Сущность МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 13:00, курсовая работа

Описание

Переход России к рыночной экономике обусловил реформирование системы бухгалтерского учёта в стране в соответствии с требованиями рынка и необходимостью понимания финансовой отчётности российских организаций иностранными инвесторами и другими пользователями.

Содержание

I. Теоретическая часть. Сущность МСФО 2
1. Нормативные документы по МСФО 4
2. История МСФО 8
3. Объективные причины различий национальных систем бухгалтерского учёта 10
4. Классификация национальных систем бухгалтерского учёта 12
II. Аналитическая часть. Сопоставление МСФО с российскими стандартами финансовой отчётности. 17
1. Реформирование бухгалтерской отчётности в России в соответствии с МСФО 17
2. Цель финансовой отчётности по МСФО и российским нормативным документам 22
3. Принципы формирования отчётности по МСФО и в России 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Практическая часть 34

Работа состоит из  1 файл

курсовик МСФО.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

Общая позиция была определена в принятом 6 марта 1988 г. Постановлении правительства № 283 «Программа реформирования бухгалтерского учёта в России в соответствии  с международными стандартами финансовой отчётности». Тем не менее программа оставила нерешёнными важные вопросы, которые до сих пор дискутируются. Остаётся открытым вопрос о степени соответствия регламентациям МСФо национальных российских стандартов бухгалтерского учёта. Нет ответа на вопрос о том, какими темпами должна проводится адаптация отечественного учёта к требованиям МСФО.

Национальные  стандарты бухгалтерского учёта формируются под влиянием под влиянием общей экономической ситуации в стране, структуры и источников финансирования предприятия, запросов пользователей их отчётности. Важнейшей тенденцией в развитии современных отечественных предприятий является рост и усиление значимости крупных корпоративных структур.

Однако, лишь около 200 крупных российских компаний имеют в настоящее время необходимость  напрямую использовать МСФО. При этом  большинство этих компаний являются транснациональными корпорациями, и вместе с дочерними организациями их число составляет чуть более 3 тысяч. В масштабах России это количество, разумеется, невелико, но необходимо учитывать, что на долю крупнейших компаний приходится наибольший экономический потенциал, подавляющая часть ВВП, налоговых платежей и задолженности перед бюджетом.8 Характерен тот факт, что почти половину дивидендов государству от его участия в 3900 акционерных обществах в 2002 г. выплатили всего 275 обществ, при этом около 90 % общей суммы дивидендов начислены лишь крупнейшими АО, такими, как РАО "ЕЭС", "Связьинвест", "Газпром". Доходы указанных корпораций по сравнению с остальными предприятиями характеризуются, например, соотношением поступлений налогов и сборов в бюджет, представленным на рисунке 2.1(по данным Госкомстата РФ за 2002 г.). 

       январь      февраль         март         апрель            май        июнь             июль

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Чёрным  отмечены платежи крупных налогоплательщиков

       Белым платежи других налогоплательщиков

       Развитие  современных отечественных предприятий  характеризуется усилением влияния  на экономику страны крупных корпоративных  структур, общие экономические показатели которых приближаются к международным  стандартам. Наличие в России крупных негосударственных корпораций, структура которых близка к корпорациям развитых стран, и возрастающий их вес в экономике страны свидетельствуют в пользу взвешенных решений, но не промедления на пути адаптации отечественного учета к требованиям МСФО.9

       Наряду  с этим имеются  реальные препятствия  адаптации бухгалтерского учета в России к МСФО. В их числе  необходимо отметить основные:

  • малое число корпораций мирового класса, способных к конкуренции в глобальном масштабе и включаемых в основные мировые рейтинги или ценные бумаги которых продаются на ведущих фондовых площадках мира;
  • низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, недооценка большинства российских корпораций;
  • малое число компаний, которые провели системную (корпоративную и финансовую) реструктуризацию бизнеса;
  • неустойчивая и неэффективная структура собственности большинства АО
  • низкие конкурентоспособность и платежеспособный спрос при довольно удовлетворительном качестве многих видов продукции;
  • запущенность корпоративного правления, выражающаяся прежде всего в низкой информационной прозрачности;
  • острые конфликты и скандалы на многих российских предприятиях, включая отношения компаний и государства, менеджеров и акционеров, крупных и мелких акционеров, компаний и их партнеров.

       Было  бы ошибочно недооценивать  и менталитет российских пользователей финансовой отчетности. Одной из наиболее значимых групп пользователей отчетности в мировой практике являются инвесторы (акционеры, собственники предприятия). Большинство потенциальных и реальных собственников на Западе мало знакомы с деятельностью предприятия и получают всю информацию о его положении только из финансовой отчетности, которая подготавливается наемной администрацией. В этом и заключается главная цель финансовой отчетности - сформировать информацию для принятия решений пользователями. Характерной особенностью российских предприятий является то, что большинство работающих там менеджеров одновременно являются их собственниками. Так, статистические опросы среди крупных менеджеров показывают, что четверть опрошенных владеют 50 % акций своего предприятия, а на высшем уровне управления находится 80 % собственников. Это означает, что в отличие от зарубежного инвестора российскому доступна не только финансовая, но и управленческая информация о компании. Это в большой степени снижает ценность финансовой отчетности в отношении принятия решений отечественными инвесторами.

       Незначителен  интерес к информации, содержащейся в финансовой отчетности, и у других групп российских пользователей.

       Адаптация бухгалтерского учета  в России к требованиям  МСФО связана и  с особенностями  менталитета российских бухгалтеров. Российский бухгалтер традиционно выполнял, главным образом, счетоводческие функции, руководствуясь централизованными нормативными документами, подробными инструкциями, не оставляющими места творчеству. Поэтому нужно время на то, чтобы он преодолел эту зависимость и научился формировать и отстаивать свое профессиональное суждение о фактах хозяйственно - финансовой деятельности и их признании в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Практика показывает, что бухгалтеры не научились извлекать экономические выгоды для своего предприятия от возможности использования альтернативных способов начисления амортизации имущества, оценки активов, затрат на производство и продажи продуктов труда. Судя по опросам, подавляющее большинство бухгалтеров хотели бы иметь единые правила отражения в отчетности активов и обязательств, доходов и расходов, в первую очередь, в связи с возможными конфликтами с налоговыми структурами. Ситуация усугубляется и тем, что во многих случаях отсутствует механизм реализации профессионального суждения бухгалтера на практике.

       Изложенное  лишний раз подтверждает наличие  факторов, стимулирующих и тормозящих процесс адаптации к МСФО. В таблице 2.2 систематизируются такие факторы. 
 

Признак Факторы, стимулирующие

адаптацию отечественного

бухгалтерского  учета

к МСФО

       
Факторы, препятствующие

адаптации бухгалтерского учета

в России к МСФО

       
 
 
Корпоративное развитие
Наличие крупных  корпораций, доминирующих в своих отраслях, отвечающих международным стандартам и включаемых в мировые рейтинги          
Малое число  корпораций мирового класса, неустойчивая структура собственности, низкий уровень информационной прозрачности финансовой отчетности, высокая просроченная кредиторская задолженность многих предприятий, методологическое и организационное отставание финансовых инструментов, широкое использование бартера        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пользователи  финансовой отчетности отечественных корпораций
Наличие и высокая  значимость крупных корпораций, ориентирующих финансовую отчетность на различных пользователей (в том числе иностранных)          
Подавляющее большинство организаций, ориентирующих  отчетность лишь на потребности налоговых служб и не заинтересованных в иных пользователях        
Участие иностранного капитала ;в отечественных корпорациях Тенденции к  росту иностранных инвестиций в отечественные предприятия, наличие и рост числа транснациональных компаний         Неустойчивость  российской экономики переходного периода, кризисы, вызывающие отток иностранных инвестиций из страны        
 
 

       Министерством финансов РФ утвержден долгосрочный план развития бухгалтерского учета в России на период до 2010 года. Целью этого плана является создание "системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО". Предполагается внедрение в российскую практику новых ПБУ. Таким образом, система российских ПБУ будет охватывать все объекты, регламентируемые международными стандартами. Вместе с тем очевидно, что факторы, препятствующие процессу адаптации отечественного бухгалтерского учета к МСФО, будут отрицательно сказываться на внедрении новых отечественных ПБУ, реализующих, в частности, задачи соответствия показателей отчетности российских организаций требованиям МСФО.10

       Программа реформирования бухгалтерского учета  в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности предусматривает разработку новых и обновление ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Приказом министра финансов Российской Федерации от 01.07.04 № 180 одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 — 2010 гг.), которая нацеливает на активизацию использования МСФО в процессе реформирования отечественного учета. Вместе с тем Концепцией не предусматривается форсирование внедрения МСФО в отечественную практику и полная замена в среднесрочной перспективе отечественных стандартов по бухгалтерскому учету на международные. Более того, в Концепции отмечается опасность подобного форсирования, поскольку любые изменения в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов могут привести к снижению качества финансовой информации, дискредитации МСФО и ослаблению финансовой дисциплины. Изменения в российском бухгалтерском учете и переход на МСФО в соответствии с Концепцией должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной общественности и органов государственной власти, что может потребовать времени для практической отработки новых методов и процедур сбора информации. Исходя из изложенного в среднесрочной перспективе индивидуальная бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов должна будет составляться по российским стандартам. Лишь только в перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно будет оценить возможность составления индивидуальной бухгалтерской отчетности определенным кругом хозяйствующих субъектов непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

       Вместе  с тем необходимость участия  в интеграционном процессе на мировом  уровне и потребность крупных  российских организаций в приобщении к международным рынкам капитала обусловливают необходимость составления отчетности таких организаций в соответствии с МСФО. Эти реалии нашли отражение в Концепции, закрепившей обязательное составление по МСФО консолидированной финансовой отчетности группы общественно значимых хозяйствующих субъектов. К общественно значимым отнесены те хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых вовлечены средства неограниченного круга лиц, например, открытые акционерные общества, организации, имеющие публично размещаемые ценные бумаги, финансо-. вые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, и т. п. К 2008-2010 гг. предусматривается обязательный переход к составлению в соответствии с МСФО консолидированной отчетности и других хозяйствующих субъектов, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран.

       2.2 Цель финансовой отчетности по МСФО и российским нормативным документам.

       Целью финансовой отчетности, составленной по МСФО, является предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности предприятия широкому кругу пользователей для принятия ими экономических решений.

       Пользователями  финансовой отчетности в МСФО признаются: инвесторы, вкладывающие рисковый капитал и заинтересованные в информации, которая помогла бы определить — покупать, держать или продавать ценные бумаги, оценить способность компании выплачивать дивиденды;

       работники, нуждающиеся в информации о стабильности и прибыльности своих нанимателей, их способности обеспечить заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства;

       заимодавцы, заинтересованные в информации, позволяющей определить риск в отношении возврата займов и выплаты причитающихся процентов;

       поставщики, нуждающиеся в информации, которая дает возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними их дебиторов;

       покупатели, заинтересованные в информации о стабильности компании, особенно когда они имеют с ней долгосрочные отношения;

       правительство и его органы, заинтересованные в информации о деятельности хозяйствующих субъектов для того, чтобы определять налоговую политику, размер национального дохода, распределять ресурсы и т. д.;

Информация о работе Сущность МСФО