Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:39, реферат
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом и (или) потребностями в информации. Классификация пользователей учетной информации представлена на рис.4.
Информация, предоставляемая собственным пользователям, должна быть своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений по эффективному управлению организацией; анализу его деятельности; для целей планирования, контроля; при принятии решений в нестандартных ситуациях и при выборе политики; при принятии инвестиционных решений и др.
Однако ряд хозяйственных операций нельзя оформить документально в момент их совершения. Так, отдельные виды товарно-материальных ценностей имеют тенденцию к усушке, утруске, распылению и другим процессам, порождающим неизбежную естественную убыль. В других случаях потери, недостачи возможны из-за небрежности в работе материально-ответственных лиц, ошибок, обмана и т.п.; стихийных бедствий (пожара, наводнения и пр.). Выявление подобных фактов и оформление их в учете производится путем инвентаризации - проверки наличия имущества, обязательств и состояния расчетов и сопоставления фактических данных с учетными данными. Таким образом инвентаризация является продолжением документирования.
Инвентаризация позволяет через проверку в "натуре" материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации обеспечивается и контролируется сохранность материальных ценностей, денежных средств и других активов, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. С помощью инвентаризации организуется более четкий контроль за наличием и движением активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц.
Как было указано выше, основным измерителем в учете является денежный измеритель. Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный применяется способ, называемый оценкой. При этом необходимо соблюдение принципа реальности и единства. В бухгалтерском учете принят основной принцип оценки его объектов - по фактической себестоимости.
Таким образом, оценка представляет собой способ выражения в денежном измерителе активов организации и источников их формирования.
Фактическая себестоимость объектов учета определяется с помощью приема калькулирования, т.е. расчета всех элементов себестоимости. Сопоставление текущих издержек с конечными результатами производится с помощью оценки, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости.
Таким образом, калькулирование - расчет затрат по видам продукции и на ее единицу, связанных с производством и реализацией по предприятию в целом и по структурным подразделениям. Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость.
Для процесса управления необходима информация о наличии и движении имущества и обязательств организации по отдельным их группам, видам и наименованиям. Для этих целей используется система счетов. Счет - информационная система, определяющая группировку и текущий учет однородных объектов, их сущность и изменения.
На каждый вид имущества и обязательств открывается отдельный счет. Различают два основных вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса, и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета имущества по их составу и размещению, пассивные - для учета источников по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково - это таблица двусторонней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая - кредит.
Хозяйственные операции на счетах отражаются способом двойной записи, обусловленной двойственностью самих хозяйственных процессов. Так, хозяйственная операция поступления денежных средств в кассу из банка (расчетного счета организации) одновременно отражается как оприходование денег в кассу и списание денег с расчетного счета. При этом сумма хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их вида. Они должны быть между собой равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах. Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.
Таким образом, счета и двойная запись применяются для регистрации, текущей группировки и обобщения учетной информации об объектах бухгалтерского учета, затрагиваемых хозяйственной операцией.
Через счета и двойную
запись лежит путь к систематическому
обобщению итогов хозяйственной
деятельности и выбору дальнейшей стратегии
организации. Достигается эта цель
через составление бухгалтерско
Бухгалтерский баланс включает остатки счетов на определенную дату - конец отчетного периода, которые образуют активы субъекта, его собственный и заемный капитал.
Его данные необходимы для
контроля наличия, движения и структуры
имущества организации и
Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности находит отражение в отчетности. Ею пользуются как внутренние, так и внешние пользователи. Поэтому отчетность составляется по определенным правилам и стандартам.
Отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).
Таким образом, бухгалтерский баланс и отчетность являются способом итогового обобщения текущей учетной информации.
Рассмотренные элементы метода бухгалтерского учета и их связь с предметом бухгалтерского учета показана на приведенной ниже схеме (рисунок 3).
Как видно из схемы, отдельные элементы метода бухгалтерского учета применяются не изолированно, а в едином комплексе. Все они тесно связаны друг с другом, каждый из них использует предыдущие сведения или предоставляет данные, необходимые для последующей обработки. В то же время каждый из элементов метода бухгалтерского учета выполняет свою определенную функцию.
Содержание отдельных методов показывает, что объекты отражаются в бухгалтерском учете сплошным и непрерывным образом во временной связи. При этом выявляется взаимная зависимость между отдельными явлениями.
