Теоретические и методические основы учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:47, реферат

Описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения аудиторских проверок расчетных операций с поставщиками и покупателями и влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность исследуемого предприятия. Выявить положительные стороны, а также недостатки расчетных операций, сделать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и покупателями для улучшения финансового состояния предприятия.

Содержание

Введение 1

1. Теоретические и методические основы учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами 4

1.1. Технико-экономическая характеристика предприятия 4

1.4. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами 5

2. Анализ расчетов с разными дебиторами и кредиторами на предприятии 7

2.1. Организация расчетов с разными дебиторами и кредиторами 7

3. Аудит расчетов с разными дебиторами и кредиторами на предприятии 8

3.1. Информационная база, цели и задачи аудиторской проверки 8

3.3. Составление аудиторского отчета по объекту проверки 8

3.4. Рекомендации по результатам проверки 9

Заключение 10

Список используемой литературы 16

Работа состоит из  6 файлов

док2.docx

— 25.76 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 

В условиях развивающейся  рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной  базы, бухгалтерам приходится отслеживать  большое количество изменений в  уже существующих и появляющихся новых документах.

 

Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных  операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов  хозяйственных операций и их варианты.

 

Рациональная  организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

 

Проверку  состояния расчетов рекомендуется  начинать с аудита материалов инвентаризации расчетов.

 

Инвентаризация  расчетов заключается в выявлении  по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве  случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности  по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой  давности установлен 3 года). В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами  с составлением актов сверок. Для  этой работы можно привлечь и сотрудников  бухгалтерии проверяемого предприятия.

 

Актуальность  курсовой работы заключается в том, что в современных условиях своевременное  обращение денежных средств, а также  тщательно поставленный учет расчетных  операций с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами оказывают  значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или  убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах с  поставщиками и покупателями, в зависимости  от хозяйственной ситуации, возникает  дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация  расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние  на ускорение оборачиваемости оборотных  средств и своевременное поступление  денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных  операций.

 

Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения аудиторских проверок расчетных  операций с поставщиками и покупателями и влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную  деятельность исследуемого предприятия. Выявить положительные стороны, а также недостатки расчетных  операций, сделать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и покупателями для улучшения финансового состояния предприятия.

1. Теоретические  основы аудиторской проверки  расчетов с дебиторами и кредиторами

1.1 Цель, задачи, информационная база аудита расчетов  с дебиторами и кредиторами

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.

Цель и  основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности  бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Следовательно, назначение аудита - это проверка финансовых отчетов с целью:

подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

проверки  полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов  деятельности предприятия за проверяемый  период;

контроль  за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

выявление резервов лучшего использования собственных  основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

 

Задача аудитора состоит:

 

в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных  кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

 

в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех  нарушений, которые непосредственно  повлияли на финансовые результаты, сказались  на достоверности показателей отчетности;

 

в необходимости  оценки не только прошлых фактов и  существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства  проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

 

В последнее  время в деятельности аудиторов  появилась еще одна очень важная функция - это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых  органах и арбитражных судах. [17, с. 182]

 

Одним из важнейших  моментов, которые характеризуют  финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.

 

Проверка  правильности отражения в бухгалтерской  отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской  проверки. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой  в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с поставщиками и покупателями имеют место практически на любом предприятии. К ним можно отнести следующие расходы:

 

приобретение  товарно-материальных ценностей для  дальнейшей перепродажи или для  собственного потребления;

 

оплата услуг  оказанных другими организациями;

 

оказание  услуг сторонним организациям.

 

Основными задачами при аудите расчетов с поставщиками и покупателями являются:

 

установление  реальности дебиторской и кредиторской задолженности;

 

проверка  наличия просроченной дебиторской  и кредиторской задолженности;

 

установление  дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности;

 

проверка  списания задолженности, срок позывной давности, по которой прошел;

 

проверка  правильности учета дебиторской  и кредиторской задолженности в  зависимости от принятого метода определения реализации и видов  реализации;

 

проверка  правильности и обоснованности списания задолженности.

 

Источниками информации для поведения аудита расчетов c различными дебиторами и  кредиторам (поставщиками, покупателями, заказчиками) являются:

 

регистр синтетического учета и отчетность (баланс (форма  № 1), главная книга).

 

регистры  синтетического и аналитического учета  расчетов.

 

Первичные документы  по учету расчетов - накладные, счета-фактуры, договора поставки продукции (работ, услуг), акты сверки расчетов; протоколы о  зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных  документов; книга продаж.

 

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать  предложения по выявленным нарушения  и отступлениям от установленных  правил учета.

 

1.2 Требования  законодательства РФ к ведению  бухгалтерского учета расчетов  с дебиторами и кредиторами

 

 

Порядок постановки на учет, оценка, списание дебиторской  и кредиторской задолженности, а  также возникающие в связи  с этим налоговые обязательства  регулируется следующими нормативными документами:

 

1. Федеральный  закон от 21 ноября 1996 г. №129ФЗ «О  бухгалтерском учете» [6].

 

2. Гражданский  Кодекс РФ (далее по тексту - ГК  РФ) [7].

 

3. Налоговый  Кодекс в части I и II [8].

 

4. Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденное  приказом Минфина России от 29.07.98г.  №34н (далее по тексту - Положение  № 34н) [9].

 

5. Указ Президента  РФ от 20 декабря 1994 г. № 2204 «Об  обеспечении правопорядка при  осуществлении платежей по обязательствам  за поставку продукции (выполнение  работ или оказание услуг)»  (далее по тексту - Указ №2204) [10].

 

6. Постановление  Правительства РФ от 18 августа  1995 г. № 817 (далее по тексту - Постановление №817) «О мерах по  осуществлению правопорядка при  осуществлении платежей по обязательствам  за поставку товаров (выполненные  работы или оказанные услуги) [11].

 

7. Положение  о бухгалтерском учете «Учет  активов и обязательств организации,  стоимость которых выражена в  иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденное приказом Министерств»  финансов РФ от 10 января 2006 г. .№2н. (далее по тексту - ПБУ 3/2006) [12].

 

8. Положение  по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» ПБУ 9/99, утвержденное  приказом Министерства финансов  РФ от 06.05.99г. №32н [13].

 

9. Положение  по бухгалтерскому учету «Расходы  организации» ПБУ 10/99, утвержденное  приказом Министерства финансов  РФ от 06.05.99г. №33н [14].

 

10. Инструкция  МНС РФ от 15 июня 2000 г, № 62 «О  порядке исчисления и уплаты  в бюджет налога на прибыль  предприятии и организации» [15], и  другие.

 

Расчеты с  дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской  отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец  отчетного периода к уплате процентов.

 

Отражаемые  в бухгалтерской отчетности суммы  по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных  сумм по этим расчетам не допускается.

 

Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая  денежные документы), краткосрочные  ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных  валютах отражаются в бухгалтерской  отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату.

 

Штрафы, пени и неустойки, признанные должником  или по которым получены решения  суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации и до их получения  или уплаты отражаются в бухгалтерском  балансе получателя и плательщика  соответственно по статьям дебиторов  или кредиторов.

 

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой  давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому  обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного  обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации, и относятся  соответственно на счет средств резерва  сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались  в порядке, предусмотренном пунктом 75 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

 

Списание  долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность  должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

 

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым  срок исковой давности истек, списываются  по каждому обязательству на основании  данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации, и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или  увеличение доходов у некоммерческой организации.

1.3 Подготовка  и планирование аудиторской проверки

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих  услуг аудиторская организация  должна ознакомиться в достаточной  мере с деятельностью экономического субъекта. [15, с. 63]

Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской  проверки, поскольку от качества его  выполнения зависит эффективность  всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с  правилом (стандартом) №3 «Планирование  аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

предварительное планирование;

изучение  системы бухгалтерского учета;

оценка системы  внутреннего контроля;

установление  уровня существенности;

построение  аудиторской выборки;

подготовка  общего плана и программы аудита.

Информация о работе Теоретические и методические основы учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами