Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:37, реферат

Описание

Для управления общественным воспроизводством необходимо осуществлять хозяйственный учет.
Хозяйственный учет - это деятельность обеспечивающая количественное отражение и качественную характеристику процессов материального воспроизводства для управления ими.
Хозяйственный учет эхо система наблюдения, измерения и регистрации процессов материального воспроизводства.

Работа состоит из  1 файл

лекции по БУ.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Ведомость № В-7 «Ведомость учета расчетов с поставщиками» ведется по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Ведомость № В-8 «Ведомость учета оплаты труда» открывается по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При производственной необходимости с увеличением числа работников можно вести дополнительные типовые формы № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость» и № Т-51 «Расчетная ведомость». Здесь начисляется заработная плата, удержания из заработной платы.

По истечении месяца по всем 8 ведомостям посчитываются  обороты и переносят в ведомость  № В-9 «Шахматная ведомость» для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности записей на счетах бухгалтерского учета.

После разноски всех оборотов по кредиту и сверки их с ведомостями текущего учета подсчитываются обороты по дебету счетов. Сумма оборотов по дебету должна быть равна сумме оборотов по кредиту счетов.

На основании «Шахматной ведомости» составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам, бухгалтерский баланс и отчетность.

Малое предприятие вправе представлять бухгалтерскую отчетность только по двум формам: форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и также итоговую часть аудиторского заключения.

Те предприятия, которые  в соответствии с Федеральным  законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995г. не составляют бухгалтерской отчетности, а отчитываются только перед налоговыми органами путем представления декларации, учитывают результаты своей деятельности в Книге доходов и расходов. Эта книга открывается на календарный год (она прошнурована и пронумерована, последняя страница заверена руководителем и печатью налоговой организации). В этой книге содержаться все доходы и расходы на каждый квартал отдельно и за год в целом. Налоговый орган при выдаче предприятию патента одновременно составляет дубликат книги доходов и расходов, который хранит у себя.

 

6.7. Автоматизированная форма бухгалтерского  учета.

 

Совершенствование бухгалтерского учета тесно связано с автоматизированной обработкой информации. Для этого  применяются новейшие технические средства от мощных ЭВМ типа ЕС до микро ЭВМ.

Система автоматизированного  учета должна отражать основные процессы, связанные с получением сводных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Вся необходимая информация для управления и оперативного контроля выдается в виде машинограмм и видеограмм.

В настоящее время  на предприятиях создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера. При этом применяется один из вариантов автоматизированной формы учета.

В основе работы АРМ бухгалтера лежит создание пакетов прикладных программ (ППП). Их особенностью является интегральный характер и комплексный охват автоматизированной обработкой всех разделов и счетов бухгалтерского учета.

Система прикладных пакетов  программ (ППП) базируются на единой системе классификаторов, унифицированном словаре терминов для обозначения файлов и баз данных (БД). Она разработана в единой программной среде.

Основой системы классификации  служит, классификатор синтетических  и аналитических счетов бухгалтерского учета включающий 6-8 знаков.

Первые два знака  обозначают синтетические счета (субсчета), а последующие субсчет, аналитические счета, остаток затрат, наименование изделия, номер строк отчетности и т.д.

АРМ бухгалтера организуется по функциональному признаку и охватывает следующие участки:

    • учет основных средств;
    • учет материальных ценностей;
    • учет труда и заработной платы;
    • учет готовой продукции и реализации;
    • учет финансово-расчетных операций;
    • сводный учет и составление отчетности, в том числе баланса.

Наиболее доступной  является программа 1С в ее разных модификациях и программа ИНФО - бухгалтер.

Автоматизированная форма  учета позволяет изменить характер труда бухгалтера, высвободить время для анализа и контроля, повысить его эффективность.

 

7. Бухгалтерская отчетность и основы организации бухгалтерского учета на предприятии.

 

7.1. Бухгалтерская отчетность организации.

 

Завершающим этапом учетного процесса является бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имуществе, финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составленных на основе сведений бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность - это внешняя отчетность, она  предназначена, прежде всего, для внешних пользователей и должна давать им основание для принятия управленческого решения (покупать или продавать акции, предоставлять или нет кредит, вступать или нет в партнерские отношения).

В соответствии с международными стандартами бухгалтерскую отчетность составляют на основании данных всех видов текущего учета.

Нормативными актами, регулирующими составление бухгалтерской отчетности является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и др.

Годовая бухгалтерская  отчетность организации (за исключением бюджетных) включает:

  1. Бухгалтерский баланс - форма №1.
  2. Отчетность о прибылях и убытках - форма №2.
  3. Отчет об изменении капитала - форма №3.
  4. Отчет о движении денежных средств - форма №4.
  5. Приложение к бухгалтерскому балансу - форма №5.
  6. Отчет о целевом использовании бюджетных средств (если организация получает бюджетные целевые средства) -форма №6.
  7. Пояснительная записка.
  8. Аудиторское  заключение , подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если эта организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральным законодательством).

