Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:37, реферат

Описание

Для управления общественным воспроизводством необходимо осуществлять хозяйственный учет.
Хозяйственный учет - это деятельность обеспечивающая количественное отражение и качественную характеристику процессов материального воспроизводства для управления ими.
Хозяйственный учет эхо система наблюдения, измерения и регистрации процессов материального воспроизводства.

Работа состоит из  1 файл

лекции по БУ.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий  между руководителем организации  и главным бухгалтером по поводу законности совершения определенных хозяйственных операций главный бухгалтер должен письменно поставить руководителя в известность. В случае письменного разрешения руководителя указанные документы могут быть приняты к учету, всю ответственность за незаконность совершенных операций будет нести руководитель.

Как было отмечено ранее, система бухгалтерского учета включает управленческий и финансовый учет.

Содержание управленческого  учета и форма связи с финансовым учетом полностью определяется нормативными актами организации и зависит от ее потребностей и финансовых возможностей.

В настоящее время  организация бухгалтерского учета  на предприятиях предполагает разумное сочетание централизованного нормативного регулирования и самостоятельности в выборе методов осуществления.

 

 

7.3. Учетная политика организации

.

Организации на основе установленной  государством системы общих правил бухгалтерского учета самостоятельно разрабатывает свою учетную политику для решения поставленных задач.

Под учетной политикой  предприятия понимается принятая ею совокупность конкретных способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности и других приемов.

Выбор учетной политики зависит от особенностей коммерческой деятельности, организационной формы, стоящих задач, налоговой и валютной политики государства, квалификации кадров предприятия и других факторов.

В соответствии с ПБУ 1/98 учетная политика организации  формируется предприятием на предстоящий год заблаговременно, оформляется приказом или распоряжением руководителя организации и подлежит объявлению в пояснительной записке к годовому отчету организации. Утвержденная учетная политика применяется с 1 января следующего года. На протяжении года предприятие должно следовать принятой учетной политике. При необходимости внести изменения в учетную политику можно только с начала нового отчетного года, объявив об этом заранее в пояснительной записке к годовому отчету и утвердив приказом (распоряжением).

Учетная политика формируется  в организации главным бухгалтером (бухгалтером) и после утверждения руководителем она приобретает юридическую силу.

Формирование учетной  политики включает следующие составляющие:

    1. Разработку рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
    2. Выбор   формы   первичных   учетных   документов   для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
    3. Методы оценки активов и обязательств.
    4. Утверждение графика и порядка проведения инвентаризаций имущества и обязательств.
    5. Систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля (схему документооборота, технологию обработки учетной информации, формы внутренней отчетности и детализацию учетного процесса).
    6. Выбор формы ведения бухгалтерского учета (журнальноордерная, автоматизирование и др.).

На основании действующих  общих правил ведения бухгалтерского учета организация имеет право самостоятельно выбрать один из нескольких допустимых законодательством и нормативными актами вариантов:

    1. Способ начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
    2. Методы оценки запасов готовой продукции и незавершенного производства;
    3. Вариант формирования затрат на производство;
    4. Способ распределения косвенных расходов (общепроизводственных и общехозяйственных) между объектами учета и калькулирования;
    5. Метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости (нормативный, позаказный и др.);
    6. Способ определения выручки от реализации;
    7. Создание резервов и фондов специального назначения и т.д.

Учетная политика включает также и другие составляющие в  зависимости от величины предприятия  и особенности его хозяйственной деятельности. Все утверждаемые составляющие учетной политики должны быть подкреплены документально.

 

 

 

8. Международные стандарты  финансовой отчетности и основные  направления развития бухгалтерского  учета в России.

 

8.1.Международные  стандарты финансовой отчётности в системе унификации бухгалтерской практики.

 

Идея стандартизации учётных процедур реализуется в рамках унификации учёта, которую проводит Комитет международных стандартов финансовой отчётности (КМСФО), который является независимым органом частного сектора, цель которого состоит в унификации принципов бухгалтерского учёта. Он основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Исландии и США. С 1983 г. членами КМСФО стали все бухгалтерские организации - члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

В настоящее время  в работу КМСФО вовлечены и  другие организации во многих странах мира, не являющиеся членами КМСФО, но применяющие Международные стандарты финансовой отчётности.

Штаб правления КМСФО  размещён в Лондоне и возглавляется Генеральным секретарём. В 1995 г. при штабе КМСФО учреждён высший международный Консультативный Совет, в который вошли выдающиеся деятели в области бухгалтерского учёта, бизнеса и другие пользователи финансовых отчётов.

Роль этого Совета заключается в обеспечении принятия Международных стандартов бухгалтерского учёта и повышении доверия к работе КМСФО.

Доходная часть бюджета  КМСФО образуется за счёт взносов международных профессиональных организаций, крупнейших аудиторских компаний и транснациональных корпораций, а также выручки от реализации публикаций и разработок Комитета.

Международные стандарты  финансовой отчётности - это свод правил, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, разработанных высокопрофессиональными международными организациями и носящих рекомендательный характер.

В настоящее время  действует 49 международных стандартов финансовой отчётности.

 

 

 

 

Таблица 8.1 Международные стандарты финансовой отчётности по состоянию на 1 января 2002 г.

№ стандарта

Наименование стандарта

Год принятия последней  редакции

1

2

3

 

Принципы подготовки и составления финансовой отчетности

1989

МСФО 1

Представление финансовой отчетности

1997

МСФ0 2

Запасы

1993

МСФО 4

Учет амортизации

1976

МСФО 7

Отчет о движении денежных средств

1992

МСФО 8

Чистая прибыль или  убыток на период фундаментальной ошибки и изменения в учетной политике

1993

МСФО 10

Условные события и  события происшедшие после отчетной даты

1999

МСФО 11

Договоры подряда

1997

МСФО 12

Налоги на прибыль

1996

МСФО 14

Сегментная отчетность

1997

МСФО 15

Информация, отражающая влияние изменения цен

1981

МСФО 16

Основные средства

1998

МСФО 17

Аренда

1997

МСФО 18

Выручка

1993

МСФО 19

Вознаграждения работникам

1998

МСФО 20

Учет правительственных  субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи

1983

МСФО 21

Влияние изменений валютных ресурсов

1993

МСФО 22

Объединение компаний

1998

МСФО 23

Затраты по займам

1993

МСФО 24

Раскрытие информации о  связанных сторонах

1984

МСФО 26

Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)

1987

МСФО 27

Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании

1989

МСФО 28

Учет инвестиций в  ассоциированные компании

1998

МСФО 29

Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

1989

МСФО 30

Раскрытие информации в  финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов

1990

МСФО 31

Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности.

1998

МСФО 32

Финансовые инструменты:  раскрытие и представление информации

1995

МСФО 33

Прибыль на акцию

1997

МСФО 34

Промежуточная финансовая отчетность

1998

МСФО 35

Прекращаемая деятельность

1998

МСФО 36

Обесценивание активов

1998

МСФО 37

Резервы, условные обязательства

1998

МСФО 38

Нематериальные активы

1998

МСФО 39

Финансовые инструменты: признание и оценка

1998

МСФО 40

Учет инвестиционной собственности

2000

МСФО 41

Учет в сельском хозяйстве (вступил в силу с 1 января 2002г.)

2000


 

8.2. Достоинства и недостатки Международных  стандартов бухгалтерского учёта.

 

В настоящее время известно несколько систем бухгалтерского учёта, в частности англо-американская, европейская и ряд других. Однако по мнению специалистов стандарты, разработанные КМСФО будут использоваться большинством стран мира в ближайшем будущем.

В настоящее время  обсуждается вопрос о принятии МСФО странами ЕС, по крайней мере, в отношении компаний, акции которых котируются на фондовых биржах. Поскольку эти стандарты представляют собой систему, позволяющую новым финансовым структурам применять международно-признанную базу ведения учёта, их начали использовать и многие развивающиеся страны.

Рассмотрим положительные  и отрицательные черты международных стандартов учёта.

Их объективными преимуществами перед национальными стандартами  в отдельных странах являются:

    • чёткая экономическая логика;
    • обобщение лучшей современной практики в области учета;
    • простота восприятия для пользователей финансовой информации во всём мире.

При этом международные  стандарты учёта позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчётности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала.

Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными  факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчётности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски./29,с.11/

Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление разных стран к использованию  МСФО в национальной практике учёта.

Наряду с этим следует  отметить и недостатки МСФО. К

ним, в частности, можно  отнести:

обобщённый характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие в методах учёта;

отсутствие подробных  интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.

Внедрению стандартов во всём мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных институтов поступаться своим приоритетом в области регулирования и методологии учёта.

Комитет по международным  стандартам бухгалтерского

учёта принимает во внимание эти негативные факторы и ведёт активную работу по их устранению. В 1996 г. было принято решение о создании в рамках КМСФО постоянного Комитета по интерпретации стандартов.

Бытует точка зрения, что компании и биржи большинства  стран будут составлять финансовые отчеты, используя МСФО. Но это вовсе не означает, что во всех случаях переход к Международным стандартам учёта является единственно правильным решением. Активная позиция страны, борющейся за свои взгляды, может изменить точку зрения КМСФО, поскольку Комитет стремится получить и обобщить опыт различных стран в организации учётных систем. Не исключено, что в течение ближайших лет Конституция Комитета претерпит некоторые изменения в направлении крепнущего взаимодействия между КМСФО и национальными организациями, устанавливающими стандарты в своих государствах.

 

 

8.3. Разные точки зрения по поводу  использования международных стандартов  финансовой отчётности в России.

 

Переход к рыночным отношениям, возникновение международных хозяйственных  и финансовых связей выдвинули в  число актуальных вопросов необходимость совершенствования бухгалтерского учёта в России и его приближения к международным стандартам.

На западе считают, что  бухгалтерский учёт и отчётность в России не соответствуют международным  стандартам, концепциям и принципам бухгалтерского учёта, общепризнанным в западной теории и практике.

В то же время в мире трудно найти хотя бы одну страну, которая построила свою национальную систему бухгалтерского учёта, основываясь полностью только на международных стандартах. Однако это не означает, что страны не должны стремиться к их разработке, т.е. международные стандарты бухгалтерского учёта должны представлять собой компромисс между особенностями национальных бухгалтерских школ тех стран, представители которых участвуют в их разработке.

В последние годы среди  специалистов бухгалтерского учёта  и аудита бытуют различные мнения по поводу использования международных  стандартов в бухгалтерском учёте  России. Их можно условно разделить  на три направления.

Первое - рекомендовать целиком и полностью использование международных стандартов в бухгалтерском учёте.

Информация о работе Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета