Зарубежный опыт учета материально-производственных запасов ……...24
2.Исследование действующей практики учета материально-производственных запасов……………………………………………………...29
2.1.Краткая технико-экономическая характеристика деятельности предприятия…………………………………………………………...…………29
2.2.Документальное оформление и учет материально-производственных запасов на складах……………………………………………………………….31
2.3.Документальное оформление и учет материально-производственных запасов в бухгалтерии…………………………………………………………...38
3.Совершенствование организации учета и отражения в отчетности материально-производственных запасов в современных условиях хозяйствования…………………………………………………………………..49
Заключение ………………………………………………………………………56
Список литературы………………………………………………
Себестоимость запасов производственной компании включает следующие затраты:
─прямые материальные затраты;
─прямые затраты труда;
─производственные накладные расходы: переменные и постоянные.
Термин "прямые" характеризует те затраты, которые прямо относятся на себестоимость продукта (своим происхождением эти затраты "обязаны" только данному продукту). Чем больше прямых затрат, тем точнее результат расчета себестоимости.
Кроме прямых затрат к себестоимости продукции "причастны" и непрямые затраты, которые имеют общий характер и относятся на все виды производимой продукции. Речь идет о производственных накладных расходах. Для оценки запасов накладные расходы подразделяются на переменные (зависящие от объема производства или продаж) и постоянные (независящие от объемных показателей деятельности). [42, c.110-111]
В себестоимость запасов не должны включаться:
─сверхнормативные потери сырья и материалов, трудовых и прочих ресурсов;
─расходы на хранение, кроме необходимых в производственном процессе или при переходе к следующему производственному этапу (просушка древесины или выдержка коньяка);
─административные расходы, не связанные с доведением запасов до их настоящего местонахождения и пригодного для использования состояния;
─расходы на продажу.
МСФО 2 устанавливает перечень затрат, образующих себестоимость запасов, используя терминологию различных классификационных групп затрат: прямые и непрямые, переменные и постоянные.
По МСФО 2 в отчетности должна быть раскрыта следующая информация:
1) Учетная политика учета запасов
2) Текущая стоимость по видам с выделением текущей стоимости запасов, отраженных по чистой стоимости реализации;
3) Текущая стоимость запасов, являющихся обеспечением обязательств;
4) В бухгалтерском балансе запасы отражаются в составе оборотных активов сразу после дебиторской задолженности, себестоимость проданных товаров вычитается из выручки;
5) В отчете о прибылях и убытках раскрывают информацию о методе оценки запасов, принципах бухгалтерского учета. [3, c.98]
МСФО приобретают все большее применение и признание во всем мире. Сотни компаний, в основном мультинациональные корпорации и международные финансовые организации, заявляют о приведении своей финансовой отчетности в соответствии МСФО. Многие страны и организации поддерживают МСФО как свои собственные, с небольшими поправками и изменениями или без таковых. И в Республике Беларусь все больше предприятий совершенствуют бухгалтерскую и финансовую отчетность в соответствие со стандартами МСФО. Это позволяет обеспечить прозрачность и понятность хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и партнёров, повышает престиж предприятия.
2.Исследование действующей
2.1.Краткая технико-
Предприятие ОАО «Гомельстекло» создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Предприятие является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать и штампы со своим наименованием, иные печати и реквизиты, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности.
Структура управления ОАО «Гомельстекло» является формально определенной, ей присущи единство и четкость распорядительства, отсутствие противоречивых команд, что особенно важно на низшем уровне управления, быстрое принятие решений и быстрое реагирование на любое изменение производственного процесса, согласованность действий исполнителей, полная ответственность руководителя за результаты деятельности своего отдела.
Анализ рентабельности продукции, работ, услуг дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции, работ, услуг.
Исходные данные для анализа рентабельности представлены в таблице 2.1. Рентабельность продукции, работ, услуг ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО» в 2010 и 2011 гг.
Таблица 2.1 - Рентабельность продукции, работ, услуг ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО» в 2010 и 2011 гг.
№ п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Значение показателей |
Отклонение (+, -) | |
2010г. |
2011г. | ||||
1. |
Товарная продукция, работы, услуги предприятия в оптовых ценах |
млн.руб. |
11534,7 |
13896,2 |
+2361,5 |
2. |
Полная себестоимость |
млн.руб. |
10185,1 |
11742,3 |
+1557,2 |
3. |
Прибыль от производства товарной продукции, работ, услуг |
млн.руб. |
1349,6 |
2153,9 |
+804,3 |
4. |
Рентабельность продукции, работ, услуг |
% |
13,25 |
18,34 |
+5,1 |
Источник: Собственная разработка
Из данных
таблицы видно, что
Резервы повышения уровня рентабельности продукции, работ, услуг заключаются в увеличении прибыли от производства продукции, работ, услуг за счет снижения себестоимости товарной продукции, работ, услуг, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешёвое.
Таблица 2.2 -Анализ рентабельности продаж ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО» за 2010-2011 гг.
№ п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Значение показателей |
Отклонение (+, -) | |
2010г. |
2011г. | ||||
1. |
Выручка от реализации за вычетом НДС (В) |
млн.руб. |
6641,5 |
9456,4 |
+2814,9 |
2. |
Производственная себестоимость (С) |
млн.руб. |
5335,3 |
7436,5 |
+2101,2 |
3. |
Коммерческие расходы (КР) |
Тыс.руб. |
313,2 |
375,9 |
+62,7 |
4. |
Управленческие расходы |
Тыс.руб. |
674,3 |
886,7 |
+212,4 |
5. |
Рентабельность продаж |
% |
11,6 |
15,4 |
+3,8 |
Источник: Собственная разработка
Рентабельность продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции, работ, услуг
2.2.Документальное оформление и учет материально-производственных запасов на складах
При получении материальных ценностей на складе поставщика получатель должен представить выписанную бухгалтерией ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО» доверенность, в которой указывается Ф. И.О. экспедитора, паспортные данные, поставщик, перечень материалов . Доверенность выдается на основании заявки, в которой указывается, куда выписывать доверенность, на кого выдается доверенность и что необходимо получить по доверенности . Учет выданных доверенностей ведется в специальном журнале (форма № М-3) . Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого поступления ценностей независимо от того, получены ли материалы по доверенности полностью или частично, предоставить в бухгалтерию документ о сдаче на склад материалов. Неиспользованные доверенности подлежат возврату и аннулированию. Доверенность выдается на срок не более 10 дней.
Поставщик на основе договора поставки отгружает ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО» материалы.
При получении материальных ценностей автотранспортом отправителя выписывается товарно-транспортная накладная (формы ТТН, ТТН-1) в четырех экземплярах: первый - грузополучателю для оприходования ценностей, второй - грузоотправителю для списания ценностей, третий - водителю автотранспорта для начисления зарплаты и четвертый авто предприятию для расчетов за транспорт отправляется заказчику автотранспорта, а при получении материальных ценностей без участия автотранспорта выписывается товарная накладная (формы ТН, ТН-1) в двух экземплярах: первый получателю, а второй - отправителю .
На ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО» поступление материалов может осуществляться путем собственного изготовления; могу образовываться отходы из производства, и, получение материалов от списания основных средств, при этом на полученные материальные ценности оформляется сдаточной в двух экземплярах: один - для цеха-сдатчика для списания материалов, второй - складу-получателю для их оприходования.
Так же на ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО» материальные ценности могут приобретаться через подотчетных лиц за наличные деньги на колхозных рынках, у населения, у кооператоров, в этом случае составляется авансовый отчет .
К авансовому отчету должен быть приложен товарный счет и кассовый чек (из магазина) , и, акт (служебная записка) , где указывается дата, место покупки материалов, наименование материалов, их количество и цена, данные паспорта продавца.
Документальное оформление и учет операций, связанных с поступлением материальных ценностей, а также их запасов на складе осуществляются в соответствии с Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденными Министерством финансов СССР 30 апреля 1974 г. N 103, и соответствующими отраслевыми инструкциями, изданными министерствами и ведомствами на основе указанных Основных положений.
Приобретенные производственные запасы или собственного изготовления материалы поступают на склад ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО» . Передача их в эксплуатацию, минуя склад, не допускается. Складские помещения имеют сигнализацию, снабжены необходимым количеством стеллажей, ячеек, средствами механизации и весоизмерительными приборами. На складе каждая группа материальных ценностей храниться в определенном месте, а к месту хранения прикреплен материальный ярлык .
Поступившие материальные ценности на склад сравниваются с данными сопроводительных документов по качеству и количеству. Затем после проверки полученных материалов поступившие первичные приходные документы заносятся в журнал учета поступивших грузов , где регистрируются все необходимые данные для контроля за приобретенными материалами. В целях улучшения обеспечения сохранности на складе ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО» производится маркировка спецодежды, спецобуви, предохранительных приспособлений, производственного и хозяйственного инвентаря, постельных принадлежностей, столовой посуды и столовых принадлежностей и других материальных ценностей до отпуска их в эксплуатацию. Перечень материалов, подлежащих маркировке, и ее порядок устанавливают министерства и ведомства. Маркировка содержит наименование предприятия или его символ и делается различными способами - краской (устойчивой по отношению к стиранию и химическим воздействиям), клеймением, насечкой, прикреплением жетона и т.п., в данном случае на ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО» маркировка делается краской или прикреплением фирменного жетона.
Учет обеспечивает точное и правильное отражение наличия материальных ценностей по их количеству в разрезе номенклатурных номеров по каждому лицу, ответственному за их сохранность. Новые их поступления, перемещения от одного ответственного лица к другому или за пределы данного хозяйственного подразделения, а также изменение их рабочего состояния вследствие перехода из запаса в эксплуатацию и обратно, ликвидация, порча и т.п. материальные ценности своевременно оформляются соответствующими документами и получают отражение в учете.
Если не установлено расхождений между данными сопроводительных документов и фактическим наличием материалов, то составляется приходный ордер, в котором указываются разделы: наименовании организации поставщика, наименование материальной ценности, ее код, стоимость и количество, налог на добавленную стоимость, а также необходимо проверить содержание драгоценных металлов, если имеются, то вносят их количество в ордер .
Если поступает некачественный груз, обнаружен бой, порча материалов, то составляется акт о приемке материалов , который является первичным документом для оприходования груза и составление приходного ордера в данном случае необязательно. Акт составляется в 2-х экземпляр - 1-ый - передается в бухгалтерию для учета поступления материалов; 2-ой - служит основанием для предъявления претензий поставщику. При составлении такого акта должен обязательно присутствовать представитель поставщика либо иной уполномоченный поставщиком, незаинтересованной организацией.
Учет материальных ценностей на складе ведется материально - ответственным лицом, то есть кладовщик. Кладовщик на каждый номенклатурный номер материала открывает карточку складского учета материалов по типовой междуведомственной форме № М-12 , заготовляемых бухгалтерией по мере поступления приходных документов и в соответствии с номенклатурой материалов и передаваемых материально ответственным лицам под расписку в реестре вместе с приходными документами. В полученных карточках складского учета кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки и т.п.). На основании оформленных в установленном порядке первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных, товарно-транспортных накладных, дуаль-карт и т.п.) заведующий складом (кладовщик) делает записи операций по приходу и отпуску материалов в карточках складского учета в день совершения операций и ежедневно выводить на карточках остатки материалов (как правило, после каждой операции).
Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета данных об отпуске материалов может производиться и по мере закрытия карт, но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца. При этом порядке записей лимитные карты следует хранить вместе с соответствующими карточками складского учета.