Все выше перечисленные  составляющие взаимосвязаны и являются единым целым.

Организации самостоятельно разрабатывают и утверждают формы бухгалтерской отчетности, руководствуясь типовыми формами, разрабатываемыми Министерством финансов РФ.

Бухгалтерскую отчетность не составляют и не представляют субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Они руководствуются отдельным приказом Министерства финансов РФ и по применению формы доходов и расходов.

Субъекты малого предпринимательства  не применяют в соответствии с  законодательством РФ упрощенную систему  налогообложения учета и отчетности имеют право предоставлять бухгалтерскую отчетность без пояснений и приложений, т.е. в сокращенном виде, составляя лишь бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках.

Промежуточная бухгалтерская  отчетность состоит из: бухгалтерского баланса (форма №1) и отчета о прибылях и убытках (форма №2). Организации могут предоставлять в составе промежуточной отчетности и другие отчетные формы, а также пояснительную записку. Промежуточная отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

До составления бухгалтерской  отчетности предприятия должны обеспечить:

Полное отражение на счетах синтетического и аналитического учета всех хозяйственных операций отчетного периода на основе надлежаще оформленной первичной оправдательной документации или приравненным к ним техническим носителям информации;

Сверку оборотов и  остатков по аналитическим счетам с  оборотами и остатками по синтетическим  счетам на отчетную дату;

Обязательно провести инвентаризацию (кроме имущества, инвентаризация по которому проводилась после первого октября отчетного года); 4. Отразить выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета в соответствии с действующим порядком. При неавтоматизированных формах ведения учета и перед составлением бухгалтерского баланса целесообразно составить оборотную ведомость по синтетическим счетам.

В ней должно быть обеспечено равенство трех пар итогов:

Сальдо на начало отчетного  периода по активным и пассивным счетам;

Равенство оборотов за отчетный период;

Сальдо на конец отчетного  периода по активным и пассивным счетам.

При составлении бухгалтерской  отчетности отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, а для организаций, создаваемых после 1 октября, отчетный год продолжается до 31 декабря следующего года. Бухгалтерская отчетность составляется на бланках по утвержденным организацией формах отчетности. Она составляется на русском языке, в валюте Российской Федерации, в тысячах или миллионах рублей без десятичных знаков. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем, главным бухгалтером и подлежит утверждению общим собранием акционеров (или другим органом управления данной организации) в установленном порядке. Бухгалтерская отчетность представляется в сброшюрованном виде в отдельной папке вместе с сопроводительным письмом.

Годовой бухгалтерский  отчет представляется в течение 90 дней, то есть до 1 апреля.

Квартальный отчет представляется в течение 30 дней по

окончании квартала.

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей. Все организации представляют ее по одному экземпляру:

  1. Территориальному  органу государственной статистики
  2. (по месту регистрации организации);
  3. Учредителям  юридического  лица  или   собственнику имущества в соответствии с учредительными документами;
  4. Государственной налоговой инспекции;

В другие органы исполнительной власти в соответствии с 
законодательством РФ или учредительными документами.

В случае, предусмотренном  законом РФ организация публикует бухгалтерскую отчетность, включая итоговую часть аудиторского заключения в газетах, журналах, либо в брошюрах и 
других доступных пользователю изданиях. Публикация должна 
быть произведена не позднее 1 июля следующего за отчетным годом.

Обязаны публиковать свою отчетность следующие организации:

    1. Акционерные общества открытого типа;
    2. Банки и другие кредитные организации;
    3. Страховые организации;
    4. Негосударственные и государственные пенсионные фонды;
    5. Фонд обязательного медицинского страхования.

 

 

7.2. Общие вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии1.

Предприятия самостоятельно устанавливают организационную форму бухгалтерских и аналитических работ.

Они сами определяют форму  и методы бухгалтерского учета, основываясь на Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» и «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», Плане счетов бухгалтерского учета и других обязательных регламентирующих положениях.

При этом ответственность  за организацию бухгалтерского учета  и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Обеспечить ведение бухгалтерского учета руководитель может одним из следующих способов по выбору в зависимости от специфики организации и ее финансовых возможностей.

    1. Организовать отдел бухгалтерского учета (бухгалтерию) во главе с главным бухгалтером.
    2. Ввести в штат должность бухгалтера.
    3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.
    4. Вести бухгалтерский учет самостоятельно. 
      Последние три варианта применимы для малых коммерческих организаций.

В крупных организациях состав, структура бухгалтерии и  численность работников зависит  от их размера, финансовых возможностей и объема бухгалтерской работы. Бухгалтерия может включать несколько групп, например, расчетную, материальную, производственную и финансовую.

Возглавляет бухгалтерию  главный бухгалтер, который назначается и отстраняется от занимаемой должности руководителем организации, подчиняясь ему непосредственно.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие учетных процедур законодательству РФ и контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Он несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной отчетности.

Требование главного бухгалтера по оформлению и предоставлению документов по совершению хозяйственных операций обязательны для всех работников.

Информация о работе Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета