Сущность МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 13:00, курсовая работа

Описание

Переход России к рыночной экономике обусловил реформирование системы бухгалтерского учёта в стране в соответствии с требованиями рынка и необходимостью понимания финансовой отчётности российских организаций иностранными инвесторами и другими пользователями.

Содержание

I. Теоретическая часть. Сущность МСФО 2
1. Нормативные документы по МСФО 4
2. История МСФО 8
3. Объективные причины различий национальных систем бухгалтерского учёта 10
4. Классификация национальных систем бухгалтерского учёта 12
II. Аналитическая часть. Сопоставление МСФО с российскими стандартами финансовой отчётности. 17
1. Реформирование бухгалтерской отчётности в России в соответствии с МСФО 17
2. Цель финансовой отчётности по МСФО и российским нормативным документам 22
3. Принципы формирования отчётности по МСФО и в России 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Практическая часть 34

Работа состоит из  1 файл

курсовик МСФО.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

Введение 2

  1. Теоретическая часть. Сущность МСФО 2

    1. Нормативные документы по МСФО 4

    2. История МСФО 8

  1. Объективные причины различий национальных систем бухгалтерского учёта 10
  2. Классификация национальных систем бухгалтерского учёта 12
  1. Аналитическая часть. Сопоставление МСФО с российскими стандартами финансовой отчётности. 17
  1. Реформирование бухгалтерской отчётности в России в соответствии с МСФО 17
  2. Цель финансовой отчётности по МСФО и российским нормативным документам 22
  3. Принципы формирования отчётности  по МСФО и в России 26

Заключение 31

Список  использованной литературы 33

Практическая  часть 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Переход России к рыночной экономике обусловил  реформирование системы бухгалтерского учёта в стране в соответствии с требованиями рынка и необходимостью понимания финансовой отчётности российских организаций иностранными инвесторами и другими пользователями.

       Немало  разногласий среди российских учёных вызвал вопрос о том, в каком мире и каким именно мировым опытом следует воспользоваться в ходе реформы бухгалтерского учёта, в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 06.03.89 № 283. В качестве основы реформирования отечественного учёта были выбраны МСФО, завоевавшие в последние годы большой авторитет во всех странах мира.

       Стандартизация бухгалтерского учёта на международном уровне была вызвана исторической необходимостью и напрямую связана с глобализацией экономик стран мира. Этот процесс особенно интенсивно формировался в 60 – 80 годах XX века и дают начало разработке МСФО.

       Внедрение международных стандартов “повысит инвестиционную привлекательность  экономики”, убежден замминистра  финансов Сергей Шаталов. Иностранные  инвесторы пока не в состоянии  оценить привлекательность большинства  российских компаний: им нужна информация в понятном формате, которую можно сопоставлять с показателями компаний из других стран. Когда иностранный инвестор принимает решения о выборе компании для вложения средств, он будет выбрать из тех, отчётность которых составлена на понятном ему языке. Сравнимость международной финансовой информации, полученная в результате стандартизации, устраняет сложности в понимании данных иностранных финансовых отчётов.

       По  имеющимся оценкам для европейских  ТНК дополнительные расходы, вызываемые различными бухгалтерскими сметами оцениваются от 10 до 30 процентов общих расходов, а, сдавая отчётность в формате МСФО, эти немалые деньги пускались на развитие производства. Повышение з/пл работникам и многое другое.

       Ещё одна выгода международной стандартизации бухгалтерского учёта- реальная возможность использовать помощь бухгалтеров из различных стран. В небольших и развивающихся странах ещё имеется дефицит квалифицированных специалистов, известны факты помощи таким странам со стороны экономически развитых стран.

       Следует понимать, что международные стандарты - лишь определенный общий свод правил, трактовка которых в значительной степени отличается в разных странах. Как показала практика, самая большая опасность кроется в попытках механического переноса международных стандартов в ту или иную экономику. Только грамотное и взвешенное применение основополагающих принципов международных стандартов дает возможность достигнуть поставленной цели. 

 

Теоретическая часть. Сущность МСФО 

    1. Нормативные документы по МСФО
 

       Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется  наделенными соответствующими полномочиями субъектами управления.

       Первый  уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации, в которых также сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учета и отчетности. К данному уровню системы относится и Гражданский кодекс РФ.

       Главным актом первого уровня системы  является Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ, устанавливающий  единые правовые и методологические основы организации и ведения  бухгалтерского учета в РФ.

       Особое  место в системе принадлежит  Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,  утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998г. №34н, в редакции от 18.09.2006 года. Ввиду  значимости содержащихся в нем норм Положению предполагалось придать статус документа первого уровня системы, однако оно не было утверждено правительственным постановлением и формально не обладает данным статусом.1

       Второй  уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета.

       Третий  уровень включают документы, на основе которых, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской  отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы  МФ России.

       Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления отчетности, как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.

       Помимо  указанных нормативов в российской национальной системе регулирования  бухгалтерского учёта необходимо отметить «Концепцию бухгалтерского учёта в  рыночной экономике России», определяющую основополагающие подходы к ведению  бухгалтерского учёта и формированию финансовой отчётности в Российской Федерации.

       Если  сопоставлять систему нормативного регулирования бухгалтерского учёта  в России с системой МСФО, то можно  допустить, что российская Концепция  является некоторым аналогом главы «Принципы», а ПБУ – некоторым аналогом самих МСФО по различным объектам учёта.

       В то же время некоторые общие подходы  затрагиваются не только в Концепции, но и в нормативных документах первого уровня, например Федеральном  законе «О бухгалтерском учёте в  Российской Федерации», и даже в нормативах второго уровня – ПБУ 1/98 «Учётная политика организации», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации и других. Регламентация бухгалтерского учёта основных средств, материально–производственных запасов, затрат на капитальное строительство и некоторых других объектов, по которым имеются индивидуальные международные стандарты, дополняется нормативными документами третьего уровня (инструкциями, методическими указаниями, отдельными письмами Минфина РФ)2.

       Вместе  с тем Программа реформирования бухгалтерского учёта в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности предусматривает разработку новых и обновление ранее утверждённых положений по бухгалтерскому учёту. Следовательно, задачей реформирования бухгалтерского учёта является создание системы российских ПБУ, аналогично системе МСФО. 

МСФО Соответствующее ПБУ
МСФО 1 Представление финансовой отчетности ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»

ПБУ 9/99 «Доходы организации»

ПБУ 10/99 «Расходы организации»

МСФО 2 Запасы ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов»
МСФО 7 Отчёт о движении денежных средств ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»
МСФО 8 Учетная политика изменения в бухгалтерских расчётах и ошибки ПБУ 1/98 «Учётная политика организации»
МСФО 10 События после отчётной даты ПБУ 7/98 «События после отчётной даты»
МСФО 11 Договоры подряда ПБУ 2/94 «Учёт договоров (контрактов) на капитальное строительство»
МСФО 12 Налоги на прибыль ПБУ18/02 «Учёт расчетов по налогу на прибыль»
МСФО 14 Сегментная отчётность ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»
МСФО 16 Основные средства ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»
МСФО 17 Аренда  
МСФО 18 Выручка ПБУ 9/99 «Доходы  организации»
МСФО 19 Вознаграждение работникам  
МСФО 20 Учёт государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи ПБУ 13/2000 «Учёт  государственной помощи»
МСФО 21 Влияние изменений валютных курсов ПБУ 3/2000 «Учёт  активов и обязательств, стоимость  которых выражена в иностранной  валюте»
МСФО 23 Затраты по займу ПБУ 15/01 «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»
МСФО 24 Раскрытие информации о финансовой отчётности банков и аналогичных  финансовых институтов ПБУ 11/2000 «Информация  об аффилированных лицах»
МСФО 26 Учёт и отчётность по пенсионным планам  
МСФО 27 Консолидированная и индивидуальная финансовая отчётность ПБУ 19/02 «Учёт  финансовых вложений»
МСФО 28 Учёт инвестиций в ассоциированные  компании ПБУ 19/02 «Учёт  финансовых вложений»
МСФО 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции  
МСФО 30 Раскрытие информации о финансовой отчётности банков и аналогичных финансовых институтов  
МСФО 31 Финансовая отчётность об участии в совместной деятельности ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»
МСФО 32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений»
МСФО 33 прибыль на акцию  
МСФО 34 Промежуточная финансовая отчётность ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»
МСФО 36 Обесценивание активов ПБУ
МСФО 37 Резервы, условные обязательства и условные активы ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»
МСФО 38 Нематериальные активы ПБУ 14\2000 «Учёт нематериальных активов»

ПБУ 17/02 «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

МСФО 39 финансовые инструменты: признание и оценка ПБУ 19/02 «учёт финансовых вложений»
МСФО 40 Инвестиции в недвижимость  
МСФО 41 сельское хозяйство  
МСФО Первое применение МСФО

(IFRS) 1 МСФО

 
МСФО Выплаты долевыми

(IFRS) 2 инструментами

 
МСФО Объеинение бизнеса

(IFRS) 3

 
МСФО Договоры страхования

(IFRS) 4

 
МСФО Выбытие внеоборотных активов,

(IFRS) 5 удерживаемых для продажи, и прекращённая деятельность

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
МСФО Геологоразведка и оценка

(IFRS) 6минерально-сырьевых запасов

 
 

       Из  таблицы 1.1 видно, что некоторые аспекты учёта, регламентируемые одним российским стандартам, отражены в нескольких МСФО. Например, правила составления отчётности, изложенные в ПБУ 4/99, рассматриваются в международных стандартах: МСФО 1 и МСФО 7. Вопросы учёта финансовых вложений, регламентируемые ПБУ 19/02, освещены в МСФО 27, МСФО 28, МСФО 32 и МСФО 39. Некоторые аспекты учёта, напротив, регулируются одним международным и несколькими отечественными стандартами. Например, правила учёта нематериальных активов, изложенные в МСФО 38, регламентируются двумя российскими стандартами: ПБУ 14/2000 и ПБУ 17/02.

       Однако  же нельзя поставить знак равенства  и между теми ПБУ и МСФО, которые  регламентируют учёт одних и тех  же объектов, например, учёт ОС (ПБУ 6/01 и МСФО 16), запасов(ПБУ 5/01 и МСФО 2) и других объектов.

       Данные  таблицы 1.1 показывают, что тенденцией развития бухгалтерского учёта в  России является сближение с МСФО. Вместе с тем в целом российская система нормативного регулирования пока ещё не соответствует системе МСФО. Система отечественных стандартов по бухгалтерскому учёту не охватывает такие важнейшие объекты, как аренда, вознаграждения работникам, пенсионные планы, инвестиционная собственность, обесценение активов, гиперинфляция, прибыль на акцию, финансовая отчётность банков, договоры страхования и ряд других.3 

    1.2 История МСФО

       В 70-х годах усилился процесс свободного перемещения капитала из одной страны в другую. Однако осуществление совместной деятельности компаний затруднялась из-за наличия национальных систем бухгалтерского учета.  В связи с этим среди инвесторов, банкиров и лиц других профессий, связанных с экономикой, остро встала проблема разработки общедоступных учетных систем. Данное направление получило название гармонизации учета, результатом чего явилась подготовка международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Международные стандарты не являются обязательными и носят рекомендательный характер. Они, в первую очередь, целесообразны для международных компаний, которые обязаны консолидировать финансовую отчетность дочерних предприятий, работающих в разных странах. Основной организацией, занимающейся разработкой международных стандартов, является специальный Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Committee, IASC)

       Комитет Международных Стандартов Бухгалтерского Учета (IASC) является независимой частной организацией. Его цель – объединение правил бухгалтерского учета, используемых коммерческими и прочими организациями для предоставления финансовой отчетности во всем мире.

       IASC был основан в 1973 году соглашением  профессиональных бухгалтерских организаций из Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии и Соединенных Штатов Америки. С 1983 года членами IASC стали все профессиональные бухгалтерские организации члены Международной Федерации Бухгалтеров. В настоящее время IASC насчитывает 140 бухгалтерских организаций в 101 стране мира (включая 5 членов-корреспондентов и 4 филиала). Компании-члены насчитывают более двух миллионов бухгалтеров во всем мире.

       Также большое внимание уделяется сотрудничеству с другими организациями, не являющимися членами IASC, заинтересованными в совершенствовании форм корпоративной финансовой отчетности. Стандарты IAS активно используются не только в странах-членах IASC, но в и странах, не являющихся членами комитета.

       Правила бухгалтерского учета принимаются  правлением IASC и издаются в форме  Международных Бухгалтерских Стандартов. Члены правления IASC назначаются Международной Федерацией Бухгалтеров по консультации с IASC. В правлении комитета состоят лица представляющие бухгалтерские практики, бизнесмены, представители международного делового сообщества, финансовые аналитики, представители академических кругов, разработчики международных стандартов. Так же в правлении состоят три наблюдателя, участвующие в обсуждении стандартов, но не имеющие права голоса.4

       Комитет готовит Международные стандарты  в соответствии с установленным  порядком. Исполнительный комитет отвечает за предоставление правлению рекомендаций по каждому стандарту. Подобные проекты состоят из максимального перечня требований к обсуждаемому стандарту и аргументы, за и против, следования каждому из них. Впоследствии правление публикует окончательный (публичный) вариант проекта, для вынесения его на открытое обсуждение. Результаты обсуждения анализируются и используются при формировании окончательной редакции Стандарта. Публичный вариант проекта может быть обнародован только при наличии двух третей голосов в его пользу, а окончательная редакция стандарта публикуется лишь в том случае, если три четверти правления голосуют за него.  

       Финансирование КМСУ осуществляется за счет:

  • взносов организаций-участниц, средств Международной федерации бухгалтеров
  • поступлений от транснациональных компаний и бухгалтерских фирм, а также за счет выручки от издательской деятельности

Информация о работе Сущность МСФО