Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа
Вхождение термина "государственные услуги" в нашу жизнь - это не дань моде, не простое копирование зарубежного опыта: за этим стоят гораздо более глубокие причины, связанные с изменением роли и задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей и приоритетов. Сущность государства и его социальное назначение являются решающими в определении направленности его деятельности, целей и задач. В свою очередь, функции государства зависят от тех задач, которые стоят перед обществом на данном этапе развития. И задачи, и вытекающие из них функции не являются произвольными, они зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, потребностей и интересов населения и пр. Патерналистскому государству, которое "опекает" все сферы жизни, нет места в гражданском обществе, оно преобразуется в "слугу", выполняющего только необходимые и полезные для общества функции. В таком соотношении государства и общества именно гражданское общество должно определять, что является для него социально значимым, что оно поручает государству, какие функции на него возлагает. Только тогда "государственные услуги" станут действительной системой отношений личности и юридических лиц с государственными структурами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы учета государственной помощи…………..… 5
1.1 Понятие и виды государственной помощи………………………………….5
1.2 Государственная помощь в виде денежных средств………………………..7
1.3 Поддержка предприятий в виде ресурсов отличных от денежных средств и прочая государственная поддержка……………………………………….…11
Глава 2. Бухгалтерский учет государственной помощи………………………14
2.1 Учет бюджетных средств на капитальное строительство…….………..…14
2.2 учет бюджетных средств полученных на текущие цели……………….…17
2.3 Учет бюджетных кредитов………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………...………38
Субсидии, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, учитываются в составе прочих доходов.
Государственные субсидии должны признаваться в качестве дохода тех периодов, что и соответствующие расходы, которые они должны компенсировать, на систематической основе.
Субсидия, которая предоставляется в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки, или в целях оказания немедленной финансовой поддержки организации без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход периода, в котором она была назначена к получению.[16]
ПБУ 13/2000 содержит более
детальные положения в
ПБУ 13/2000 также регулирует порядок списания сумм субсидий и субвенций со счета учета целевого финансирования на счет учета доходов будущих периодов.
Предоставление субсидий и субвенций допускается (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ):
• из федерального бюджета – в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
• из бюджетов субъектов Российской Федерации – в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;
• из местных бюджетов – в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.[4]
Вывод: Основными формами государственной помощи в виде денежных средств являются субсидии, субвенции и бюджетный кредит.
1.3 Поддержка в виде ресурсов отличных от денежных средств и прочая государственная помощь
В случае предоставления
организации государственной
Прочие формы государственной
помощи в случае их существенности
для характеристики финансового
положения и финансовых результатов
деятельности организации подлежат
раскрытию в бухгалтерской
В случае значимости выгод, получаемых в виде прочих форм государственной помощи, организация раскрывает информацию о характере, степени и продолжительности оказываемой помощи.
Оплата товаров (работ и услуг), предоставленных коммерческой организацией для государственных нужд, согласно заключенному государственному контракту, является наиболее распространенной формой получения бюджетных средств коммерческими организациями.
Согласно пункту 1 статьи
72 БК РФ государственный или
На основе государственных контрактов осуществляются все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ (статья 71 БК РФ). Закупки товаров, работ и услуг на меньшую сумму могут осуществляться как на основе государственных контрактов, так и на основе договоров купли - продажи или поставки.
Согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ размещение государственных контрактов осуществляется на конкурсной основе.
Заключение госконтрактов
на основе конкурса отвечает целям
эффективного и экономного расходования
бюджетных средств как
Правом проведения конкурса наделен государственный или муниципальный заказчик в лице органа государственной власти или органа местного самоуправления. При этом порядок проведения конкурса предусмотрен статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и Федеральным законом от 6 мая 1999 года №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».[2]
Требование статей 71 и 72 БК РФ в части размещения государственных контрактов на конкурсной основе очень часто нарушается. Например, чтобы избежать проведения конкурсов, стороны производят разделение одного договора на два и более. О разделении контрактов с целью избежания проведения конкурса, свидетельствует их заключение в один день на одноименный вид товара у одного и того же поставщика.[1]
Такая сделка, которая
не соответствует требованиям
Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства или активы, отличные от денежных средств).
При получении бюджетных средств в виде ресурсов, отличных от денежных средств, они приходуются на счета бухгалтерского учета по рыночной цене.
Глава 2. Бухгалтерский учет государственной помощи
2.1 Учет бюджетных средств на капитальное строительство
К средствам на финансирование капитальных расходов относятся бюджетные средства, выделенные на покупку, строительство или приобретение иным путем внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов).[5]
Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются на финансовые результаты на протяжении всего срока полезного использования внеоборотных активов, приобретенных за счет этих средств. При этом первоначально бюджетные средства, списанные со счета 86, отражаются на счете 98 «Доходы будущих периодов».[10]
При вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в учете делается проводка:
Д-т счета 86 – К-т счета 98 – отражена сумма признанных расходов за счет средств бюджетного финансирования.
После ввода объекта в эксплуатацию по нему в общеустановленном порядке начинает начисляться амортизация. По мере начисления амортизации в бухгалтерском учете делаются проводки:
Д-т счета 20 (26, другие счета) –
К-т счета 02 (05) – начислены амортизационные отчисления;
Д-т счета 98 – К-т счета 91 – признан внереализационный доход в размере, равном сумме начисленной амортизации.
Пример
Организация в январе
получила целевые бюджетные средства
на закупку производственного
В январе же организация оплатила счет поставщика оборудования на сумму 800 000 руб. (без НДС). Оборудование поступило в организацию и было передано в монтаж. Расходы по монтажу оборудования составили 60 000 руб. (без НДС).
В марте после окончания монтажных работ оборудование было введено в эксплуатацию. Первоначальная стоимость оборудования – 860 000 руб. Срок полезного использования – 10 лет. Амортизация начисляется линейным способом. Норма амортизации – 10% в год.
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие проводки.
Январь:
Д-т счета 51 – К-т счета 86 – 2 000 000 руб. – на расчетный счет организации поступили бюджетные средства.
Д-т счета 60 – К-т счета 51 – 800 000 руб. – стоимость оборудования оплачена поставщику;
Д-т счета 07 – К-т счета 60 – 800 000 руб. – отражено поступление приобретенного оборудования в организацию;
Д-т счета 08 – К-т счета 07 – 800 000 руб. – отражена передача оборудования в монтаж;
Д-т счета 60 – К-т счета 51 – 60 000 руб. – оплачены работы по монтажу оборудования.
Март:
Д-т счета 08 – К-т счета 60 – 60 000 руб. – отражена стоимость выполненных работ на основании акта сдачи-приемки работ по монтажу оборудования;
Д-т счета 01 – К-т счета 08 – 860 000 руб. – смонтированное оборудование принято к учету в составе основных средств организации;
Д-т счета 86 – К-т счета 98 – 860 000 руб. – отражено использование бюджетных средств.
Начиная с апреля ежемесячно:
Д-т счета 20 – К-т счета 02 – 7166,67 руб. – начислена амортизация по оборудованию (860 000 руб. х 0,1 : 12 мес. = 7166,67 руб.);
Д-т счета 98 – К-т счета 91 – 7166,67 руб. – признан внереализационный доход в сумме, равной сумме начисленной амортизации.
Если объект основных средств, приобретенный за счет средств целевого бюджетного финансирования, выбывает из организации до истечения срока полезного использования, сумма, не списанная к этому времени со счета 98, переносится в полном объеме в кредит счета 91. [6]
Пример
В условиях примера 1 предположим, что через два года оборудование было продано за 600 000 руб. (без учета НДС).
Сумма амортизации, начисленная за два года эксплуатации оборудования, – 172 000 руб. Остаточная стоимость оборудования к моменту продажи – 688 000 руб.
В бухгалтерском учете
организации при продаже
Д-т счета 02 – К-т счета 01 – 172 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации;
Д-т счета 91 – К-т счета 01 – 688 000 руб. – списана остаточная стоимость проданного оборудования;
Д-т счета 62 – К-т счета 91 – 600 000 руб. – отражена выручка от реализации оборудования;
Д-т счета 98 – К-т счета 91 – 688 000 руб. – признан внереализационный доход в размере, равном остаточной стоимости проданного оборудования.[12]
В пункте 17 ПБУ 6/01 перечислены объекты основных средств, по которым амортизация в бухгалтерском учете не начисляется. К таким объектам относятся объекты жилищного фонда, объекты внешнего благоустройства, земельные участки и прочие объекты. [3]
Что делать организации, если она получила целевые бюджетные средства на приобретение основных средств, не подлежащих амортизации? Как в этом случае производить списание средств бюджетного финансирования?
В пункте 9 ПБУ 13/2000 указано, что списание бюджетных средств в такой ситуации производится в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации.
Эту формулировку трудно назвать предельно ясной.
Видимо, имеется в виду то, что в каждой ситуации организации необходимо ориентироваться на конкретные условия предоставления бюджетных средств.
Например, организации
предоставлены бюджетные
Если бухгалтер затрудняется с определением периода признания расходов бюджетные средства нужно признавать в составе внереализационных доходов в полном объеме в момент ввода основных средств в эксплуатацию.[19]
2.2 Учет бюджетных средств на текущие цели
К средствам на финансирование текущих расходов относятся все бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов. [20]
То есть если бюджетные средства предназначены не на приобретение внеобротных активов, а на какие-то иные цели, то эти средства признаются полученными на финансирование текущих расходов.
Порядок списания бюджетных средств зависит от того, на какие цели выделены эти средства и какие условия должны быть выполнены организацией – получателем бюджетных средств.
Если бюджетные средства поступили на финансирование расходов по приобретению товарно-материальных ценностей, то в бухгалтерском учете списание бюджетного финансирования осуществляется следующим образом.
В момент принятия приобретенных ценностей к бухгалтерскому учету целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов:
Д-т счета 86 – К-т счета 98 – проводка делается на стоимость приобретенных материалов.
В момент списания приобретенных ценностей в производство сумма, отраженная в составе доходов будущих периодов, переносится в кредит счета 91.[20]
Пример
Организация в мае получила из бюджета 20 000 руб. на закупку ГСМ для перевозки детей в детский оздоровительный лагерь.