Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа
Вхождение термина "государственные услуги" в нашу жизнь - это не дань моде, не простое копирование зарубежного опыта: за этим стоят гораздо более глубокие причины, связанные с изменением роли и задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей и приоритетов. Сущность государства и его социальное назначение являются решающими в определении направленности его деятельности, целей и задач. В свою очередь, функции государства зависят от тех задач, которые стоят перед обществом на данном этапе развития. И задачи, и вытекающие из них функции не являются произвольными, они зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, потребностей и интересов населения и пр. Патерналистскому государству, которое "опекает" все сферы жизни, нет места в гражданском обществе, оно преобразуется в "слугу", выполняющего только необходимые и полезные для общества функции. В таком соотношении государства и общества именно гражданское общество должно определять, что является для него социально значимым, что оно поручает государству, какие функции на него возлагает. Только тогда "государственные услуги" станут действительной системой отношений личности и юридических лиц с государственными структурами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы учета государственной помощи…………..… 5
1.1 Понятие и виды государственной помощи………………………………….5
1.2 Государственная помощь в виде денежных средств………………………..7
1.3 Поддержка предприятий в виде ресурсов отличных от денежных средств и прочая государственная поддержка……………………………………….…11
Глава 2. Бухгалтерский учет государственной помощи………………………14
2.1 Учет бюджетных средств на капитальное строительство…….………..…14
2.2 учет бюджетных средств полученных на текущие цели……………….…17
2.3 Учет бюджетных кредитов………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………...………38
В июне были закуплены ГСМ на сумму 10 000 руб. На перевозку детей в детский лагерь в июне было израсходовано ГСМ на сумму 8000 руб.
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны проводки.
Май:
Д-т счета 51 – К-т счета 86 – 20 000 руб. – поступили целевые бюджетные средства.
Июнь:
Д-т счета 10 – К-т счета 60 – 10 000 руб. – оприходованы закупленные ГСМ;
Д-т счета 86 – К-т счета 98 – 10 000 руб. – отражено использование средств бюджетного финансирования;
Д-т счета 20 (23, другие счета) –
К-т счета 10 – 8000 руб. – израсходованные ГСМ списаны на себестоимость перевозки;
Д-т счета 98 – К-т счета 91 – 8000 руб. – признан внереализационный доход в размере, равном стоимости использованных ГСМ.
Если бюджетные средства поступили на финансирование расходов на оплату труда, то в момент начисления оплаты труда на эту сумму в учете одновременно делаются две проводки:
Д-т счета 86 – К-т счета 98;
Д-т счета 98 – К-т счета 91.
Если из бюджета выделяются средства на финансирование расходов, произведенных в предыдущие отчетные периоды, то они отражаются без использования счета 86. В этом случае в учете делаются проводки:
Д-т счета 76 – К-т счета 91 – задолженность по бюджетным средствам отражена в составе внереализационных доходов;
Д-т счета 51 – К-т счета 76 – отражено фактическое поступление бюджетных средств.
Пример
В течение I квартала организация самостоятельно закупила и израсходовала ГСМ на сумму 20 000 руб. Во II квартале принято решение о выделении средств из местного бюджета на покрытие расходов организации на приобретение ГСМ в сумме 20 000 руб. Денежные средства из бюджета поступили на счет организации во II квартале.
В бухгалтерском учете
I квартал:
Д-т счета 10 – К-т счета 60 – 20 000 руб. – оприходованы закупленные ГСМ;
Д-т счета 20 – К-т счета 10 – 20
000 руб. – списана стоимость
II квартал:
Д-т счета 76 – К-т счета 91 – 20 000 руб. – отражена задолженность по бюджетным средствам;
Д-т счета 51 – К-т счета 76 – 20 000 руб. – бюджетные средства поступили на расчетный счет организации.
При применении ПБУ 13/2000 важно правильно
квалифицировать поступающие
Очень часто бухгалтеры отражают в составе целевых бюджетных средств любые средства, поступающие из бюджета. Одна из самых распространенных ошибок на практике – когда бухгалтер учитывает в составе целевых средств, поступающие из бюджета средства в оплату продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) организацией.
А ведь такие бюджетные средства государственной помощью не являются, и нормы ПБУ 13/2000 на них не распространяются.
Фактически организация в этом случае получает плату за реализованные ею товары (работы, услуги). При этом поступающие средства являются для нее не чем иным, как выручкой от реализации. И тот факт, что эти средства являются бюджетными, по сути ничего не меняет. Поступающие средства должны отражаться в бухгалтерском учете по правилам, предусмотренным ПБУ 9/99.
Например, НИИ выполняет научно-
Не распространяются нормы ПБУ 13/2000 и на случаи получения бюджетных средств на компенсацию тарифов на электрическую энергию, на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи, по проезду в городском транспорте и метрополитене, на оплату медицинских услуг и т.д. Во всех этих случаях полученные средства отражаются организациями в соответствии с требованиями ПБУ 9/99.[20]
Пример
Организация предоставляет коммунальные услуги населению. Тариф за услуги – 20 руб. Льготным категориям населения предоставляется скидка в размере 50% от тарифа, компенсируемая за счет средств бюджета.
В бухгалтерском учете
Д-т счета 62 – К-т счета 90 – 10 руб. – отражена стоимость оказанных услуг в части, оплачиваемой населением;
Д-т счета 76 – К-т счета 90 – 10 руб. – отражена стоимость оказанных услуг в части, компенсируемой за счет средств бюджета;
Д-т счета 51 – К-т
счета 76 – 10 руб. – поступили бюджетные
средства на компенсацию суммы льгот,
предоставленных отдельным
В пунктах 13 и 14 ПБУ 13/2000 определены правила учета операций по возврату бюджетных средств.
Случаи возврата полученных бюджетных средств могут иметь место, если организация допустила их нецелевое использование либо вообще не использовала их в установленные сроки (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Если организация возвращает бюджетные средства, полученные в текущем году, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
Пример
Организация в марте получила целевые бюджетные средства на финансирование расходов по оплате труда работников, занятых уборкой территории городского парка, в сумме 100 000 руб. Срок проведения работ – март – апрель текущего года.
В бухгалтерском учете организации были сделаны проводки:
Д-т счета 51 – К-т счета 86 – 100 000 руб. – поступили бюджетные средства;
Д-т счета 20 – К-т счета 70 – 100 000 руб. – начислена заработная плата работникам;
Д-т счета 86 – К-т счета 98 – 100 000 руб. – отражено использование бюджетных средств;
Д-т счета 98 – К-т счета 91 – 100 000 руб. – бюджетные средства признаны в составе внереализационных доходов.
В сентябре при проверке организации выяснилось, что часть бюджетных средств в сумме 20 000 руб. была израсходована на оплату труда работников аппарата управления. Эти средства были признаны израсходованными не по целевому назначению. Организация в сентябре возвратила 20 000 руб. в бюджет.
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие проводки:
Д-т счета 98 – К-т счета 91 – 20 000 руб. – сторно на сумму средств, подлежащих возврату;
Д-т счета 86 – К-т счета 98 – 20 000 руб. – сторно на сумму средств, подлежащую возврату;
Д-т счета 86 – К-т счета 51 – 20 000 руб. – отражен возврат бюджетных средств.
При возврате бюджетных средств, полученных в прошлые годы, порядок бухгалтерского учета зависит от того, на финансирование каких расходов выделялись эти средства: капитальных или текущих.
При возврате средств, предоставленных на финансирование капитальных вложений, в учете делаются следующие проводки:
Д-т счета 86 – К-т счета 76 – отражена задолженность по возврату бюджетных средств;
Д-т счета 91 – К-т счета 86 – уменьшены финансовые результаты на сумму начисленной амортизации;
Д-т счета 98 – К-т счета 86 – восстановлена несписанная сумма доходов будущих периодов.
Пример
В условиях предыдущего
примера предположим, что через
год после ввода в эксплуатацию
приобретенного оборудования организацию
обязали вернуть бюджетные
К моменту возврата сумма начисленной по оборудованию амортизации составила 86 000 руб.
В бухгалтерском учете организации в момент принятия решения о возврате бюджетных средств должны быть сделаны следующие проводки:
Д-т счета 86 – К-т счета 76 – 860 000 руб. – отражена задолженность по возврату бюджетных средств;
Д-т счета 91 – К-т счета 86 – 86 000 руб. – уменьшены финансовые результаты на сумму начисленной амортизации;
Д-т счета 98 – К-т
счета 86 – 774 000 руб. – восстановлена
несписанная сумма доходов
При возврате бюджетных средств, выделенных на финансирование текущих расходов, в учете делаются проводки:
Д-т счета 86 – К-т счета 76 – отражена задолженность в сумме, подлежащей возврату;
Д-т счета 91 – К-т счета 86 – разница между суммой, подлежащей возврату, и остатком бюджетных средств на счете 86.[5]
Пример
В условиях примера 6 предположим, что проверка организации была произведена в следующем году. При проверке было выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 20 000 руб. Эти средства подлежат возврату.
В бухгалтерском учете организации по результатам проверки делаются проводки:
Д-т счета 86 – К-т счета 76 – 20 000 руб. – отражена задолженность по возврату бюджетных средств;
Д-т счета 91 – К-т счета 86 – 20 000 руб. – отражена сумма средств, использованных не по назначению и подлежащих возврату;
Д-т счета 76 – К-т счета 51 – 20 000 руб. – денежные средства перечислены в бюджет.
2.3. Учет бюджетных кредитов
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
1. Бюджетный кредит
может быть предоставлен
Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).
К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, а также в случаях, установленных главой 15 настоящего Кодекса.[13]
Особенности предоставления Российской Федерацией юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаются статьей 93.5 настоящего Кодекса.
Особенности предоставления
Российской Федерацией бюджетных кредитов
иностранным государствам, иностранным
юридическим лицам
2. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.
При утверждении бюджета
устанавливаются цели, на которые
может быть предоставлен бюджетный
кредит, условия и порядок
Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.
3. Бюджетный кредит
может быть предоставлен
Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования государственных или муниципальных гарантий публично-правовых образований, поручительств и гарантий юридических лиц, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а также поручительств и гарантий юридических лиц, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита.