Учет движения основных средств и его совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:30, курсовая работа

Описание

На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения. Одним из показателей эффективного применения основных фондов является увеличение: времени их работы (путем сокращения простоев); коэффициента сменности; производительности (на базе внедрения новой техники и технологии); фондоотдачи (т. е. увеличения выпуска продукции, объема выполняемых работ и услуг на каждый рубль основных фондов).

Работа состоит из  1 файл

Учет движения основных средств и его совершенствование.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

      Условия договора аренды могут существенно  различаться. В зависимости от того, предусматривает этот договор переход  права собственности на арендуемый объект к арендатору или нет, различают  соответственно лизинг (финансовую аренду) и текущую аренду. Договор лизинга предусматривает по окончании срока аренды (или в других установленных договором случаях) переход права собственности на арендуемый объект к арендатору. В соответствии с условиями такого договора объекты, полученные по договору лизинга могут числится и на балансе лизингополучателя.

    При поступлении объектов основных  средств по договору лизинга  и отражении их на балансе  лизингополучателя в учете лизингополучателя  будут сделаны следующие записи:.

1. На  стоимость объектов по договору  лизинга 

      Д 08 «Вложения во внеоборотные активы»

    К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

              субсчет 3/1 «Арендные обязательства».

2. На  расходы по транспортировке объектов  и другие расходы, связанные  с их доставкой и установкой

      Д  08 «Вложения во внеоборотные активы»

      Д 19-1/1 «НДС при приобретении основных средств, содержащийся в счетах поставщиков»

      К  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  и др.

3. На  передачу объектов в эксплуатацию

      Д  01 «Основные средства»

      К 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Капитальные вложения в арендованные объекты  основных средств зачисляются арендатором  в собственные основные средства, если иное не предусмотрено договором  аренды в сумме фактических затрат. 

2.5.6. Инвентаризация основных  средств

   Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.).

   Цель  инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.

   Инвентаризация  основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

    • при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);
    • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
    • после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
    • перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);
    • при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);
    • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.

   Инвентаризация  основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет.

   Другие  сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

   Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).

   Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

   Фактическое наличие и техническое состояние  объектов устанавливаются членами  инвентаризационной комиссии совместно  с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра  по месту нахождения.

   Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф. № инв.-1) ручным способом или  средствами вычислительной техники  в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием  их инвентарного номера.

   Неучтенные  основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № инв.-18).

   На  основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя.

   Объекты, которые в учете относятся  к активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства), показываются в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводского инвентарного номера.

   Если  объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и  вследствие этого изменилось его  основное назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

   Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию  для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией.

   Выявленные  излишки основных средств приходуются  по дебету счета 01 «Основные средства»  и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки». При недостатке и порче объектов основных средств сумма износа списывается проводкой: дебет счета 02 «Износ основных средств» и кредит счета 01 . Остаточная стоимость основных средств списывается с кредита счета 01 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оцениваются по рыночной стоимости, и списываются с кредита счета 94 в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражается по дебету счета 94 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолженности ее виновником соответствующая часть списывается со счета 98 в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

   Если  конкретные виновники не установлены, то недостающие и испорченные  основные средства списываются с кредита счета 94 на издержки производства (обращения) по решению руководителя организации.  

2.5.7. Внутреннее перемещение  объектов.

      Перемещение объекта внутри организации связано  с дополнительными затратами. При  отражении подобных затрат  следует учитывать специфику организации и соответствующего объекта. Затраты по перемещению объектов, не требующих монтажа (транспортные средства, свободно стоящие объекты, механизмы) относятся на издержки производства и в первоначальную стоимость соответствующих объектов не входят.

      Если  при перемещении объекта требуется  монтаж и демонтаж, то затраты на их осуществление отражаются в порядке, установленном для капитальных  вложений с последующим включением в первоначальную стоимость объектов. Исключением из этого правила являются передвижные строительные машины и механизмы (экскаваторы, подъемные краны, бетономешалки, канавокопатели, камнедробилки и т.п.), затраты по монтажу и демонтажу которых предусматриваются в составе расходов по их эксплуатации и в  первоначальную стоимость подобных объектов не входят.

      Особый  порядок установлен для отражения  в учете затрат, связанных с  приобретением библиотечных фондов. В связи с тем, что эти объекты основных средств имеют сравнительно небольшую стоимость, затраты на их приобретение целиком включаются в состав издержек того отчетного периода, в котором они приобретались. В то же время для обеспечения сохранности подобных объектов они принимаются на учет в составе основных средств. При этом в учете делаются следующие записи:

1. На  списание затрат на приобретение

      Д 26 «Общехозяйственные расходы»

      К  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

              71 «Расчеты с подотчетными лицами»  и т.п.

2. На  включение объектов в состав  основных средств:

      Д  01 «Основные средства»

      К  83 «Добавочный капитал».

  

Глава III.  Действующая система учета основных средств на базе АО «СТК» 

      3.1. Организация учета  основных средств  в АО “СТК”

а) Поступление  и выбытие основных средств

      Способы поступления основных средств на АО “СТК” можно разделить на несколько групп. Для каждой из них я приведу корреспонденцию счетов с эмпирическими цифровыми данными.

      а) Основные средства производственного  назначения получены безвозмездно от юридических или физических лиц. В этом случае корреспонденция счетов выглядит следующим образом:

Получен объект, не требующий монтажа (первоначальная стоимость 10 млн. руб., износ 2 млн. руб.).

первоначальная  стоимость

      Д 01  “Основные средства”     10 000 000 руб.

      К 87-3 “Добавочный капитал” - “Безвозмездно полученные ценности”

                                   10 000 000 руб.

сумма износа

      Д 87-3         2 000 000 руб.

      К 02-1 “Износ собственных основных средств”  2 000 000 руб.

(Возможен  альтернативный вариант: остаточная стоимость Д 01, К 87-3 — 8 000 000 руб., износ Д 01, К 02-1 — 2 000 000 руб.)

      Расходы по доставке основных средств полученных таким образом не увеличивают  их первоначальную стоимость, они относятся  на уменьшение сформированного на предприятии  фонда накопления (Д 88-3.1) с кредитованием  счетов 60 (“Расчеты с поставщиками и подрядчиками”), 68 (“Расчеты с бюджетом”), 69 (“Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”), 70 (“Расчеты с персоналом по оплате труда”), 76 (“Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”); также за счет чистой прибыли предприятия (Д 81-2) или за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

      В первоначальную стоимость безвозмездно полученных объектов включается расходы  предприятия по монтажу. Такие расходы  собираются на дебете счета 08 “Капитальные вложения” с кредита счетов 10 (“Сырье и материалы”), 12 (“МБП”), 13 (“Износ МБП”), 60, 68, 69, 70, 71 (“Расчеты с подотчетными лицами”), 76. После сдачи объекта в эксплуатацию эти расходы присоединяются к первоначальной стоимости (Д 01, К 08).

      б) Предприятие может получить основные средства как вклад в уставной капитал в пределах сумм, установленных в учредительном договоре. В счет уставного капитала основные средства относятся по цене соглашения. В таком случае расходы по доставке основных средств на предприятие несет учредитель и, по условиям учредительного договора, предприятие возмещает ему расходы.

      Пример: предприятие получает основные средства в качестве вклада в уставной капитал (по документам учредителя первоначальная стоимость 30 000 000 руб., износ 10 000 000 руб.) сумма вклада определяется ценой соглашения.

      Цена  соглашения соответствует остаточной стоимости по документам вкладчика.

остаточная  стоимость

      Д 01          20 000 000 руб.

      К 75-1 “Расчеты по вкладам в уставной капитал”  20 000 000 руб.

износ

      Д 01          10 000 000 руб.

      К 02-1         10 000 000 руб.

      Аналогично  при превышении цены соглашения над  первоначальной стоимостью.

      При цене соглашения (15 000 000 руб.) ниже первоначальной стоимости.

на  цену соглашения

      Д 01          15 000 000 руб.

      К 75-1         15 000 000 руб.

Информация о работе Учет движения основных средств и его совершенствование