Сущность МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 13:00, курсовая работа

Описание

Переход России к рыночной экономике обусловил реформирование системы бухгалтерского учёта в стране в соответствии с требованиями рынка и необходимостью понимания финансовой отчётности российских организаций иностранными инвесторами и другими пользователями.

Содержание

I. Теоретическая часть. Сущность МСФО 2
1. Нормативные документы по МСФО 4
2. История МСФО 8
3. Объективные причины различий национальных систем бухгалтерского учёта 10
4. Классификация национальных систем бухгалтерского учёта 12
II. Аналитическая часть. Сопоставление МСФО с российскими стандартами финансовой отчётности. 17
1. Реформирование бухгалтерской отчётности в России в соответствии с МСФО 17
2. Цель финансовой отчётности по МСФО и российским нормативным документам 22
3. Принципы формирования отчётности по МСФО и в России 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Практическая часть 34

Работа состоит из  1 файл

курсовик МСФО.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

       общественность, интересующаяся разнообразной информацией о деятельности компаний, их вкладе в местную экономику, в том - числе через количество предоставляемых рабочих мест, опеку местных поставщиков и др.

       Руководство компании несет основную ответственность  за подготовку и представление финансовой отчетности. Оно также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, - однако имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает ему осуществлять обязанности по планированию, принятию решений и контролю.

       Российские  нормативные документы  не содержат указаний о целях бухгалтерской отчетности. В этом их отличие от МСФО, в главе "Принципы" которых данному вопросу отводится отдельный раздел

       "Цель  финансовой отчетности". ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"  требует от бухгалтерской отчетности  достоверной и полной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятия, но не формулирует цели предоставления этой информации. В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и Федеральном законе "О бухгалтерском учете" предоставление информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации внешним и внутренним пользователям трактуется как цель бухгалтерского учета, а не бухгалтерской отчетности. При этом в задачу обеспечения информацией пользователей включаются контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, выявление внутрихозяйственных резервов, а также предотвращение отрицательных результатов деятельности. В отличие от российских нормативных документов МСФО в главе "Принципы" таких целей перед финансовой отчетностью не ставят.11

       В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" пользователями отечественной бухгалтерской отчетности являются руководители, учредители, участники, собственники имущества организации, инвесторы и кредиторы; в соответствии с ПБУ 4/99 - учредители (участники), инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики. Указанные пользователи входят и в перечень, приведенный в главе "Принципы" МСФО, однако, в отличие от МСФО, российские нормативы не включают в состав пользователей работников и общественность. Различно и отношение к информационным потребностям государственных органов. В соответствии с МСФО правительственные органы определяют по данным финансовой отчетности политику в отношении предприятий. В российской практике эти данные во многих случаях используются для контроля за правильностью уплаты налогов и выполнения законодательства.12

       Российские  нормативные документы делят  пользователей бухгалтерской отчетности на внутренних и внешних. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" относит к внутренним пользователям руководителей, учредителей, участников и собственников имущества организаций, а к внешним — инвесторов, кредиторов и других пользователей. В отличие от российского законодательства МСФО не делят пользователей на внутренних и внешних, поскольку ориентируют финансовую отчетность на удовлетворение в первую очередь информационных потребностей пользователей внешних. Руководство предприятия по МСФО также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности при этом имеет доступ к управленческой и инок информации для принятия решений. В российских нормативных документах на первое место в перечне пользователей ставятся руководители, учредители и собственники имущества, а инвесторы и кредиторы фигурируют в конце списка. В МСФО, напротив, на первом месте указываются инвесторы, далее перечисляются работники и кредиторы. Такая последовательность отражает степень зависимости предприятия от решений пользователей отчетности. В условиях западного бизнеса, в котором положение предприятия напрямую связано с рыночной стоимостью выпущенных им ценных бумаг, а источники денежных средств в основном зависят от кредитов и займов, финансовая отчетность в первую очередь должна удовлетворять информационным запросам инвесторов и кредиторов.

       Анализ  целей и состава пользователей  финансовой отчетности, составляемой по отечественным нормативам и МСФО, приведен в таблице 2.3.

МСФО Российские  нормативные документы        
Единство Единство
1.Требование  предоставления информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации заинтересованным пользователям 1.Требование  предоставления информации о  финансовом положении и финансовых  результатах деятельности организации  заинтересованным пользователям
2   Включение в перечень пользователей  финансовой (бухгалтерской) отчетности  инвесторов, кредиторов, поставщиков,  покупателей 2   Включение  в перечень пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей
Различия Различия
1. Финансовая  отчетность удовлетворяет в первую  очередь интересы инвесторов  и кредиторов 1. Бухгалтерская  отчетность удовлетворяет в первую очередь интересы государственных и налоговых структур
 
2. Финансовая отчетность не служит средством контроля за соблюдением законодательства и исчислением налогов
2. Бухгалтерская  отчетность служит средством контроля за соблюдением законодательства и исчислением налогов
3. Финансовая  отчетность должна помогать пользователю в прогнозировании поступления денежных средств от объекта инвестирования или кредитования  
3. Такая  задача перед бухгалтерской отчетностью  не ставится
 
 
4. Содержат детальный перечень  групп пользователей финансовой  отчетности
4. Регламентируют  перечень пользователей, которым бухгалтерская отчетность предоставляется в обязательном порядке, остальные пользователи перечисляются выборочно
5. Определяют  интересы всех групп пользователей  финансовой отчетности 5. Не характеризуют  интересы групп пользователей  бухгалтерской отчетности
6. Не  делят пользователей на внутренних  и внешних. Все пользователи являются внешними по отношению к предприятию 6. Делят пользователей  на внутренних и внешних; к  внутренним относятся как руководство,  так и собственники предприятия
7. Руководство  предприятия не является основным пользователем финансовой отчетности и указывается в конце перечня пользователей 7. Руководство  предприятия относится к основным  пользователям бухгалтерской отчетности  и указывается первым в перечне  пользователей
. Не  ставят цель использования финансовой  отчетности для решения управленческих  задач 8. Решение управленческих  задач является одной из целей  использования бухгалтерской отчетности
9. Не  ставится цель использования  финансовой отчетности для достижения безубыточности предприятия 9. Ставится цель  использования бухгалтерской отчетности  для достижения безубыточности  предприятия
 
 

2.3 Принципы формирования финансовой отчетности по МСФО и в России. 

Принципы формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО

       Принципы  составления финансовой отчетности, в соответствии с МСФО, подразделяются на 2 группы:

  • основополагающие допущения,
  • качественные характеристики финансовой отчетности.

    Основополагающие  допущения состоят из двух базовых принципов:

  • учета по методу начисления,
  • непрерывности деятельности предприятия.

       Сущность  основополагающих допущений представлена на рисунке 2.4. 

             Основополагающие  допущения финансовой отчетности
           Метод начисления

Согласно  этому методу результаты хозяйственных операций и прочих событий признаются в бухгалтерском учете по мере их совершения и включаются в финансовую отчётность тех периодов, к которым относятся.

Непрерывность деятельности

Согласно  этому допущению предполагается, что предприятие имеет намерение работать в обозримом будущем и не будет необходимости его ликвидации или существенного сокращения масштабов деятельности. Если такое намерение отсутствует или необходимость существует, финансовая отчетность должна составляться по другим правилам, которые должны раскрываться.

 
 

       Качественные  характеристики определяются четырьмя основными атрибутами отчетности, делающими ее полезной для пользователей: понятностью, уместностью, надежностью, сопоставимостью.13

       Уместность  связана с существенностью. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искажение может отрицательно повлиять на информативность финансовой отчетности и ввести в заблуждение пользователей, принимающих экономические решения в отношении предприятия. Существенность не является основной качественной характеристикой, поскольку определяет лишь порог или точку отсчета для отражения уместной информации.

    Надежность  обеспечивается выполнением пяти характеристик:

  • правдивое представление,
  • преобладание сущности над формой,
  • нейтральность,
  • осмотрительность,
  • полнота.

       Раскрывая принципы уместности и надежности, МСФО определяет и ограничения в их использовании. 

Табл. 2.5

Ограничения уместности и надежности информации по МСФО
Своевременность 
 
 

В случае неоправданной задержки в представлении информации она может потерять свою уместность. С другой стороны, надежность требует времени для выяснения всех хозяйственных факторов. Таким образом, нужно определить оптимальное соотношение между своевременностью и надёжностью информации.

Баланс  между выгодами и затратами 
 

Предоставление полной информации требует затрат на составление отчетности. С другой стороны, полнота дает выгоды пользователям. Выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на её получение.

Баланс  между качественными характеристиками

В общем  цель состоит в том, чтобы достичь соответствующего соотношения между характеристиками для выполнения основного предназначения финансовой отчётности. Относительная важность характеристик в различных случаях – это дело профессионального суждения.

       Достоверность и объективность отчетной информации согласно МСФО обеспечивается применением перечисленных качественных характеристик, а также самих международных стандартов. 
 
 
 

       Принципы формирования финансовой отчетности в России.

       Принципы  составления бухгалтерской отчетности, провозглашенные в Концепции  бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее  —  Концепция),  во многом близки к принципам ,МСФО, что было предусмотрено Программой реформирования бухгалтерского учета  в Российской Федерации.В отечественной Концепции, аналогично МСФО, выделяются две группы принципов составления отчетности:

  • основные допущения при организации бухгалтерского учета;
  • требования к информации, формируемый в бухгалтерском учете.

       Основные  допущения в российских учетных нормативных документах содержат:

  • допущение непрерывности деятельности предприятия;
  • допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности — аналог метода начисления;
      • допущение имущественной обособленности;
      • допущение последовательности применения учетной политики.

       Сопоставление содержания первых двух допущений в  Концепции и в МСФО выявляет их аналогию основополагающим допущениям по МСФО, но отечественные формулировки наложены более лаконично. В МСФО приводится развернутая характеристика допущений с примерами, уточняющими понимание того или иного принципа. В формулировке принципа непрерывности деятельности предприятия, приведенного в Концепции, лаконичность становится причиной разного понимания этого принципа по сравнению с МСФО. В Концепции допускается лишь одна ситуация, в которой предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем; порядок формирования отчетности в случае сокращения его деятельность или предстоящей ликвидации не регламентируется. В МСФО в последней ситуации рекомендуется составлять финансовую отчетность по другим правилам, которые обязательно должны раскрываться.14

       Допущение временной определенности фактов хозяйственной  деятельности в Концепции соответствует трактовке метода начисления в МСФО, хотя и не иллюстрируется ситуационными примерами. Название же этого допущения в отечественной Концепции представляется менее точным, чем в МСФО, так как не ясно, что подразумевается под временной определенностью. Не фигурирует в трактовке этого допущения и само понятие "метод начисления", в то время как использование этого метода в отечественной практике является предметом продолжающейся дискуссии специалистов.

       Кроме перечисленных допущений, являющихся аналогами допущений, определяемых в главе "Принципы" МСФО, Концепция содержит еще два: допущение имущественной обособленности и допущение последовательности применения учетной политики. Включение этих допущений в Концепцию не нарушает соответствия отечественных принципов принципам МСФО. Допущение имущественной обособленности предприятий вытекает из статуса юридического лица, утвержденного в Гражданском кодексе РФ (ст. 56). Допущение последовательности применения учетной политики регламентируется в ПБУ 1/98 "Учетная политика организации".

Информация о работе Сущность МСФО