Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:01, курсовая работа
От правильности и достоверности учета кредитов и займов зависит знание руководством предприятия их объемов и структуры, позволяет принимать правильные решения по изменению данных характеристик, позволяет анализировать рентабельность полученных средств. Правильный учет позволит в дальнейшем выбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия вид получения дополнительных денежных средств
Введение
Глава I. Нормативное регулирование учета кредитов и займов
1.1 Общие положения
1.2 Классификация кредитов и займов
Глава II. Бухгалтерский учет операций с кредитами и займами
2.1 Порядок учета затрат по кредитам и займам
2.2 Учет заемных обязательств
2.3 Порядок учета затрат по кредитам и займам, направленных на приобретение инвестиционных активов
Глава III. Порядок отражения информации о кредитах и займах в отчетности
3.1 Отражение информации о кредитах и займах в бухгалтерской отчетности
3.2 Отражение информации о кредитах и займах в учетной политике организации
Глава IV. Налоговый учет кредитов и займов
4.1 Определение налоговой базы по налогу на прибыль
4.2 Порядок учета кредитов и займов
4.3 Порядок учета ценных бумаг
Заключение
Список используемой литературы
Если организация берет кредит или привлекает заемные средства для приобретения ценных бумаг, то затраты по ним, согласно пункту 9 ПБУ 19/02, должны учитываться в соответствии с нормами ПБУ 9/99 и ПБУ 15/01. Согласно положениям указанных нормативных актов, если организация использует средства кредитов (займов) для осуществления предварительной оплаты ценных бумаг, то проценты по кредитам (займам) относятся на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с их предварительной оплатой (выдачей авансов, задатка). При этом проценты по таким займам (кредитам) относятся организацией на операционные расходы.
В бухгалтерском учете
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
- перечислены в счет предоплаты продавцу денежные средства для покупки ценных бумаг;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 66
- отражено начисление
процентов по полученному
и включение их в состав дебиторской задолженности (до получения ценных бумаг от продавца);
ДЕБЕТ 58 КРЕДИТ 76
- отражено получение ценных бумаг от продавца;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 66
- отражено начисление процентов и включение их в состав операционных расходов после получения ценных бумаг от продавца.
В соответствии с пунктом 11 ПБУ 19/02, если затраты на приобретение ценных бумаг несущественны по сравнению с их стоимостью, уплаченной по договору, то такие затраты организация вправе признать прочими операционными расходами в том периоде, в котором были приняты к учету ценные бумаги.
Хочется обратить внимание читателей на то, что в ПБУ 19/02 не установлено, что следует понимать под несущественностью затрат. Однако, понятие «существенность показателей» приводится в пункте 4 Методических рекомендаций о порядке формирования бухгалтерской отчетности. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей. При этом решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера и конкретных обстоятельств возникновения. Следовательно, формально организация имеет право установить любой удобный для нее размер отклонения величины затрат на приобретение ценных бумаг от их стоимости по договору. Свое понимание «несущественности» затрат необходимо закрепить в учетной политике организации. К примеру, организация может установить существенность затрат на приобретение ценных бумаг в пределах до 50 процентов от их стоимости по договору.
Таким образом, организация имеет право вести учет стоимости ценных бумаг двумя способами:
1) В первоначальную стоимость
ценных бумаг включать все
затраты, связанные с их
2) В первоначальную стоимость ценных бумаг включать только суммы, уплачиваемые продавцу, а остальные затраты, в случае их несущественности, отражать в составе операционных расходов. При этом величину существенности затрат организация определяет самостоятельно, с закреплением этой величины в учетной политике.
Если оплата стоимости ценных бумаг производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в условных единицах, то фактические затраты на их приобретение определяются с учетом суммовых разниц. Суммовые разницы, согласно ПБУ 9/99 и ПБУ10/99, являются внереализационными доходами (расходами) организации и отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Первоначальная стоимость
Если организация не может установить стоимость переданных или подлежащих передаче активов, то стоимость ценных бумаг, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные ценные бумаги.
Порядок переоценки стоимости долговых ценных бумаг соответствует порядку переоценки стоимости займов. Добавлю, что ценные бумаги, по которым можно определить текущую стоимость, на конец отчетного года в бухгалтерской отчетности отражаются по текущей рыночной стоимости. Оценка рыночной стоимости производится путем корректировки их оценки на предыдущую дату. Разница между оценкой на отчетную дату и предыдущей оценкой является операционным доходом (расходом) организации. Данная разница отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Корректировку стоимости ценных бумаг организация может производить ежемесячно или ежеквартально.
В соответствии с пунктом 22 ПБУ 19/02, по долговым ценным бумагам, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется, организациям предоставлено право разницу между их номинальной стоимостью и первоначальной стоимостью равномерно включать в операционные доходы (расходы) в течение всего срока обращения данных ценных бумаг. Для этого предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы». Если рыночная стоимость финансовых вложений не определяется, то переоценка вложений не производится.
Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений относится на финансовые результаты у коммерческой организации (в составе операционных доходов или расходов).
Отражение в учете процентов и дисконта
В пункте 18 ПБУ 15/01 установлен порядок учета процентов (дисконта) по причитающимся к оплате векселям, а также порядок начисления дохода по размещенным облигациям в виде процентов (дисконта).
Под дисконтом понимается разница между ценой заемного обязательства (стоимостью номинала облигации или вексельной суммой) и суммой фактически полученных денежных средств или их эквивалентов при размещении этого заемного обязательства.
Если по выданному векселю начисляются проценты, то вексельная сумма отражается с учетом причитающихся к оплате процентов на конец отчетного периода. Задолженность по облигациям также отражается с учетом начисленного дохода на конец отчетного периода. При этом причитающиеся к оплате проценты (дисконт) включаются в состав операционных расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления.
В бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете
Информация об операционных расходах отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Начисленные проценты по причитающимся к оплате заемным обязательствам, стоимость которых выражена в иностранной валюте или условных денежных единицах, подлежат пересчету в рубли по курсу Банка России на дату фактического начисления процентов по условиям договора, а при отсутствии официального курса - по соглашению сторон.
Проценты и иные доходы
по государственным и
Операции с процентами
по заемным обязательствам отражаются
в бухгалтерском учете
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76
- отражена сумма
начисленных процентов по
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91
- отражена сумма
полученных процентов по
Отражение в учете дополнительных затрат
В соответствии с пунктом 19 ПБУ 15/01 дополнительные затраты, связанные с выпуском и размещением заемных обязательств, могут включать следующие расходы:
- оказание юридических и консультационных услуг;
- осуществление копировально-
- оплата налогов и сборов
(в случаях, предусмотренных
- проведение экспертиз;
- потребление услуг связи;
- другие затраты.
Дополнительные затраты
относятся к операционным расходам.
В бухгалтерском учете
Пунктом 14 ПБУ 15/01 установлено,
что включение в текущие
Дополнительные затраты,
производимые в связи с выдачей
векселей, включаются в текущие расходы
и являются операционными расходами
организации, подлежат включению в
финансовый результат. Пунктом 20 ПБУ 15/01
установлено, что дополнительные затраты
могут предварительно учитываться
как дебиторская задолженность
с последующим отнесением их в
состав операционных расходов в течение
срока погашения заемных
Информация об операционных расходах отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Отражение в учете курсовых и суммовых разниц.
Порядок отражения в учете курсовых и суммовых разниц рассмотрен ранее в данной курсовой работе. Напомним основный положения.
Организации, в соответствии с ПБУ 3/2006, обязаны пересчитать стоимость заемного обязательства, выраженную в иностранной валюте или условных денежных единицах, в рубли по" курсу Банка России. При этом возникающие курсовые разницы отражаются в том периоде, к которому относится дата исполнения обязательства (или за который составлена бухгалтерская отчетность). Сумма курсовой разницы по основной сумме заемного обязательства отражается в составе внереализационных доходов или расходов организации.
Суммовые разницы, относящиеся
на причитающиеся к оплате проценты
по заемным обязательствам, включаются
в текущие расходы, являются операционными
расходами организации и
Возникающие курсовые разницы при начислении процентов по заемным обязательствам включаются в текущие расходы, являются операционными расходами организации и подлежат списанию на финансовый результат.
Резерв под обесценение вложений в ценные бумаги
Создание резерва под
обесценивание стоимости
В соответствии с пунктом
37 ПБУ 19/02 устойчивое существенное снижение
стоимости финансовых вложений, по
которым не определяется их текущая
рыночная стоимость, ниже величины предполагаемых
экономических выгод
- появление признаков
банкротства заемщика или
- отсутствие или существенное
снижение поступлений от
- совершение на рынке
ценных бумаг значительного
- и другие.
Если возникает ситуация,
при которой может произойти
обесценение стоимости
Устойчивое снижение стоимости финансовых вложений характеризуется одновременным наличием следующих условий:
- на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость финансовых вложений существенно выше их расчетной стоимости;
- в течение отчетного
года расчетная стоимость
- на отчетную дату отсутствуют
свидетельства того, что в будущем
возможно существенное
Резерв под обесценение
стоимости финансовых вложений, согласно
пункту 38 ПБУ 19/02, создается на величину
разницы между учетной
Проверка на обесценение производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года или при наличии признаков обесценения. Кроме того, организациям предоставлено право производить проверку под обесценение и на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности. При этом организация должна обеспечить подтверждение результатов проверки на обесценение стоимости финансовых вложений.