Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:28, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - закрепление знаний о теоретических аспектах прогнозирования вероятного банкротства и методике определения банкротства предприятия (фирмы).
Основными задачами, поставленными при написании работы, являются:
Прогнозирование вероятного банкротства фирмы;
Методика определения банкротства предприятия на основе расчётов коэффициентов диагностики банкротства предприятия.
Введение 3
1.Прогнозирование вероятного банкротства фирмы. 5
2.Методика определения банкротства предприятия на основе
расчётов коэффициентов диагностики банкротства предприятия. 20
Заключение 40
Список используемой литературы
В целом, обобщая полученные нами результаты расчета основных экономических показателей деятельности ОАО «Автодорстрой» отметим, что за анализируемый период 2008-2010 гг. общее производственное, в том числе и финансовое состояние ОАО «Автодорстрой» по сравнению с прошлыми периодами значительно улучшилось, и на ближайший промежуток времени в 2011 г. оно остаётся вполне платежеспособным. Его сильными сторонами можно при этом назвать такие положительные факторы как отсутствие на балансе значительной кредиторской задолженности, достаточное наличие оборотных средств, которыми в полной мере обеспечен весь процесс дорожно-строительного производства, высокая ликвидность предприятия, которая позволяет погасить в полной мере собственные обязательства по кредитам и расчётам.
2.Методика определения банкротства предприятия на основе расчётов коэффициентов диагностики банкротства предприятия.
Воспользуемся методикой
расчета показателей финансовой
устойчивости и ликвидности и
оценим по данным бухгалтерской отчетности
и результатам проведенных
Таблица 2.9
Оценка показателей финансовой устойчивости ОАО «Автодорстрой» за период 2008-2010 гг.
2008
2009
2010
2009 к
2008
2010 к
2009
Удельный вес собственного капитала в общей
валюте баланса (коэффициент финансовой
автономии предприятия)
0,590
0,512
0,824
-0,078
0,312
Удельный вес заёмного капитала (коэффициент
финансовой зависимости)
0,410
0,488
0,176
0,078
-0,312
Коэффициент текущей задолженности
0,409
0,383
0,175
-0,026
-0,208
Коэффициент долгосрочной финансовой
независимости
0,591
0,617
0,825
0,026
0,208
Коэффициент покрытия долгов собственным
капиталом
1,441
1,051
4,685
-0,39
3,634
Коэфффициент финансового левериджа (плечо
финансового рычага)
0,694
0,951
0,213
0,257
-0,738
Показатель
Годы
Изменение
(+,-)
Итак, как видим по данным таблицы 2.9, положительными факторами в нашем случае оказались: увеличение удельного веса собственного капитала ОАО «Автодорстрой» в 2010г. на 0,312 ед., на конец отчётного периода собственным капиталом предприятия покрывается 82,4% имущества предприятия; увеличение коэффициента покрытия долгов собственным капиталом на 3,634ед., его значение к концу 2010г. составило 4,685. Тенденция такого роста в данном случае была обусловлена увеличением на балансе предприятия нераспределённой прибыли и снижения краткосрочных обязательств.
Плечо финансового рычага уменьшилось в отчётном периоде на 0,738 ед. Это в свою очередь свидетельствует о том, что финансовая зависимость ОАО «Автодорстрой» от внешних инвесторов значительно понизилась, что благоприятно влияет на финансовое состояние предприятия в целом.
Особое внимание обратим
на показатели ликвидности ОАО «Автодорстрой»
Таблица 2.10
Относительные показатели ликвидности ОАО «Автодорстрой» за 2008-2010 гг.
2008г.
2009г.
2010г.
2009 к
2008
2010 к
2009
Абсолютной ликвидности
0,007
0,002
0,307
-0,005
0,305
от 0,20 до 0,25
Быстрой ликвидности
0,751
1,153
2,256
0,402
1,103
от 0,7 до 1,0
Текущей ликвидности
2,036
2,268
4,986
0,232
2,718
больше 2
Показатель
На конец периода
Норматив
Изменение (+,-)
Как показывают данные табл.2.10, значение коэффициента абсолютной ликвидности признается достаточным, если оно составляет от 0,2 до 0,5. Т.е., если предприятие в текущий момент может на 20% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Но на анализируемом предприятии на конец 2010 года значение этого коэффициента превышает нормативное на 0,305 и составляет 0,307. При этом коэффициент быстрой ликвидности также возрос за отчётный период на 1,103 и составил 2,256 при нормативном значении 1,5, а коэффициент текущей ликвидности увеличился в 2010г. по отношению к 2009г. на 2,718 и составил на конец отчётного года 4,986 при нормативном значении больше 2. Такая тенденция изменения показателей ликвидности за анализируемый период даёт нам право считать рассматриваемое предприятие абсолютно ликвидным.
На основании формулы (3) рассчитаем значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (Косс):
= ;
= ;
Как видим данный показатель также имеет тенденцию к увеличению, за 2010г. его рост составил 0,24079 ед. по отношению к 2009г.
Поскольку основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является наличие одного из условий:
коэффициент текущей ликвидности на конец отчётного периода имеет значение ниже нормативного (нормативное значение: 2);
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчётного периода имеет значение ниже нормативного (норматив: 0,1).
То из полученных нами расчётам, мы видим, что на конец 2010г. по ОАО «Автодорстрой» оба эти коэффициента выше нормативных значений, и при этом по сравнению с уровнем 2009 г. заметна значительная тенденция их увеличения. Таким образом на основании формулы (5) рассчитаем коэффициент возможности утраты платежеспособности:
Куп =
Как видим из полученных расчетов исследуемое нами предприятие имеет вполне реальную возможность сохранить свою платежеспособность в течение следующих за отчетным годом шести месяцев.
Диагностика вероятности банкротства ОАО «Автодорстрой» методом интегральной бальной оценки финансовой устойчивости.
Для начала рассмотрим простую скоринговую модель с тремя балансовыми показателями (условные данные приведены в табл.2.11).класс - предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств; класс - предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматривающиеся как рискованные; класс - проблемные предприятия; класс - предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты; класс - предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.
Таблица 2.11
Группировка предприятий на классы по уровню платежеспособности
При этом рентабельность совокупного капитала (Rск) определяется отношением прибыли до налогообложения (Пдн) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (Кср). Рассчитаем значение данного показателя по ОАО «Автодорстрой» на конец 2009-2010 гг.
На конец 2009г.: Rск = %
На конец 2010г.: Rск = %
Как видим из полученных расчетов, рентабельность совокупного капитала ОАО «Автодорстрой» имеет положительную тенденцию к увеличению, за 2010 данный показатель возрос по отношению к 2009 г. на 20,25% и составил 24,35%. В целом такая тенденция обусловлена прежде всего значительным ростом прибыли ОАО «Автодорстрой».
Используя критерии табл.2.11, определим, к какому классу относится анализируемое предприятие ОАО «Автодорстрой» (табл.2.12):
Таблица 2.12
Обобщающая оценка финансовой устойчивости ОАО «Автодорстрой» за 2009-2010 гг.
фактический
уровень
показателя
количество
балов
фактический
уровень
показателя
количество
балов
Рентабельность совокупного
капитала, %
4,1
8,2
24,4
40,7
Коэффициент текущей
ликвидности
2,3
30,0
5,0
30,0
Коэффициент финансовой
независимости
0,5
14,4
0,8
30,0
ИТОГО
-
22,6
-
70,7
Значение показателя
на конец 2009г.
на конец 2010г.
Таким образом, как показывают полученные нами в табл.2.12 данные, по степени финансового риска, исчисленной с помощью данной методики, анализируемое нами строительное предприятие ОАО «Автодорстрой» на конец 2010 г. относится к II классу, к предприятиям, демонстрирующим некоторую степень риска по задолженности, но при этом еще не рассматривающиеся как рискованные. Вместе с тем набранная при использовании методики сумма балов на конец отчётного 2010 г. (70,7 баллов), имеет тенденцию увеличения оценки финансовой устойчивости. Это в свою очередь говорит о дальнейшей возможности применения кардинальных и жёстких мер для сохранения установленной платежеспособности исследуемого предприятия. При использовании данной методики количество рассматриваемых показателей может быть увеличено. В частности, в работе Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой предложена следующая система показателей и их рейтинговая оценка, выраженная в баллах, которую обычно приводят в несколько измененном виде, которую мы представим в виде таблицы 2.13, приведённой ниже.
Таблица 2.13
Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния
В этом случае группировка и характеристика по классам остается прежней.
Используя эти критерии, определим, к какому классу относится анализируемое предприятие ОАО «Автодорстрой» (табл.2.14):
Таблица 2.14
Обобщающая оценка финансовой устойчивости ОАО «Автодорстрой» за 2009-2010 гг.
фактический
уровень показателя
количество
балов
фактический
уровень показателя
количество
балов
1
0,002
0,0
0,307
20,0
2
1,153
18,0
2,256
18,0
3
2,268
16,5
4,986
16,5
4
0,512
11,0
0,824
17,0
5
0,560
15,0
0,800
15,0
6
0,070
0,0
0,084
0,0
ИТОГО
-
42,5
-
68,5
Номер
показателя
на конец 2009г.
на конец 2010г.
Таким образом, по степени финансового риска, исчисленной с помощью данной методики, анализируемое нами предприятие ОАО «Автодорстрой» на конец 2010г. относится также ко II классу, т.е. как уже говорилось ранее к предприятиям, демонстрирующим некоторую степень риска по задолженности, но при этом еще не рассматривающиеся как рискованные. И при этом набранная при использовании методики сумма балов на конец 2010г. (68,5 баллов) по отношению к аналогичному периоду 2009г. (42,5 баллов), имеет тенденцию увеличения оценки финансовой устойчивости.
Оценка вероятности
Для диагностики угрозы банкротства с учетом российской специфики можно применить следующие факторные модели зарубежных источников (Э. Альтманом, Р. Таффлером, Г. Тишоу и др.):
Двухфакторная модель оценки угрозы банкротства
Z = -0,3877 + (-1,0736) Ктл + 0,579 ЗС / П, (6)
где Кпл - коэффициент текущей ликвидности;
ЗС / П = Заемные средства (стр.590 + стр.690) / Общие пассивы
(стр.700).
Для исследуемого предприятия ОАО «Автодорремстрой» получаем:
ЗС / П 2009г.: (3022 + 11048) / 28858 = 0,488;
ЗС / П 2010г.: (28 + 4032) / 23083 = 0,176;
Тогда получаем следующее значение двухфакторной модели:
Z2009 = -0,3877 + (-1,0736) Ч 2,268 + 0,579 Ч 0,488 = -2,54;
Z2010 = -0,3877 + (-1,0736) Ч 4.986 + 0,579 Ч 0.176 = -5,64.
Если расчетные значения Z-счета меньше нуля, то угроза банкротства в течение ближайшего года для предприятия мала. Как видим из полученных расчетов в нашем случае данный показатель также имеет тенденцию к заметному улучшению: если на конец 2009г. он был равен -2,54 ед., то к концу 2010г. он снизился еще на 3,10 ед. и составил -5,64 ед.
Четырехфакторная модель оценки угрозы банкротства
= 19,892 Х1 + 0,047 Х2 + 0,7141 Х3 + 0,4860 Х4, (7)
где X1 = Прибыль (убытки) до налогообложения / Материальные активы (стр. 120 + стр. 130 + стр. 135 + стр. 210);
в 2009г. X1 = 1066 / (3764 + 2031) = 0,184;
в 2010г. X1 = 6324 / (2888 + 1936) = 1,311.
Х2 = Оборотные активы (стр.290) / Краткосрочные пассивы (стр. 690);
в 2009г. X2 = 25084 / 11048 = 2,270;
в 2010г. X2 = 20195 / 4032 = 5,009.
Х3 = Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг / Материальные активы (стр. 120 + стр. 130 + стр. 135 + + стр. 210);
в 2009г. X3 = 36843 / (3764 + 2031) = 6,358;
в 2010г. X3 = 71782 / (2888 + 1936) = 14,880.
Х4 = Операционные активы (стр. 300 - стр. 130) / Операционные расходы (Себестоимость проданных товаров, коммерческие расходы, управленческие расходы).
в 2009г. X4 = 28858 / 36402 = 0,793;
в 2010г. X4 = 23083 / (60539 + 3924) = 0,358.
Тогда получаем следующее значение четырехфакторной модели:
Z2009= 19,892 Ч 0,184 + 0,047 Ч 2,270 + 0,7141 Ч 6,358 + 0,4860 Ч 0,793 =
0,692;
Z2010= 19,892Ч1,311 + 0,047Ч5,009 + 0,7141 Ч 14,880 + 0,4860 Ч 0,358 =
0,114;
Если Z > 1,425, то с 95-процентной
вероятностью можно говорить о том,
что в ближайший год
В нашем случае полученные нами расчеты показали, что как на конец 2009г., так и на конец 2010г. показатель четырехфакторной модели оценки угрозы банкротства по ОАО «Автодорремстрой» имеет положительную тенденцию к увеличению и в тоже время вполне высокое значение (37,1).
Пятифакторная модель оценки угрозы банкротства Альтмана.
Существуют две разновидности модели Альтмана:
- оригинальная модель- разработана им в 1968г. для предприятий, акции которых котировались на фондовом рынке США;
- усовершенствованная модель- разработана в 1983 г. для промышленных и непромышленных предприятий.
1) оригинальная модель имеет вид
= 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,ЗХ3 + 0,6Х4+ 1,0Х5, (8)
где X1 = Чистый оборотный капитал (стр. 290 - стр. 690) / Общие активы (стр. 300);
в 2009г. X1 = (25084 - 11048) / 28858 = 0,486;
в 2010г. X1 = (20195 - 4032) / 23083 = 0,700.
Х2 = Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (стр. 470) / Общие активы (стр. 300);
в 2009г. X2 = 623 / 28858 = 0,022;
в 2010г. X2 = 4494 / 23083 = 0,195.
Х3 = Прибыль до налогообложения (стр. 140) + Проценты к уплате (стр. 070, форма № 2) / Общие активы (стр. 300);