Совершенствования управленческого учета на предприятиях общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – обобщение теоретических положений и разработка организационно-методических рекомендаций по совершенствованию управленческого учета в организациях общественного питания.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
определить перспективы развития управленческого учета в общественном питании и проанализировать отраслевые особенности, оказывающие влияние на систему учета и продажу продукции;
определить возможности применения управленческого анализа в общественном питании;
разработать пути совершенствования управленческого учета в общественном питании.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Управленческий учет как необходимый инструмент управления современным предприятием 4
1.1. Различия между финансовым и управленческим учетом 4
1.2. Специфика управленческого учета на предприятии 7
1.3. Корпоративная информационная система как основной инструмент управления предприятием 8
1.4. Особенности постановки управленческого учета на предприятии 10
Глава 2. Особенности управленческого учета на предприятиях общественного питания (на примере МУП "Комбинат школьного питания") 13
2.1. Деятельность в системе общественного питания 13
2.2. Управленческий учет на МУП «Комбинат школьного питания» 15
3. Пути совершенствования управленческого учета на предприятиях общественного питания 19
3.1. Совершенствование учета издержек обращения на предприятиях общественного питания 19
3.2. Автоматизация управленческого учета 24
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

управленческий учет непромышленных производств.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение

 

     Интенсивное развитие экономических процессов, происходящих сегодня в организациях общественного питания России, все  больше требует аналитической информации по различным ее признакам.

     Кроме того, непрерывное развитие методов управления предприятием в условиях рынка вызывает необходимость постоянного совершенствования бухгалтерского учета - как финансового, так и управленческого.

     Переход на рыночные отношения изменил подходы  к построению информационных систем, обеспечивающих организацию оперативной, полной и надежной информацией для принятия оптимальных управленческих решений по распределению и эффективному использованию имеющихся ресурсов.

     Современная экономика России диктует организациям общественного питания необходимость  постоянного изыскания резервов снижения себестоимости, прогнозирования рыночной цены производимой продукции, принятия альтернативных решений для успешного проведения финансовой и инвестиционной политики.

     В этих условиях неизбежно возникает  необходимость создания соответствующей системы учета и контроля производственных затрат и расходов на продажу в организациях общественного питания.

     Прежде  всего речь идет о совершенствовании  управленческого учета в части  классификации затрат по признакам, местам возникновения, центрам ответственности применительно к общественному питанию, а также о разработке системы анализа, планирования и контроля затрат, внедрения компьютерных систем обработки информации.

     Актуальность  темы подтверждается тем, что современная  экономика России диктует организациям общественного питания необходимость постоянного изыскания резервов снижения себестоимости, прогнозирования рыночной цены производимой продукции, принятия альтернативных решений для успешного проведения финансовой и инвестиционной политики.

     Цель  курсовой работы – обобщение теоретических положений и разработка организационно-методических рекомендаций по совершенствованию управленческого учета в организациях общественного питания.

     Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

    • определить перспективы развития управленческого учета в общественном питании и проанализировать отраслевые особенности, оказывающие влияние на систему учета и продажу продукции;
    • определить возможности применения управленческого анализа в общественном питании;
    • разработать пути совершенствования управленческого учета в общественном питании.

     Предметом исследования являются теоретические, методические и практические аспекты управленческого учета в общественном питании.

     Объектом  исследования выступают учетно-аналитические процессы в организациях общественного питания.

     По  структуре курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

Глава 1. Управленческий учет как необходимый  инструмент управления современным предприятием

1.1. Различия между  финансовым и управленческим  учетом

 

     Наверное, нет необходимости доказывать, что  информация и знания являются важнейшими экономическими ресурсами современного бизнеса. Для того чтобы управлять, надо контролировать, для того, чтобы контролировать, нужно измерить!

     Система учета на предприятии подразделяется, как правило, на две подсистемы - внешнюю, финансовую, и внутреннюю, управленческую. Такое разделение обусловлено  различием в целях и задачах  внешнего и внутреннего учета.

     Различие  между финансовым и управленческим учетом было определено в 1972 г. Национальной ассоциацией бухгалтеров США (National Association of Accountants - NAA) при разработке программы  для Дипломированных управленческих бухгалтеров (The Certified Management Accountant - CMA).

     Финансовая  отчетность предназначена в основном для внешних (по отношению к предприятию) пользователей. Потребителями информации при этом являются государственные  налоговые органы, биржи, банки, финансовые институты, поставщики и покупатели, потенциальные инвесторы. Финансовая отчетность не представляет собой коммерческой тайны компании, она открыта к публикации и, как правило, заверяется независимой аудиторской организацией. Ведение финансовой бухгалтерии для предприятий и фирм является обязательным. Стандартизованная финансовая отчетность позволяет достаточно легко сравнивать балансы и обороты нескольких предприятий, чем бы и как они не занимались. При этом не требуется глубоко вникать в структуру и существо бизнеса предприятий. Это некоторый способ абстрагирования от значительных внутренних различий в устройстве бизнеса предприятий. Финансовые отчеты позволяют составить представление о финансовом положении предприятия, но не несут в себе данных о том, каким образом это финансовое положение было достигнуто. Международные бухгалтерские стандарты, основные принципы учета имеют отношение именно к системам финансового учета.

     В финансовом (внешнем) учете создается  информация о текущих расходах по основным направлениям этих расходов, доходах фирмы, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о размерах финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования и т.п. Одна из основных задач такой бухгалтерии - достоверность учета финансовых результатов деятельности предприятия, его имущественного и финансового состояния. Финансовый учет всегда представляет предприятие как единое целое и использует только фактические данные (то, что уже произошло).

     Управленческий  учет - это идентификация, измерение, сбор, систематизация, анализ, разложение, интерпретация и передача информации, необходимой для управления хозяйственными объектами. Это система, обеспечивающая руководство фирмы информацией, необходимой для принятия решений и эффективного управления. Правильно поставленный управленческий учет позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности фирмы и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений.

     Управленческий  учет обладает возможностью решить четыре главные проблемы, охватывающие различные  периода времени:

    1. Учет задолженности - прошлое;
    2. Принятие решений - настоящее;
    3. Контроль - настоящее;
    4. Планирование - будущее.

     Управленческий  учет - это больше, чем внутренняя бухгалтерия. Пользователями управленческого  учета являются менеджеры всех уровней  управления бизнесом предприятия. Управленческий учет использует не только фактические  данные о совершенных операциях, но и оценочные данные (аналитика), данные о возможных событиях в будущем (планы и бюджеты). Управленческий учет представляет информацию для пользователей не только в денежном выражении и не только количественную, но и качественную (какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему).

     Информация  управленческого учета обычно представляет собой коммерческую тайну предприятия, не подлежит публикации. Администрация  фирмы самостоятельно устанавливает  состав, сроки и периодичность  представления внутренней - управленческой - отчетности. Эта учетная система не регламентируется законодательством.

     Дэвид Миддлтон (David Myddelton), профессор Cranfild School of Management обобщает различия между финансовым и управленческим учетом следующим образом (таблица 1)1.

     Таблица 1

     Различия  между финансовым и управленческим учетом

  Финансовый  учет Управленческий  учет
Использование Внешнее Внутреннее
Временной аспект Прошлое и настоящее Настоящее и  будущее
Сфера охвата Вся компания Отделы и  группы
Единица учета Деньги Деньги и  натуральные единицы
Характер  информации Специализированный Для использования  не только бухгалтерами
Контролируется Уставом компании Потребностями управляющего в данной информации
Критерии  информации Объективность, верифицируемость, убедительность Релевантность, полезность, воспринимаемость
Основные  акценты Точность Скорость предоставления
Период Обычно в  течение года Различные сроки

 

1.2. Специфика управленческого учета на предприятии

 

     Управленческий  учет индивидуален на каждом предприятии. Все предприятия разные, каждое предприятие имеет свои цели, стратегии, приоритеты, интересы, ценности, культуру, традиции, которые отличаются от того же набора атрибутов в других предприятиях. Все предприятия сдают в налоговые органы стандартные по форме финансовые отчеты, но каждое предприятие делает свой бизнес по-своему. У каждого предприятия своя структура бизнес-процессов, своя организационная структура, свои особенности в управлении бизнесом менеджменте, своя система распределения и передачи полномочий и ответственности. Наконец, у каждого предприятия свои специфические проблемы. И поэтому, как уже отмечалось выше, для управленческого учета невозможно применить какие-либо стандарты, единые для всех.

     Тем не менее, в управленческом учете сформировались определенные принципы, подходы и методы, эффективность которых почти ни у кого не вызывает сомнения. Нужно знать, что произошло и происходит в бизнесе во всех деталях, во всех разрезах (сечениях) и в целом по предприятию. Нужно знать, что может произойти в будущем. Управленческий учет рассматривает бизнес предприятия не только как единое целое. Очень важно для управления бизнесом измерить и оценить эффективность работы отдельных подразделений (филиалов, отделов), проектов, контрактов, продуктов, ресурсов, клиентов, дилеров, поставщиков, кредиторов, менеджеров. Управленческий учет должен показать любую ситуацию в различных разрезах многомерного пространства данных, с различной степенью детализации или укрупнения, в различных единицах измерения, включая денежные.

     Основным  объектом управленческого учета  являются затраты, точный расчет себестоимости  продукции и услуг - одна из основных целей учета. Издержки группируются и учитываются по видам, местам их возникновения и носителям затрат. Места возникновения затрат - это структурные единицы и подразделения, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цеха, отделы и т.п.). Носители затрат - это виды продукции (работ, услуг) компании, предназначенные для реализации на рынке.

     Наряду  с затратами, в системе управленческого  учета обязательно выделяются такие  объекты учета, как "центры финансовой ответственности" (ЦФО). Управление издержками происходит через деятельность людей, отвечающих за целесообразность возникновения того или иного вида расходов. Центр ответственности - структурный элемент предприятия, в пределах которого менеджер ответственен за целесообразность понесенных расходов. При этом администрация компании сама решает, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязать с центрами ответственности.

     Еще одним объектом управленческого  учета являются результаты деятельности, которые можно также учитывать  по местам возникновения и по носителям затрат. В процессе сопоставления затрат и результатов различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственной деятельности. При этом эффективность также может быть рассчитана для каждого отдельного объекта и субъекта управленческого учета: продукта, канала сбыта, менеджера, отдела и т.д.

1.3. Корпоративная информационная система как основной инструмент управления предприятием

Информация о работе Совершенствования управленческого учета на предприятиях общественного питания