Современные системы учета и калькулирования неполной ограниченной себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении системы калькулирования неполной ограниченной себестоимости, а также её роли при принятии управленческих решений.

Задачи работы:

1. характеристика сущности системы «директ–костинг»;

2. раскрытие роли и значения затрат в системе «директ-костинг»;

3. рассмотрение калькулирования себестоимости по системе «директ-костинг» и целесообразность её применения.

Содержание

Введение………………………………………………………………..

Текстовая часть………………………………………………………..

Общая характеристика системы учета затрат «директ-костинг»….
Организация учета затрат и результатов……………………………..
Анализ поведения затрат……………………………………………….
Ценообразование при использовании системы «директ-костинг»….
Принятие управленческих решений при использовании системы «директ-костинг»………………………………………………………
Преимущества и недостатки системы «директ-костинг»…………
Практическая часть – Задание 12……………………………………….

Заключение…………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по БУУ.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

Анализ структурных  сдвигов часто вносит ясность  в отклонения фактической прибыли  от запланированной, даже если менеджеры  строго контролируют общий объем  продаж.

Управляющие стремятся максимизировать реализацию всей продукции. Однако им следует периодически сверяться с лимитами ресурсов.

Дополнительные  производственные мощности могут оказаться  бесполезными. При решении вопроса  о выпуске продукции необязательно  отдавать предпочтение более рентабельной.

Принятие управленческих решений при использовании системы                                   «директ-костинг».

Маржинальный  доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и  отдельных изделий.

Чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.

Теперь покажем  на примере, каким образом использование  метода учета затрат и калькулирования  по сокращенной себестоимости может  способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой продукции. Предположим, предприятие производит и реализует три изделия:

  • изделие “А” — 1 000 шт. по цене 35,00 руб.;
  • изделие “Б” — 1 200 шт. по цене 40,00 руб.;
  • изделие “В” — 1 500 шт. по цене 25,00 руб.

Переменные  издержки на производство и сбыт изделия  “А” составляют 21 000 руб., изделия “Б” — 36 000 руб., изделия “В” — 23 000 руб., итого — 80 000 руб. Постоянные издержки предприятия составили 30 000 руб. и были распределены между изделиями пропорционально переменным издержкам. Рассчитаем затраты предприятия на производство и реализацию единицы каждого из этих изделий (таблица  4).

Таблица  4

ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ЕДИНИЦЫ  ИЗДЕЛИЯ

(руб.)

Показатель Изделие
А Б В
Переменные  затраты 21,0 30,0 15,3
Постоянные  затраты 7,9 11,3 5,7
Полная  себестоимость 28,9 41,3 21,0
Цена 35,0 40,0 25,0
Прибыль +6,1 -1,3 +4,0

Как видно  из данной таблицы, прибыль на единицу  изделия “Б” является отрицательной  величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить это изделие в ассортименте или отказаться от его производства, необходимо рассчитать прибыль предприятия от реализации всех производимых им изделий. Для получения прибыли важно, чтобы сумма выручки превышала сумму переменных затрат.

В рассмотренном  примере общая выручка от реализации всех изделий составляет 120 500 руб. (35 000 + 48 000 + 37 500), валовые издержки предприятия 110 000 руб. (80 000 + 30 000), а прибыль предприятия от реализации всех изделий составила 10 500 руб. (120 500-110 000).

Поскольку предприятие имеет в ассортименте изделие “Б”, убыточное по полной себестоимости, посмотрим, как изменится  прибыль предприятия, если отказаться от производства этого убыточного изделия.

В случае отказа от производства изделия “Б” выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого изделия и составит 72 500 руб. (120 500-48 000). При этом также сократятся издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для производства и реализации изделия “Б” на величину 36 000 руб. (1 200 * 30). В связи с тем, что постоянные затраты не зависят от объема производства, отказ от производства изделия “Б” не повлияет на их величину.

Затраты предприятия  без производства изделий “Б”  составят 74 000 руб. (110 000-36 000). В этом случае убытки предприятия составят 1 500 руб. (72 500-74 000), а общие убытки будут равны 12000 руб. (10 500 + 1 500), имея в виду, что 10 500 руб. для предприятия — прямая потерянная прибыль.

Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от “убыточных” изделий и потерять прибыль. Использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости позволяет избежать подобных ошибок (табл.  5).

Таблица  5

РАСЧЕТ  МАРЖИНАЛЬНОГО ДОХОДА НА ЕДИНИЦУ ИЗДЕЛИЯ

руб.

Показатель Изделие
А Б В
Средние переменные затраты 21,0 30,0 15,3
Цена 35,0 40,0 25,0
Средняя величина маржинального дохода +14,0 +10,0 + 9,7

Как видно, у всех трех изделий маржинальный доход на единицу изделия положительный. Если отказаться от производства 1 шт. изделия “Б”, предприятие теряет 10 руб. маржинального дохода. Отказ от производства 1 200 шт. изделия “Б” приведет к потерям в размере 12 000 руб. (1 200 * 10). Отсюда можно сделать вывод: изделие “Б” необходимо сохранить в ассортименте.

Теперь предположим, что предприятие имеет возможность  производить и реализовывать  новое изделие “Г” в объеме 1 700 шт. по цене 30 руб. за 1 шт. При этом средние переменные затраты по этому изделию составляют 17 руб. Выпуск и реализация данного изделия предприятию выгодна. Средняя величина маржинального дохода равна 13 руб. (30-17). Увеличение прибыли предприятия от данного изделия составит 22 100 руб. (1700 х 13).

Однако производственные мощности предприятия пригодны для производства только 4 000 шт. изделий. Если предприятие собирается наладить производство нового изделия “Г”, ему придется отказаться от выпуска 1 400 шт. других изделий. Отсюда вопрос: стоит ли вводить в ассортимент новое изделие и если да, то производство каких изделий следует сократить?

Величина  маржинального дохода для единицы  изделия “Г” составляет 13 руб. Среди  всех производимых предприятием изделий  наименьшая средняя величина маржинального  дохода у изделия “В” ( 9,7 руб.). Если отказаться от производства 1 400 шт. изделий “В”, то предприятие потеряет 13 580 руб. (1 400 * 9,7), в то же время от выпуска изделия “Г” предприятие дополнительно получит 22 100 руб. Выигрыш предприятия от изменения в ассортименте составит 8 520 руб. (22 100-13 580).

В табл.  6 показано, как изменится прибыль предприятия, когда оно начнет выпускать изделие “Г”.

Таблица  6

РАСЧЕТ  ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ  ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ  В АССОРТИМЕНТЕ

Показатель Изделие Всего
А Б В Г
1. Объем выпуска, ед. 1 000 1 200 100 1 700 4 000
2. Выручка от реализации всего выпуска, руб. 35 000 48 000 2 500 51 000 136 500
3. Совокупные  переменные затраты, руб. 21 000 36 000 1 530 28 900 87 430
4. Совокупные  постоянные затраты, руб. - - - - 30 000
5. Прибыль (стр. 2 -стр. 3-стр. 4), руб. - - - - 19 070

Как видно, в результате обновления продукции  положение предприятия улучшилось: прибыль выросла с 10500 руб. до 19070 руб.

В заключение отметим, что при анализе поведения  прибыли, затрат и объема нужно быть осторожным, так как не всегда соблюдаются  первоначальные допуски. Как только меняются условия, может измениться критическая точка и предполагаемая прибыль.

Главное преимущество этого метода заключается в разделении постоянных и переменных затрат. Это позволяет решать такие важнейшие задачи управления затратами, как:

  • определение нижней границы цены продукции или заказа;
  • сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;
  • определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;
  • выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне;
  • выбор оптимальной с экономической точки зрения технологии производства;
  • определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия и др.
 
 

Преимущества  и недостатки системы  «директ-костинг»

    Теоретические и практические исследования системы «директ-костинг» позволили выделить следующие ее недостатки:

    1.    возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много. В основном расходы являются полупостоянными и полупеременными, и их нужно разделить на постоянную и переменную составляющие, а всякое распределение достаточно условно.

    2.    «директ-костинг» не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение постоянных расходов в тех случаях, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства.

    3.    ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям отечественного бухгалтерского учета, так как отсутствует расчет полной себестоимости продукции.

    4.    в ценах, устанавливаемых на продукцию предприятия, необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия, т.е. прибегать к дополнительным расчетам.

      Практическое  использование системы «директ-костинг» позволяет:

  1. оперативно изучать взаимосвязь между объемом производства, затратами и ценой на единицу продукции;
  2. прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов затрат при изменении деловой активности предприятия;
  3. определять нижнюю границу цены продукции;
  4. существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль затрат;
  5. исключить трудоемкую работу по распределению косвенных затрат;
  6. система «директ-костинг» дает возможность обоснования и принятия различных управленческих решений, касающихся основной производственной деятельности предприятия. При этом основными показателями системы «директ-костинг», используемыми при принятии решений являются: переменная себестоимость и маржинальный доход. На базе информации управленческого учета решаются оперативные задачи: определение точки безубыточности, планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащих реализации; принятие решений по ценообразованию и другие.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Принятие управленческих решений на основе показателей системы «директ-костинг»

3.1. Анализ безубыточности  производства        

    В целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические («мертвые») точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибылей, ни убытков. Анализ безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями.

    В международной практике для определения  критической точки используются методы уравнения, маржинального дохода, графический.

    Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле

Информация о работе Современные системы учета и калькулирования неполной ограниченной себестоимости