Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:51, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление резервов повышения эффективности производства на базе рационального использования и учета материально-производственных запасов.
В связи с этим, основными задачами данной работы являются анализ материалов в компании Регионнефтегаз, рассмотрение существующей практики их учета, выявление и разбор имеющихся недостатков, а также рекомендации по их устранению.
В первой части работы рассмотрены общие тенденции реформирования российского бухгалтерского учета, дана информация о имеющейся законодательной базе по учету материалов, рассмотрены теоретические основы учета и аудита материалов.
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых по
времени приобретения
по себестоимости последних по времени приобретения материально - производственных запасов (метод ЛИФО).
Оценка по себестоимости каждой
единицы применяется для
На средних и крупных
Особенности учета материальных ценностей в твердых учетных ценах состоят в том, что движение всех материалов (поступление, внутреннее перемещение, отпуск) оценивается по заранее разработанным на предприятии и зафиксированным в номенклатуре- ценнике ценам.
Поскольку учетная цена может не совпадать с фактической себестоимостью приобретения, то возникает необходимость учитывать на отдельных аналитических счетах отклонения от фактической себестоимости. Ежемесячно отклонения от учетных цен распределяются и списываются на бухгалтерские счета записью:
Д-т счетов 20 «Основное производство»,
23 « Вспомогательное
25 « Общепроизводственные
К-т счета 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»
Для этого определяется процент отклонений фактической себестоимости заготовленных материальных ценностей от их стоимости по учетным ценам (или процент транспортно-заготовительных расходов). Данный процент распространяется на стоимость материалов, израсходованных в течение месяца предприятием. В оценке по твердым учетным ценам, что позволяет определить суммы отклонений от учетной цены, приходящиеся на израсходованные материалы и их фактическую себестоимость для списания по направлениям затрат.
Отклонения от учетных цен, относящиеся к остаткам материалов на складе, при составлении баланса присоединяются к остаткам, учтенным по твердым ценам, что позволяет отразить наличие производственных запасов по их фактической себестоимости.
Организации, ведущие текущий учет материальных ценностей по фактической себестоимости заготовления и приобретения, в конце месяца определяют средневзвешенную себестоимость единицы каждого наименования материала. Она необходима для оценки материальных ценностей при отпуске на производственные, ремонтные и хозяйственные цели.
Чтобы рассчитать средневзвешенную себестоимость, необходимо определить:
Такие расчеты должны производиться по каждому виду материальных ценностей, по которым в текущем месяце был отпуск (расход).
Разновидностью метода средней себестоимости является метод расчета продажи товаров по скользящей средней себестоимости. Этот метод оценки товаров основан на определении средней себестоимости товаров в течение отчетного месяца по мере их поступления на дату продажи каждой партии товаров.
При оценке по методу ФИФО применяется правило: первая партия на приход – первая в расход, т.е. расход материальных ресурсов оценивается по стоимости их приобретения в определенной последовательности: сначала списываются в расход материалы по цене первой закупленной партии, затем второй, третьей и т.д. Порядок не зависит от фактической последовательности расходования партий поступивших материалов.
У этого метода наряду с тем достоинством,
что соблюдается
Поэтому в условиях инфляции наиболее предпочтительным является применение метода ЛИФО. При оценке материальных ресурсов по этому методу используется правило: последняя партия на приход – первая на расход. Материальные ресурсы, выданные со склада, оцениваются по стоимости последнего приобретения, затем предыдущего и т.д.
Поскольку материальные ценности списываются на производство по последней рыночной цене, то себестоимость продукции своевременно отражает колебания рыночных цен, и предприятие получает более реальное представление о прибыли от реализации продукции.
Применение одного из методов по конкретному наименованию производится в течение отчетного года.
«Для обеспечения
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче
имущества в аренду, выкупе, продаже,
а также при преобразовании
государственного или
перед составлением
годовой бухгалтерской
при
смене материально
при
выявлении фактов хищения,
в
случае стихийного бедствия, пожара
или других чрезвычайных
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».[РI.п.5 ст.12 п.1,2]
В зависимости от той роли, которую играют материалы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, строительные материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности, и пр. Внутри каждой из перечисленных групп материалы подразделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры.
Поступление на предприятие материалов происходит:
- от поставщиков
- от подотчетных лиц
- при списании и ликвидации основных средств
- из собственного производства
На материалы, поступившие от поставщиков согласно заключенным с ними договорам, предприятие получает расчетные документы:
- товарно-транспортные накладные,
- платежные требования-
- счета-фактуры.
Документы после регистрации в журнале учета поступающих грузов проверяются на соответствие их условиям поставки (ассортимент, цены, количество, качество); после чего их акцептуют передают в бухгалтерию.
При поступлении материалов материально-ответственное лицо проверяет соответствие фактического их количества данным документам поставщика, после чего в случае отсутствия расхождений выписывается приходный ордер формы М-4. При этом оприходование может быть оформлено без составления приходного ордера на основании документов поставщика.
Если при приемке
материалов от поставщика установлено
расхождение с данными
Поступление на склад материалов собственного изготовлена и оставшихся от ликвидации имущества оформляют накладные на внутреннее перемещение материалов.
На основании данных приходных документов заводится карточка складского учета материалов (форма М-17). По мере совершения хозяйственных операций материально-ответственное лицо производит записи карточки. При этом каждой записи присваивается очередной порядковый номер с начала года, который фиксируется на послужившим основанием для записи первичном документе. После каждого факта движения материалов выводится его количественный остаток.
По истечении месяца завскладом подсчитывает количество поступивших и количество выбывших материалов и выводит остаток на конец месяц, используя начальное сальдо. Этот остаток должен соответствовать остатку последнего дня месяца. Выведенные остатки заносятся в книгу складского учета (сальдовую книгу), хранящуюся в бухгалтерии.
Таким образом, на применении
карточек складского учета сальдовой
книги основан сальдовый метод
учета материалов, предусматривающий
ведение сортового
На предприятиях, где количество наименований материалов незначительно, используется бухгалтерский метод учета, при котором в бухгалтерии на каждый вид производственных запасов открываются карточки количественно-суммового учета. В них на основании данных первичных документов бухгалтер отражает движение материалов, фиксирует приход, расход, выводит остаток (дублирует складской учет).
Информация из карточек
количественно-суммового учета
Материалы отпускают со склада:
- на производственное потребление,
- хозяйственные нужды,
- на сторону для переработки и для реализации неликвидных запасов.
Оформление отпуска ценностей зависит от организации производства, направления расхода и периодичности их выдачи.
Расход материалов, отпускаемых в производство и другие нужды часто, оформляют лимитно-заборными картами (форма М-8), выписываемыми в 2-х экземплярах (один - складу, другой - получателю). Редкий отпуск материалов со склада фиксируется требованиями (форма М-11). Отгрузку ценностей сторонним организациям или хозяйствам своего предприятия, расположенным за его пределами, оформляют расходными накладными (форма М-15).
В небольших предприятиях отпуск материалов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы отражаются в отчетах о выпуске и реализации продукции, которые после утверждения руководителем служат основанием для списания соответствующих ценностей.
Недостачи в пределах
норм естественной убыли относятся
счета по учету издержек производства
и обращения (обычно через счет 94),
сверх же норм — на расчеты по
претензиям при составлении
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:
а) отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;
б) непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.). Данный метод целесообразен в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.
в) отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно расчетным документам поставщика;
При применении данной методики используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
На дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» относят фактические расходы по заготовлению и приобретению материальных ценностей в корреспонденции со счетами: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на фактурную стоимость приобретаемых производственных запасов; 23 «Вспомогательные производства» - на расходы за доставку; 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на оплату прочих расходов и т.п.
Информация о работе Учет и аудит материально-производственных запасов