Учет и анализ доходов и расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 06:13, дипломная работа

Описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить экономическую сущность и классификацию доходов, связанных с обычными видами деятельности;
определить экономическую сущность и классификацию расходов, связанных с обычными видами деятельности;
исследовать методику анализа доходов и расходов от обычных видов деятельности;
дать оценку порядка ведения бухгалтерского учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности в исследуемом предприятии;
провести анализ доходов и расходов по отчетным формам исследуемого предприятия;
по результатам проведенного анализа рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета доходов и расходов на исследуемом предприятии.

Работа состоит из  1 файл

дипломная.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

В экономическом росте промышленных предприятийнемаловажную роль играют доступные кредитыбанков.

Предприятие в своей  работе должно опираться на информационные технологии. Это принятие решений, основанное на точном знании ситуации, статистики прошлых периодов, анализах и прогнозах, выполненных специалистами. В настоящее время руководствоизыскивает необходимые средства для создания компьютерных сетей, единой базы данных.

В этой связи хотелось бы отметить особую значимость совершенствования  системы учета доходов и расходов на предприятии. Поскольку в современных условиях при усилении конкуренции, при постоянных изменениях во внешней среде, необходимо каждый раз принимать взвешенной управленческое решение, то для этого руководству предприятия необходимо полноценную соответствующую информацию. Для большинства российских предприятий в настоящий момент это невозможно, так как на них отсутствует продуманная система управленческого учета,не ведется учет доходов в разрезе целевых рынков, сегментов потребителей, а учет расходов не взаимосвязан с моделью учета доходов даже в разрезе продуктовой линейки (в разрезе ассортиментного перечня). Поэтомувыполнение управленческого анализа зачастую невозможно по причине отсутствия своевременных данных о доходах и расходах предприятия -по целевым рынкам или хотя бы в разрезе продуктовой линейки. Поэтому для того, чтобы качественным образом изменить систему управления в ОАО «ЗЖБИ-5», необходимо реорганизовать систему бухгалтерского учета, разработать систему управленческого учета, отвечающего за своевременное и адекватное представление информации о доходах и расходах.

Для изучения возможностей разработки новой системы учета  доходов и расходов необходимо понимание  устоявшейся системы учета. Основным документом предприятия, отображающим сложившиеся способы и методы бухгалтерского учета, является учетная политика, поэтому проанализируем содержание приказа об утверждении учетной политики предприятия ОАО «ЗЖБИ-5» на 2003 год.

2.2 Оценка учетной политики ОАО  «ЗЖБИ – 5»

Учетная политика ОАО  «ЗЖБИ-5» представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методологию и организацию бухгалтерского учета на отчетный период. Другими словами, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности В РФ, исходя из общих правил, каждое предприятие само разрабатывает свою учетную политику, то есть правила ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика предприятия  является основным внутренним документом, отображающим сложившиеся способы  и методы ведения бухгалтерского учета. При проведении налоговых проверок именно учетная политика и соблюдение ее положений являются объектами пристального внимания проверяющих. Порядок составления учетной политики организации установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Из пункта 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики состоит из двух этапов: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики. Для ОАО «ЗЖБИ-5» и первый, и второй этапы обязательны, так как публичность отчетности акционерных обществ установлена законодательно [4.- с. 73].

Проведем анализ соответствия учетной политики ОАО «ЗЖБИ-5»  нормативным документам на 2003 год.

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/98, принятая организацией учетная  политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. В нашем случае учетная политика ОАО «ЗЖБИ-5» оформлена приказом руководителя предприятия, что отвечает требованиям нормативных документов (Приложение 6).

При оформлении учетной политики утверждают ряд решений, регулирующих организацию бухгалтерского учета на предприятии. Принято различать два аспекта учетной политики – организационный и методологический.

Одним из недостатков  учетной политики ОАО «ЗЖБИ-5»  является то, что в ней не раскрываются организационно-технические аспекты, включающие такие вопросы как:

а) организация бухгалтерской  службы и ее место в системе  управления: организационная форма  бухгалтерской работы; порядок назначения и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав и подчиненность отдельных учетных подразделений, распределение обязанностей; взаимодействие бухгалтерии с другими службами;

б) технология обработки  учетной информации;

в) рабочий план счетов, построенный на основе единого плана  счетов;

г) система внутреннего  учета и контроля: внутрипроизводственная отчетность (состав формы, периодичность  их составления и представления, перечень пользователей); график документооборота; внутренний контроль (отделение функций  по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности от функций по ведению учета; разделение функций по ведению учета; установление персональной ответственности работников; использование бланков строгой отчетности; внезапные проверки и т.д.);

д) порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

е) объем, сроки и адреса представления отчетности;

ж) назначение ответственного за установления и соблюдение порядка  публикации отчетности для заинтересованных пользователей и т.д.

Другим существенным недостатком представленной учетной политики является то, что нет приложений к данному приказу с элементами, требующими подробной разработки и занимающими сравнительно большой объем. В число таких приложений должны были входить:

- рабочий план;

- формы первичной учетной  документации, не предусмотренные аль-

бомами форм;

- структураисоставструктурногоподразделения,занимающегося 

бухгалтерским учетом и  отчетностью,атакжеосновныефункции,

выполняемые этим подразделением;

- график документооборота  и т.п.