Метод бухгалтерского учета позволяет не только наблюдать, измерять многочисленные операции в процессе хозяйственной деятельности, но также и экономически обобщать полученные данные.
Посредствам метода бухгалтерского учета рассчитываются затраты, производимые при осуществлении тех или иных процессов, данные о которых необходимы для контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отражение и экономическое обобщение учитываемых объектов осуществляются в едином денежном измерении, без чего не возможно получение сводных данных о хозяйственной деятельности.
На основе вышеизложенного можно дать определение сущности метода бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета есть система способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное и объективное отражение, экономическое обобщение и подсчет в денежном измерении объектов бухгалтерского учета.
8. Метод
балансового обобщения
Баланс в переводе с
французского означает равенство, весы.
Поэтому в нем всегда должно присутствовать
равенство итогов актива и пассива (имущество
хозяйства равно источникам его образования).
Бухгалтерский баланс - способ обобщения
и группировки имущества хозяйства и источников
его образования на определенную дату
в денежной оценке. Схематично бухгалтерский
баланс представляет собой сводную таблицу,
составленную из двух вертикально расположенных
частей: верхняя - актив - отражает имущество
хозяйственного органа, а нижняя - пассив
- источники его образования. В балансе
любые средства представлены так, чтобы
можно было определить, где эти средства
находятся и на что тратятся. Особенность
баланса - равенство актива и пассива.
Актив баланса включает:
Раздел 1: Внеоборотные активы: Нематериальные
активы, Основные средства, Незавершенное
строительство, Доходные вложения в материальные
ценности, Долгосрочные финансовые вложения,
Отложенные финансовые активы, Прочие
внеоборотные активы.
Раздел 2: Оборотные активы: Запасы, Налог
на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям, Дебиторская задолженность,
Краткосрочные финансовые вложения, Денежные
средства, Прочие оборотные активы.
Пассив баланса включает:
Раздел 3: Капитал и резервы: Уставный капитал,
Собственные акции, выкупленные у акционеров,
Добавочный капитал, Резервный капитал,
Целевое финансирование, Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток).
Раздел 4: Долгосрочные обязательства:
Займы и кредиты, Отложенные налоговые
обязательства, Прочие долгосрочные обязательства.
Раздел 5: Краткосрочные обязательства:
Займы и кредиты, Кредиторская задолженность,
Задолженность перед участниками (учредителям)
по выплате доходов, Доходы будущих периодов,
Резервы предстоящих расходов, Прочие
краткосрочные обязательства.
9. Понятие о счетах бухгалтерского учета. Балансовые и забалансовые счета.
Балансовые и забалансовые счета
Бухгалтерский
учет выступает как самостоятельная
информационная система, составными частями
которой являются счета бухгалтерского
учета. Обобщение информации, учтенной
на бухгалтерских счетах, осуществляется
в бухгалтерском балансе. Однако
при ведении бухгалтерского учета
возникает необходимость
Балансовые счета предназначены
для учета имущества, собственного капитала
и обязательств организации. По своему
назначению они могут быть активными, пассивными и а
Забалансовые счета предназначены
для учета наличия и движения средств,
временно находящихся в пользовании или
распоряжении организации, ее условных
прав и обязательств, а также для контроля
за отдельными хозяйственными операциями.
Забалансовые счета показываются за итогом
баланса и в общий подсчет средств организации
не входят.
В забалансовых
счетах учет хозяйственных операций производится
без применения метода двойной записи.
При этом сторона "дебет" соответствует
понятию "приход", а сторона "кредит"
- понятию "расход", "выбытие".
По своему назначению
забалансовые счета разделяются на три
группы.
Классификация счетов по экономическому содержанию, назначению и структуре
Классификация счетов по экономическому содержанию приводит к группировке счетов в зависимости от экономической природы учитываемых объектов. В рамках этой классификации выделяют:
Счета имущества,
собственного капитала и обязательств
подразделяются на основные и регулирующие. Основные счета предназначены
дляотражения и контроля движения имущества,
собственногокапиталаи обязательств. Регулирующие
счета - для регулирования
оценки отдельных видов имущества. Эти
счета не имеют самостоятельного значения,
а лишь изменяют и дополняютсуммы на других
счетах.
Основные счета
по назначению и структуре делятся на:
Регулирующие
счета предназначены для
Информация о работе Сущность и задачи бухгалтерского учета. Пользователи бухгалтерской информации