Теоритические основы управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:55, лекция

Описание

Система управленческого учета функционирует в трех уровнях управления:
Стратегический – разработка планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу (3-5 лет). Определяется стратегическая линия развития предприятия (виды деятельности, объемы производства, необходимые инвестиции)
Тактический – работа предприятия в течение года (определение себестоимости продукции, определение основных финансово-экономических показателей деятельности)

Работа состоит из  1 файл

Лекции.docx

— 72.94 Кб (Скачать документ)

Теоритические основы управленческого учета 

Управленческий  учет зародился в США и официально признан в 1972 ассоциацией бухгалтеров.

Система управленческого  учета функционирует  в трех уровнях  управления:

  1. Стратегический – разработка планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу (3-5 лет). Определяется стратегическая линия развития предприятия (виды деятельности, объемы производства, необходимые инвестиции)
  2. Тактический – работа предприятия в течение года (определение себестоимости продукции, определение основных финансово-экономических показателей деятельности)
  3. Оперативный – система ежедневных мероприятий по эффективному использованию финансовых и производственных ресурсов

Позволяет:

  1. Обеспечить руководство предприятия информацией, необходимой для управления
  2. Оценить результаты работы подразделения предприятия (центров хозяйственной или центров финансовой деятельности)
  3. Осуществить контроль за затратами
  4. Вести оперативный учет
  5. Осуществить планирование деятельности в целом центров ответственности

Управленческий  учет – это установленная в рамках организация система сбора, регистрация, обобщение и предоставление информации о хоз деятельности предприятия и его центров ответственности, меняемая, заинтересованная пользователями, процессия планирования управления и контроля за этой деятельностью.

Практически, это  все информационное поле для принятия решений.

Предметы  выступают:

  1. Показатели использования производственных ресурсов – ОФ, ОС, НА
  2. Эффективность организации производственных процессов или видов деятельности

Виды  деятельности предприятия:

  1. Производственные процессы
  2. Снабженческая деятельность
  3. Финансово-сбытовая деятельность
  4. Организационная деятельность (формирование организационной структуры предприятия с выделением центров ответственности в целях эффективного управления предприятием)

Под методом понимается совокупность научных приемов и способов, с помощью которых объекту (ресурсы и виды деятельности) управленческого учета, отражаются в информационной системе предприятия.

  1. Документирование – отражение хоз операций в первичных документах
  2. Инвентаризация
  3. Использование данных планирования и нормативных баз

Подходы:

  1. Использование данных планирования и нормативных баз

При расчете нормативов может быть использован уровень  расходов сырья и материалов на единицу  продукции прошлого периода. Это  наиболее простой, но экономически не обоснованный подход.

  1. Использование научно обоснованных норм нормативов (на основании технологических карт, калькуляционные карты)
  2. Завершающий этап, позволяющий сравнивать план с фактом и делать соответствующие выводы
 

Принципы  управленческого  учета:

  1. Применение бюджетного метода управления затратами
  2. Использование единых денежного планового учета, плановых учетных единиц.
  3. Формирование данных, необходимых и достаточных для объективной оценки результатов деятельности в целом и ее структурных подразделений.
  4. Многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления.
  5. Формирование показателей внутренней отчетности, как основы для оценки эффективности деятельности подразделений
  6. Полнота и аналитичность представленной информации
  7. Периодичность представленной информации. Раздел, посвященный объему, уровню и качеству предоставления внутренней информации
  8. Непрерывность деятельности организации

ЦО – структурное подразделения организации, во главе которого стоит ответственный работник и отвечает за достигнутый результат.

Объединение ЦО формирует  организационную структуру предприятия.

Организационная структура бывает централизованная.

К четвергу подготовить  организационно-структурное предприятие (централизованное, децентрализованное).

Преимущества ЦО:

  1. Лучший контроль за деятельностью небольших предприятий
  2. Возможность привидения к единому стандарту всех операций в рамках организаций
  3. Устранение возможного дублирования тех или иных мероприятий, усилий
  4. Более эффективное использование кадров, оборудование, площадей

Недостатки ЦО:

  1. Рост бюрократизма
  2. Задержка в принятии решений
  3. Возможная некомпетентность лиц, принимающих решение

Преимущества  ДЦО:

  1. Децентрализация дает право принимать решение руководителю, стоящему ближе к возникшей проблеме
  2. Децентрализация стимулирует инициативу
  3. Помогает с подготовкой более молодых специалистов
  4. Управление особо крупными организациями

Недостатки  ДЦО:

  1. Следствие обособленности процесса принятия решений слабо учитываются интересы других подразделений
  2. Решения часто носят тактический характер, оказываются мелкими и малоэффективными
  3. Отсутствие общих правил и процедур в выработке принятия решений
 

Центры  ответственности  бывают:

  1. Центр затрат - руководитель обладает наименьшими управленческими полномочиями и несет ответственность только за понесенные затраты. Разграничение предприятия по центрам затрат должно осуществляться по следующим принципам:
    1. Центры затрат должны объединять однородные виды выпускаемой продукции;  устанавливать единые показатели и упрощать выбор базы распределения накладных расходов
    2. По каждому ЦО должно быть определено материально ответственное лицо. Часто им является руководитель структурного подразделения  или отдельный работник.
    3. При передаче продукции из одного ЦО в другой контроль за затратами должен осуществляться по отклонениям(факт = план + отклонение). В это случае используется нормативное хозяйство предприятия. Чем более сложный технологический процесс, тем нормативное хозяйство предприятия более сложное и наоборот.
    4. Показатели деятельности и отчетность должны соответствовать специфике деятельности центров ответственности.
    5. Необходимость кодирования затрат по центрам ответственности
    6. Необходимость тщательной разработки системы документов и документооборота, что позволяет своевременно и оперативно получать необходимую информацию и составлять отчеты
  2. Центр прибыли – руководитель этого ЦО отвечает как за доходы, так и за расходы.
  3. Центр доходов – руководитель этого ЦО отвечает за доходы и не несет ответственности за расходы. Доходная и расходная часть не сопоставимы между собой. Например, отдел оптовых продаж в торговой организации, отдел распространения в издательстве и т.д.
  4. Центр инвестиций - руководители таких центров контролируют доходы, расходы центров ответственности, а также следят за эффективностью использования инвестированных в них средств
 

Взаимосвязь управленческого  и  финансового  учета

В управленческом учете также используется документирование, двойная запись и балансовая оценка готовой продукции, незавершенного производства.

Различия  БФУ и БУУ:

Признак БФУ БУУ
Обязательность  ведения Обязательно Необязательно
Цель Ведение учета  для внешних пользователей Ведение учета  для внутренних пользователей. Обеспечение  планирования, контроля и анализа  деятельности организации в целом  и ее ЦО
Методы  ведения учета Документирование

Инвентаризация

Двойная запись

Балансовое обобщение

Используются  эти же методы, но не всегда
Свобода выбора Основан на общепринятых принципах. Бух отчетность часто подлежит аудиторской проверке Организуется  предприятием самостоятельно, исходя из поставленных целей и задач
Группировка затрат ПБУ: расходы  организации и элементы учета По статьям  калькулирования
Объекты учета Предприятие как  единое целое Предприятие в целом, центры ответственности
Периодичность составления отчетности Законодательно По требованиям  менеджерам и эта периодичность  утверждается в учетной политике
Степень надежности и открытости информации Информация часто  проверяется аудиторскими компаниями. Предоставляет документальную информацию, => более надежную Информация носит  расчетный характер. Часто не подтверждена документально и оперативная  информация менее надежна
Привязка  во времени Имеет финансовую историю организации Как историческая так и плановая информация (работа экономической службы).
Методика  расчета финансового  результата Прибыль формируется  по двум вариантам:
  1. Выручка – полная себестоимость
  2. Выручка – производственная себестоимость – коммерческие расходы – управленческие расходы
Формируется маржинальный доход:
  1. выручка – переменные затраты
  2. Прибыль + постоянные затраты
Связь с другими дисциплинами Собственный метод Связь с микроэкономикой, финансами, экономический анализ, финансовый и инвестиционный менеджмент
 

Характеристики  информации управленческого  учета:

  1. Достоверность
  2. Адресность
  3. Оперативность -  информация, которая предоставляется в оговоренные сроки
  4. Достаточность – информации должно быть достаточно для принятия эффективного управленческого решения
  5. Аналитичность – информация, используемая для управленческих целей, должна содержать данные текущего экспресс-анализа, а также предполагать проведение последующего анализа с минимальные затратами времени
  6. Достаточная экономичность – затраты на сбор информации должны быть значительно ниже эффекта от ее использования
  7. Конфиденциальность информация – закрытость информации для внешних пользователей
 
 
 

Функции бухгалтера-аналитика:

  1. Участие в планировании деятельности предприятия
  2. Анализ и контроль  - бухгалтер-аналитик представляет и анализирует информацию для всех внутренних пользователей. Эти показатели являются основой принятия управленческих решений.
  3. Стимулирование
 

Исторический  аспект развития управленческого  учета:

  1. Лука Пачоли  - Трактат о счетах и записи. 1494 г.
  2. Джак Савари – «О совершенном купце» 1676 г.
  3. Развитие экономики - конец 17 века – начало 20 в. – активно развивалась наука управления промышленным предприятием и, следовательно, производственный учет.  В этот момент получила признание теория о делении издержек на постоянные и переменные. В этот же период внедрялись методики калькулирования себестоимости промышленной продукции.
  4. Между двумя Мировыми войнами стала формироваться англо-американская школа управленческого учета: Гаррисон,  Антони.  Для того чтобы сделать учет орудием управления были выдвинуты новые принципиальные идеи: не стоимостные измерители, а натуральные измерители.  Исследователи утверждают, что Деятельность компании необходимо рассматривать по 4м основным направлениям:
    1. Финансовые организации (они должны занимать не более 20% показателей)
    1. Отношения с клиентами
    2. Внутренние процессы
    3. Персонал и способность к развитию

Информация о работе Теоритические основы управленческого учета