Теоритические основы управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:55, лекция

Описание

Система управленческого учета функционирует в трех уровнях управления:
Стратегический – разработка планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу (3-5 лет). Определяется стратегическая линия развития предприятия (виды деятельности, объемы производства, необходимые инвестиции)
Тактический – работа предприятия в течение года (определение себестоимости продукции, определение основных финансово-экономических показателей деятельности)

Работа состоит из  1 файл

Лекции.docx

— 72.94 Кб (Скачать документ)
  1. 1945 - 1950 гг. Целью управленческого учета являются определение затрат, финансовый контроль, посредством применения бюджетирования и методов калькуляции себестоимости
  1. 1965 г. – представление информации в целях управления и контроля посредством использования анализа принятия решений и учета по центрам ответственности
  2. К 1985 г.  – внимание управленческого учета сосредоточилось на сокращении потерь ресурсов посредством применения процессного анализа и более точных методов управления затратами.
  3. 1995 г. – управление созданием дополнительной стоимости посредством эффективного использования ресурсов – управление инновациями, капитализацией и знанием.
  4. В настоящее время можно выделить следующие современные технологии управленческого учета:
    1. «Точно в срок» -  первый представитель этого направления Япония. Любые остатки МПЗ должны быть минимизированы (возможно их полное отсутствие), т.к. они нуждаются в дополнительных затратах на складирование и хранение.  Поломки и простои транспорта, складского и технологического оборудования должны быть также сведены к минимуму.  Продажи должны быть остановлены при выявлении брака.
    1. Процессно-ориентированное управление - позволяет повысить эффективность деятельности  и уровень прибыльности (ценность продукции) путем фокусирования на внутренней деятельности центров ответственности и предприятия. Здесь анализируется каждый производственный процесс, с точки зрения эффективности использования ресурсов, результативности деятельности и добавленной стоимости.
    2. «Теория ограничений» - суть внедрения этой технологии состоит в поиске на основе учетной аналитической информации «узких» мест и обеспечения оптимальной загрузки производственный мощностей. Для этого разрабатываются системы показателей, позволяющие оперативно контролировать эти процессы. 
    3. Сбалансированная система показателей (ССП) – технология выявления ключевых показателей эффективности, которые бы позволили достичь стратегических целей развития предприятия.  Основная идея этой системы состоит в следующем: оценивать следует целую систему показателей (не только финансовых), которые принципиально связаны между собой, причем финансовых показателей должно быть не более 20%.  Остальные 80% должны отражать результативность деятельности предприятия в натуральных единицах измерения.   В крупнейших западных фирмах  в основном также используются финансовые показатели.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  управленческого учета в процессе принятия управленческого решения 

Принимаемые управленческие решения классифицируются:

  1. По периоду действия
    1. Оперативное решение
    1. Перспективное решение (стратегическое)
    2. Краткосрочные решения, долгосрочные решения
  1. По уровню информационного обеспечения
    1. Вероятностные
    2. Предположительные
  1. По степени новизны идей
    1. Новаторские
    2. Рутинные
    3. Традиционные
  1. По кругу участников – лица, принимающие управленческие решения
    1. Индивидуальное решение
    2. Коллективное решение
    3. Коллегиальное решение
  1. По методу воздействия
    1. Экономическое
    2. Правовые
    3. Психологические
  1. По способу передачи
    1. Устные (в основном это оперативные решения)
    2. Письменные
  1. По степени регламентации
    1. Регламентирующие
    2. Ориентирующие (определяющие направление деятельности)
    3. Рекомендующие
  1. По степени психологического воздействия
    1. Запрещающие
    2. Разрешающие
    3. Конструктивные
    4. Консультативные

Процесс принятия управленческих решений должен быть ориентирован на оптимальный результат.

В зависимости  от того, какие задачи стоят перед  предприятием, цели принятия управленческих решений могут быть разными (завоевание рынка,  следовательно, минимизация  прибыли; увеличение объемов продаж. Следовательно максимизация прибыли).

В составе качественных показателей эффективности  управленческих решений  наиболее важными  являются:

  1. Своевременность принятия решений
  2. Степень научной обоснованности
  3. Использование прогрессивного опты
  4. Стоимость услуги реализации
  5. Эффективность деятельности руководителя
  6. Степень риска при принятии управленческих решений

Процесс принятия управленческого решения:

  1. Определение цели
  2. Разработка управленческого решения
    1. Оценка ситуации
    1. Разработка вариантов
    2. Выбор оптимального варианта
  1. Оценка
    1. Экономического эффекта
    2. Социального эффекта
    3. Своевременности
    4. Наличия риска
  1. Принятия управленческого решения
    1. Приказа
    2. Распоряжения
    3. Ответственных лиц
    4. Доведения решений до исполнения
    5. Становление сроков
  1. Исполнение управленческого решения
    1. Разработка программы действий
    2. Разработка задания
    3. Разъяснения задач
    4. Пробуждение к пополнению или исполнения
  1. Контроль исполнения решения
    1. Соблюдение сроков
    2. Анализ последствия
    3. Выявление резервов
    4. Выявление ошибок и отклонений

Современная наука предполагает следующие методы выработки управленческих решений:

  1. Аналогия
  2. Метод мозговой атаки
  3. Фантазии
  4. Морфологического анализа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Затраты:  их поведение, учет и классификация

Управленческий  учет развивается в зависимости  от экономических  интересов предприятия. В условиях конкурентной среды возникает  острая необходимость  применения различных  классификаций затрат, которые позволяют  управлять себестоимостью.

Носителями  затрат называются виды продукции, работ, услуг, предназначенные для реализации 

Классификация затрат:

  1. По месту возникновения (обязательно с выделением центров ответственности)
    1. По производствам
    1. Цехам
    2. Участкам
  1. По видам
    1. По экономически однородными документами
    2. Статьям калькулирования

Задачи  управленческого  учета:

  1. Расчет себестоимости произведенной продукции
  2. Оценка незавершенного производства и запасов готовой продукции
 

Затраты подразделяются:

  1. Входящие (затраты, связанные с выпуском продукции)
  2. Истекшие затраты (затраты  и расходы)
 

Затраты (основная классификация):

  1. Прямые – можно напрямую отнести на конкретный вид продукции (это всегда материалы, основная зарплата производственных рабочих)
  2. Косвенные – невозможно напрямую распределить на конкретный вид продукции, поэтому должна существовать база распределения (общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы)

Общепроизводственные  расходы:

  1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Статьи:

  1. Амортизация оборудования
  2. Амортизация транспортных средств
  3. Текущий ремонт оборудования
  4. Зарплата работников цеха
  5. Отчисление на социальные нужды
  6. Услуги вспомогательных производств (они списываются по плановой себестоимости единицы вспомогательных услуг (с/с т/км, с/с г/кал))
  7. Общецеховые расходы на управление (затраты, связанные с организацией и подготовкой производства)
  8. Содержание и ремонт зданий и сооружений
  9. Затраты на подготовку кадров

Общехозяйственные расходы:

  1. Расходы на зарплату управленческого персонала
  2. Расходы на ремонт, содержание зданий и сооружений и т.д.
 

Под масштабной базой понимается определенный интервал объема производства, в котором затраты ведут себя определенным образом  и имеют выраженную тенденцию. 

Затраты:

  1. Основные расходы  -  сюда относят все виды затрат, связанные с производством продукции (+ счет 25)
  2. Накладные расходы – соответственно сюда относят затраты, не связанные  с производством продукции (счет 26).
 

Затраты:

  1. Производственные – связаны с производством продукции, включая счет 25
  2. Внепроизводственные (периодические расходы, затраты периода) – то, что можно единовременно списать по окончании периода (счета 26,44).
 

Затраты:

  1. Одноэлементные (состоящие из одного элемента) – экономические однородные элементы в соответствии с ПБУ 10 (расходы организации)
  2. Комплексные  затраты – состоят из нескольких элементов (например, счет 25 и 25).

Классификация затрат для принятия управленческих решений (позволяет принимать эффективные управленческие решения по ценообразованию ассортимента выпускаемой продукции, расчета точки безубыточности):

  1. Переменные затраты – изменяются пропорционально объему производства продукции (например, материалы (основные и постоянные)). Прогрессивные затраты увеличиваются более быстрыми темпами, чем объем производства продукции. Регрессивные затраты изменяются менее быстрыми темпами, чем объем производства.
  2. Постоянные – не изменяются  в зависимости от объема выпуска продукции  в одной масштабной базе (арендная плата, амортизация, зарплата начальника цеха и т.п.).
  3. Условно-переменные
  4. Условно-постоянные
 

Классификация затрат:

  1. Релевантные – затраты, которые изменяются в зависимости от управленческого решения
  2. Нерелевантные - затраты, которые не изменяются  в зависимости от управленческого решения
 

Метод наивысшей и низшей точки позволяет  вычислить уравнение  поведение постоянных и переменных затрат.

Основные  условия этого  анализа:

  1. Объем производства незначительно отличается от объема продаж
  2. Все затраты ведут себя определенным образом

Информация о работе Теоритические основы управленческого учета