Совершенствования управленческого учета на предприятиях общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – обобщение теоретических положений и разработка организационно-методических рекомендаций по совершенствованию управленческого учета в организациях общественного питания.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
определить перспективы развития управленческого учета в общественном питании и проанализировать отраслевые особенности, оказывающие влияние на систему учета и продажу продукции;
определить возможности применения управленческого анализа в общественном питании;
разработать пути совершенствования управленческого учета в общественном питании.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Управленческий учет как необходимый инструмент управления современным предприятием 4
1.1. Различия между финансовым и управленческим учетом 4
1.2. Специфика управленческого учета на предприятии 7
1.3. Корпоративная информационная система как основной инструмент управления предприятием 8
1.4. Особенности постановки управленческого учета на предприятии 10
Глава 2. Особенности управленческого учета на предприятиях общественного питания (на примере МУП "Комбинат школьного питания") 13
2.1. Деятельность в системе общественного питания 13
2.2. Управленческий учет на МУП «Комбинат школьного питания» 15
3. Пути совершенствования управленческого учета на предприятиях общественного питания 19
3.1. Совершенствование учета издержек обращения на предприятиях общественного питания 19
3.2. Автоматизация управленческого учета 24
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

управленческий учет непромышленных производств.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

     Менеджмент  в процессе поиска и реализации управленческих решений нуждается в подготовленной информации, в связи с чем задача поддержки управления состоит в поиске и подготовке релевантной управлению информации. Не исключено, что от того, как это будет сделано, зависит направление принимаемых решений. Цель создания информационной системы - информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений. Структура информационной системы, цели и задачи ее создания должны соответствовать стратегическим целям и задачам деятельности предприятия.

     Бухгалтерский (финансовый) учет - это отдельная  подсистема информационной системы (ИС), которая предназначена для формирования и экспорта некоторого ограниченного представления о бизнесе предприятия (официальная финансовая отчетность) во внешнюю среду, для внешних пользователей (открытая официальная информация о предприятии). Однако, отечественная практика показывает, что основная внутренняя цель бухгалтерского учета - минимизация налогов, таможенных пошлин, бюджетных отчислений и прочее. В результате данные бухгалтерской отчетности сильно искажаются при интерпретации. Предприятие может заключать массу фиктивных договоров, которые приводят к формальному занижению доходов (и прибыли) и/или увеличению затрат и себестоимости (так называемое формирование прихода по расходу, или расхода по приходу). Учет проводок по этим договорам усложняет и запутывает реальную картину. На основе такой отчетности невозможно анализировать и принимать обоснованные решения. В этом случае эта так называемая белая бухгалтерия отрывается от жизни, не отражает реального положения дел на предприятии и не может служить базой для принятия управленческих решений. Белой бухгалтерией занимаются специалисты по налогообложению, которые не являются специалистами по управлению бизнесом. Одновременно ведется реальный учет, или черная бухгалтерия, которая пытается показать существующую ситуацию в бизнесе. Но часто это делается с использованием методов и средств бухгалтерского учета (бухгалтерская программа) или универсальными подручными средствами (электронные таблицы Excel).

     В этом смысле очевидно, что управленческий учет - это важнейшая часть информационной системы предприятия. В идеале, как финансовый (бухгалтерский), так и управленческий учет должны использовать данные единой системы базового учета - ядра учетной системы. В этом случае соблюдается один из основных принципов ИС - данные вводятся в систему один раз и не дублируются. Из этих данных модули финансового учета формируют свои отчеты для внешних пользователей. Модули управленческого учета обрабатывают те же самые данные (плюс данные из других дополнительных источников) в целях создания информационных продуктов для внутреннего потребления. Из одного и того же материала (данных) создаются различные продукты (отчеты). Все дело в интерпретации исходных данных. В финансовом учете действует внешний стандарт (GAAP, например). В управленческом учете могут использоваться (одновременно) различные методы и подходы, чтобы изучить ситуацию с различных точек зрения. Например, учет затрат с применением различных методологий, оценка денежных потоков по текущей стоимости, учет временной стоимости денег (дисконтирование с целью оценки будущей стоимости денег), учет и оценка скрытых затрат, (упущенных возможностей) и т.д.

     Эффективная корпоративная информационная система  должна обеспечивать информационную поддержку при решении полного комплекса задач управления предприятием:

  • организация исполнения и оперативное управление
  • управленческий учет
  • бухгалтерский учет
  • анализ производственной и финансово-экономической деятельности предприятия
  • финансово-экономическое и производственное планирование

1.4. Особенности постановки управленческого учета на предприятии

 

     Процесс внедрения системы управленческого  учета требует соблюдения следующих  основных условий: четкая формулировка целей и задач проекта, наличие  специалистов в области управленческого учета, активное участие высшего руководства компании (реализация проекта "сверху-вниз"), наличие ресурсов, выделенных для этой задачи.

     Прежде  всего необходимо четко и конкретно  сформулировать цели проекта, а также  комплекс задач, выполнение которых будет способствовать достижению основных целей. При этом должны быть установлены измеримые критерии выполнения данных задач.

     Затем следует искать специалистов, имеющих  опыт постановки именно управленческого  учета. Следует учесть, что опыт работы бухгалтером для данной цели не подходит (по причинам, которые были описаны выше).

     Активное  участие высшего руководства  компании - ключевой фактор успеха проекта, так как управленческий учет создается  с целью удовлетворения информационных потребностей руководителей, принимающих решения, и в первую очередь - для высшего менеджмента компании. А значит, для правильной постановки управленческого учета специалист должен знать, о чем руководители компании хотят получить информацию. И уже основываясь на этом, строить систему учета. Таким образом, на этапе постановки задачи участие высшего руководства необходимо для понимания специалистом как структуры и целей, преследуемых компанией, так и информационных потребностей руководства.

     В дальнейшем участие высшего руководящего звена совершенно необходимо для преодоления естественного сопротивления менеджеров среднего уровня и исполнителей при построении и отладке системы: практика показывает, что среднестатистический руководитель среднего уровня как минимум пассивно сопротивляется построению управленческого учета. Ведь в случае успеха мероприятия руководство получает точный и жесткий механизм контроля и оценки его деятельности, что для большинства исполнителей нежелательно как минимум из-за психологического дискомфорта. Они зачастую просто не понимают, зачем нужны мероприятия по созданию системы, и неохотно предоставляют запрашиваемую информацию, либо предоставляют сведения неверные или неполные, искажающие картину дел.

     Наличие выделенных ресурсов. Создание системы управленческого учета само по себе является весьма серьезной задачей и требует приличных затрат как времени, так и денег, особенно в крупных организациях со сложной структурой. И если сотрудники компании более или менее загружены своими основными обязанностями, маловероятно, что они, даже будучи хорошими специалистами, смогут построить эффективную систему управленческого учета "в свободное время".

     И, наконец, чтобы корректно написать программное обеспечение для  управленческого учета, нужно иметь  хорошее представление и о той среде, в которой этот софт будет работать, и приносить людям пользу. Нужно иметь представление о предприятиях, бизнесе, менеджменте, типичных проблемах. Другими словами, нужно работать не только на уровне программного обеспечения, но и на более высоких уровнях - на уровне информационной системы предприятия, а также на уровне системы управления бизнес-процессами предприятия. Работа на уровне бизнеса предприятия требует понимания экономики, финансов, технологии управления. Без решения проблем на этом уровне внедрение управленческого учета может превратиться в пустую трату времени и денег, которая даст заказчику лишь дополнительные затраты на разработку, внедрение и обслуживание компьютерной системы. Чтобы этого не произошло, необходимо глубокое исследование деятельности предприятия, тщательный анализ и серьезный процесс разработки эффективных решений для реализации проекта по созданию системы управленческого учета.

     В заключении стоит отметить, что в  природе организаций заложен  постоянный рост и изменение. При этом необходимо помнить, что для лишенного внешних стандартов управленческого учета одним из основных определяющих факторов является структура компании. Если ваша система управленческого учета не будет меняться вместе с организацией, она просто потеряет свою эффективность, превратившись в еще один источник неоправданных затрат.

Глава 2. Особенности управленческого  учета на предприятиях общественного питания (на примере МУП "Комбинат школьного питания")

2.1. Деятельность в  системе общественного питания

 

     Общественное  питание – совокупность предприятий  различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.

     В соответствии с  Правилами №37, общественное питание - совокупность предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования и собственности, граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий.

     Хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность после их государственной регистрации  в установленном порядке в  качестве субъектов предпринимательской  деятельности при наличии у них  специального разрешения (лицензии) на производство, реализацию продуктов питания в сфере общественного питания и сертификата на реализацию алкогольных напитков и табачных изделий.

     Пунктом 1.4 Правил №129 определено, что в сфере  торгово-производственной деятельности (общественном питании) хозяйствующие  субъекты могут иметь фабрики-кухни, фабрики-заготовительные, рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты, магазины (отделы) кулинарии, открытые летние площадки, киоски и другие объекты.

     Открытие  предприятия общественного питания  в обязательном порядке согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В соответствии с Законом №4004, такие обязанности возложены на главных государственных санитарных врачей. Статьей 41 данного Закона определено, что главным государственным санитарным врачам предоставляются полномочия согласовывать выдачу, а в предусмотренных законодательством случаях - предоставлять разрешения на осуществление деятельности в сфере общественного питания.

     Предприятия общественного питания подразделяются на типы (ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, буфет и т. п.), а рестораны и бары - также на классы (люкс, высший, первый).

     Выбор типа предприятия осуществляется хозяйствующим  субъектом по согласованию с местным  органом исполнительной власти. Субъект  предпринимательской деятельности самостоятельно выбирает класс ресторана или бара.

     На  фасаде помещения хозяйствующего субъекта размещается вывеска с указанием  типа и названия хозяйствующего субъекта или уполномоченного им органа. У  входа в помещение на видном месте размещается информация о режиме работы.

     Режим работы хозяйствующего субъекта устанавливается  по согласованию с местным органом  исполнительной власти, а для предприятий  общественного питания, обслуживающих  потребителей на производственных предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, - по договоренности с администрацией и профсоюзной организацией предприятия, учреждения, учебного заведения.

     Допускается ограничение входа посетителей  на предприятия общественного питания  с обслуживанием официантами за 30 минут до их закрытия, а на предприятия самообслуживания - за 15 минут до их закрытия.

     Хозяйствующие субъекты самостоятельно решают вопросы  обеспечения сырьем, пищевыми продуктами, алкогольными напитками, табачными  изделиями, а также предметами материально-технического назначения (оборудованием, мебелью, посудой, инвентарем, бельем, форменной одеждой и т. п.) согласно требованиям санитарно-гигиенических норм и правил.

2.2. Управленческий учет на МУП «Комбинат школьного питания»

 

     Комбинат  общественного питания – предприятие, представляющее собой производственно-хозяйственный комплекс с единым технологическим процессом приготовления и реализации продукции для организованных контингентов потребителей (в т.ч. учащихся средних общеобразовательных школ) /22, с.8/.

     Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат школьного питания" создано в  соответствии с распоряжением Главы  администрации города Курска от 04 февраля 1994 г. № 206-р и является правопреемником  производственно-торговой фирмы "Курскобщепитсервис".

     Предметом деятельности данного предприятия  является производство и реализация продукции общественного питания  учащимся общеобразовательных школ и другим потребителям, розничная торговля продовольственными товарами через систему магазинов, буфетов, оптовая торговля. Комбинат оказывает услуги по приготовлению горячего питания в соответствии с установленными нормативами, нормами, правилами и ГОСТами учащимся общеобразовательных школ, школ-интернатов, детского дома, дошкольных учреждений.

     Комбинат  школьного питания, оказывая услуги общественного питания учащимся общеобразовательных школ, приобретает сырье и товары в большом количестве, перерабатывает их и реализует готовую продукцию. Сложная технологическая цепочка требует тщательного учета сырья и товаров поступающих и отпускаемых со склада, учета сырья и товаров получаемых и реализуемых в производствах, контроля за правильностью калькулирования себестоимости блюд, контроля за правильностью учета затрат включаемых в издержки обращения, что и послужило целью для изучения данной темы.

     Издержки  обращения (Расходы на продажу) распределяются на остаток товаров и реализацию пропорционально покупной стоимости  товаров.

     Анализируя  основные показатели финансово-экономической деятельности предприятия можно сделать следующие выводы:

  1. Товарооборот предприятия в сравниваемых периодах практически не изменился. Незначительное уменьшение объема товарооборота связано прежде всего с отменой дотации из городского бюджета на питание учащихся общеобразовательных школ.
  2. Тенденция изменения себестоимости такая же как и товарооборота. Это связано с уменьшением объема товарооборота.
  3. Уровень валовой прибыли в сравниваемые годы существенно не изменился.

Информация о работе Совершенствования управленческого учета на предприятиях общественного питания