Рабочий план счетов –  обязательный элемент учетной политики организации. В 2002 году все организации (за исключением бюджетных учреждений и кредитных организаций) обязаны были перейти на новый счетный план. Рабочий план счетов должен быть не просто уточнен, а разработан заново. Этого как раз и не сделала рассматриваемая организация. О рабочем плане счетов упоминается лишь в общих чертах в пункте 2.4. приказа об утверждении учетной политики.

Рабочий план нужно было вынести в отдельное приложение к учетной политике и представить  его в форме таблицы, где в первой графе указаны счета синтетического учета, во второй – субсчета, в третьей – счета аналитического учета первого порядка, открываемые к субсчетам, в четвертой (при необходимости) – счета аналитического учета второго порядка, открываемые к субсчетам второго порядка и т.д.

Кроме того, можно было привести в приложении к учетной  политике корреспонденцию счетов, включенных в рабочий план, а также типовые  проводки по отражению в учете  операций, наиболее распространенных в данной организации.

В этом же разделе учетной политике должен утверждаться выбор организационной формы бухгалтерского учета, так как эффективность работы бухгалтерии во многом определяется тем, насколько рационально созданы рабочие места и распределены обязанности между исполнителями. В анализируемой учетной политике ОАО «ЗЖБИ-5» этот пункт также отсутствует.

Далее в учетной политике должна быть определена форма счетоводства (системы учетных регистров). В  нашем варианте учетной политики в пункте 2.3. записано, что форма  ведения бухгалтерского учета – журнально-ордерная, а на самом деле, на предприятии применяется автоматизированная форма учета (применяется программа 1С-Бухгалтерия).

При формировании учетной  политики организация также утверждает порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Это требование предусмотрено в пункте 3 статьи 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктах 8 и 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Кроме того, утверждается количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств. В учетной политике ОАО «ЗЖБИ-5»в пункте 2.7 говорится только о том, что инвентаризация должна проводится в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

К методологическим аспектам относится выбор способов ведения бухучета: способы амортизации, оценки, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Эти вопросы в рассматриваемой  учетной политике учтены, в частности  в пунктах 3.3.и 9.13 говорится о принятом способе амортизации основных средств и нематериальных активов (линейный способ), пункты 5.1, 5.2 и 5.3 содержат оценку производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции.

В приказе об утверждении  учетной политики ОАО «ЗЖБИ-5» есть раздел VІІІ «Начисление НДС и налога на пользователей автодорог» и пункт 8.3., которые необходимо пересмотреть в связи с отменой налога на пользователей автомобильных дорог.

С 2002 года организации  обязаны дополнительно разрабатывать  учетную политику для целей налогообложения. Необходимость разработки учетной политики для целей налогового учета установлена главой 25 Налогового кодекса РФ.

В приказе об утверждении  учетной политике есть разделение положений  по учету доходов и расходов отдельно для целей бухгалтерского учета и отдельно для целей налогообложения: вопросы учета доходов и расходов для целей налогообложения выделены в отдельный параграф, что позитивно характеризуетучетную политику. Но все же необходимо дополнить этот параграф и включить в него пункты, определяющие:

- ответственность за  организацию налогового учета;

- ответственность за  ведение налогового учета;

- графикдокументооборота(вприложениикучетнойполитике)  или 

срокиисоставдокументов,представляемыхлицу,ведущему

налоговый учет;

- формыпервичныхучетныхдокументовианалитических регистров

налоговогоучета(вприложениикучетнойполитикедляцелей 

налогообложения).

Вопросы учета доходов  и расходов для целей бухгалтерского учета отражены в общем, достаточно поверхностно. В частности, указано, что учет затрат на производство выпускаемой продукции ведется в разрезе цехов и подразделений согласно Положению «О составе затрат по производству и реализации продукции и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» в действующей редакции. Учет доходов для целей бухгалтерского учета в ОАО «ЗЖБИ-5» в учетной политике косвенным образом нашел отражение в характеристике учета реализации продукции.

Вопросы учета доходов  и расходов для целей налогообложения  в учетной политике ОАО «ЗЖБИ-5» отражены верно. В частности, доходы общества классифицируются:

- доходы от реализации  товаров (работ, услуг) и имущественных  прав.

- внереализационные доходы.

При определении доходов  из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета

Расходы, в зависимости  от их характера, а также условий  осуществления и направлений  деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией и внепроизводственные расходы. Внепроизводственные расходы определяются в соответствии со ст. 265 НК РФ.

Списание сырья и  материалов,используемых при оказании услуг (работ) производится методом оценки по средней себестоимости.

Под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, реализуемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Первоначальная стоимость  основных средств может изменяться в случаях:

  • достройки;
  • дооборудовании;
  • реконструкции;
  • модернизации;
  • технического перевооружения;
  • частичной ликвидации.

Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Сумма амортизации для  целей налогообложения определяется ежемесячно и отдельно по каждому  объекту амортизируемого имущества.

При приобретении объектов основных средств бывших в употреблении (в случае, если по такому имуществу принято решение о применении линейного метода начисления амортизации), применяется норма амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования.

Учет доходов и расходов предприятия связан с необходимостью отражать большое количество хозяйственных операций, поэтому очевидно, что для адекватного учета доходов и расходов необходима: во-первых, продуманная организация учета, построение модели учета доходов, построение модели учета расходов, соответствующей модели учета доходов, и во-вторых необходима серьезная техническая поддержка, обеспечивающая ведения учета доходов и расходов. На данный момент в учетной политике ОАО «ЗЖБИ-5» нет описания данным системам.

Информация о работе Учет и анализ доходов и расходов