Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:01, курсовая работа
От правильности и достоверности учета кредитов и займов зависит знание руководством предприятия их объемов и структуры, позволяет принимать правильные решения по изменению данных характеристик, позволяет анализировать рентабельность полученных средств. Правильный учет позволит в дальнейшем выбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия вид получения дополнительных денежных средств
Введение
Глава I. Нормативное регулирование учета кредитов и займов
1.1 Общие положения
1.2 Классификация кредитов и займов
Глава II. Бухгалтерский учет операций с кредитами и займами
2.1 Порядок учета затрат по кредитам и займам
2.2 Учет заемных обязательств
2.3 Порядок учета затрат по кредитам и займам, направленных на приобретение инвестиционных активов
Глава III. Порядок отражения информации о кредитах и займах в отчетности
3.1 Отражение информации о кредитах и займах в бухгалтерской отчетности
3.2 Отражение информации о кредитах и займах в учетной политике организации
Глава IV. Налоговый учет кредитов и займов
4.1 Определение налоговой базы по налогу на прибыль
4.2 Порядок учета кредитов и займов
4.3 Порядок учета ценных бумаг
Заключение
Список используемой литературы
- о величине средневзвешенной ставки кредитов, займов и других заемных обязательств (при ее применении).
3.2 Отражение информации о кредитах и займах в учетной политике организации
В пункте 32 ПБУ 15/01 установлено, что в учетной политике организации необходимо закрепление, как минимум, следующих данных:
- о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;
- о составе и порядке
списания дополнительных
- о порядке учета доходов
от временного вложения
Кроме того, в учетной
политике организации необходимо закрепить
выбранные способы ведения
Глава IV. Налоговый учет кредитов и займов
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с положениями статьи 313 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Система налогового учета
организуется налогоплательщиком самостоятельно,
применяя принцип последовательности
учета хозяйственных операций от
одного налогового периода к другому.
Порядок ведения налогового учета
устанавливается в учетной
Налогоплательщик может изменить порядок учета отдельных операций и (или) объектов налогообложения в случае:
- изменения применяемых методов учета;
- изменения законодательства
по налогам и сборам. Подтверждением
данных налогового учета
- первичные учетные документы;
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
Порядок определения налоговой базы рассмотрен ниже в данной курсовой работе.
Требования, предъявляемые
к форме и порядку составления
аналитических регистров
- наименование регистра;
- дату (период) составления;
- измерители операций
в денежном и натуральном (
- подпись, расшифровку
подписи лица, ответственного за
составление указанных
Формы регистров налогового учета могут вестись на бумажных носителях, в электронных виде или на любых машинных носителях.
4.1 Определение налоговой базы по налогу на прибыль
Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль установлен статьей 315 НК РФ. В связи с установленным порядком организация самостоятельно определяет налоговую базу по налогу на прибыль нарастающим итогом с начала года. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:
1) Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);
2) Сумма доходов от
реализации, полученных в отчетном
(налоговом) периоде, в том
- выручка от реализации
товаров (работ, услуг)
- выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
- выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
- выручка от реализации покупных товаров;
- выручка от реализации
финансовых инструментов
- выручка от реализации основных средств;
- выручка от реализации
товаров (работ, услуг)
3) Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
- расходы на производство
и реализацию товаров (работ,
услуг) собственного
- расходы, понесенные
при реализации ценных бумаг,
не обращающихся на
- расходы, понесенные
при реализации ценных бумаг,
обращающихся на
- расходы, понесенные
при реализации покупных
- расходы, понесенные
при реализации финансовых
- расходы, связанные с реализацией основных средств;
- расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).
4) Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
- прибыль от реализации
товаров (работ, услуг)
- прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
- прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
- прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
- прибыль (убыток) от реализации
финансовых инструментов
- прибыль (убыток) от реализации основных средств;
- прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.
5. Сумма внереализационных доходов.
6. Сумма внереализационных расходов.
7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.
9. Для определения суммы
прибыли, подлежащей
4.2 Порядок учета кредитов и займов
В налоговом учете под
долговыми обязательствами
Средства, полученные организацией
по договорам кредита и займа, нез
Суммы, направленные организацией
на погашение заимствований, согла
Средства, выданные организацией по договору займа (кредита), отражаются в налоговой декларации по налогу на прибыль в Приложении № 3 к листу 02 в строке 260 «Общая сумма расходов, не учитываемых в целях налогообложения» таблицы «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения».
Отметим, что в соответствии со статьей 149 НК РФ, выдача заемных средств только в денежной форме не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Порядок учета затрат по кредитам займам
Затраты, связанные с получением и использованием заемных средств, в бухгалтерском учете включают в себя:
- проценты, причитающиеся
к оплате по полученным
- курсовые и суммовые разницы;
- дополнительные затраты,
произведенные в связи с
Рассмотрим как указанные
затраты учитываются в
Отражение в учете дополнительных затрат по кредитам и займам
Дополнительные затраты
в налоговом учете организаций-
- оказание заемщику юридических и консультационных услуг;
- затраты на копировально-
- уплата налогов и сборов
(в случаях, предусмотренных
- оплата услуг связи.
- оплата других услуг, непосредственно связанных с получением кредитов, займов.
Следует отметить, что в
Налоговом кодексе РФ отсутствует
понятие «дополнительные
Рассмотрим, в составе каких расходов отражаются указанные расходы.
Расходы по оказанию заемщику юридических и консультационных услуг, в соответствии с подпунктами 14 и 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Указанные расходы отражаются в Приложении 2 к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией» по строке 130 «Расходы на юридические и информационные услуги, расходы на консультационные и иные аналогичные услуги» Расчета налога на прибыль.
Суммы расходов по уплате налогов и сборов, предъявленных покупателю услуг, согласно пункту 19 статьи 270 НК РФ являются расходами, не учитываемыми при налогообложении. То есть, если, например, в стоимость оказанных организации консультационных услуг был включен налог с продаж, то его сумма не включается в состав расходов, учитываемых в налоговом учете. Указанные расходы отражаются по строке 240 «Общая сумма расходов, не учитываемых в целях налогообложения» Приложения 3 к листу 02 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» Расчета налога на прибыль.
Расходы по оплате услуг связи, в соответствии с пунктом 25 статьи 264 НК РФ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Расходы отражаются в Приложении 2 к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией» по строке 170 «Другие расходы» Расчета налога на прибыль.
Таким образом, если организация произвела расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, то в налоговом учете необходимо определить, в составе каких расходов их следует отражать.
Для организаций-заемщиков, определяющих доходы и расходы методом начисления, оплата дополнительных затрат в налоговом учете не отражается, так как эти расходы признаются в том периоде, в котором они произведены, независимо от времени их оплаты.
Для организаций-заемщиков, определяющих доходы и расходы кассовым методом, порядок учета дополнительных затрат в налоговом учете аналогичен порядку учета дополнительных затрат в учете заимодателя (кредитора).
Отражение в учете курсовых и суммовых разниц
В начале рассмотрим, как отражаются в налоговом учете суммовые разницы, возникающие при получении и погашении долговых обязательств.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы в виде суммовой разницы возникают у налогоплательщика, если сумма заемных обязательств, выраженная в условных денежных единицах, исчисленная по согласованному курсу на дату оприходования кредитов или займов, не соответствует фактической поступившей сумме в рублях.
Следует отметить, что условиями договора может быть предусмотрено предоставление заемных средств, стоимость которых выражена в условных денежных единицах, по согласованному курсу, либо на дату заключения договора, либо на дату перечисления заемных средств.
Если указанные средства предоставляются по курсу, установленному на дату предоставления заемных средств, то при их получении суммовые разницы не возникают. Если - по курсу на дату заключения договора, то в случае изменения курса могут возникнуть суммовые разницы.
В то же время, как мы рассмотрели, получение заемных средств является доходами, неучитываемыми при определении налоговой базы.
Пунктом 10 статьи 272 НК РФ установлено, что суммовая разница признается расходом и налогоплательщика-покупателя на damn погашения кредиторской задолженности за приобретенные услуги. В нашем случае получение заемных средств заемщиком является приобретением услугу заимодателя. Следовательно, при погашении задолженности по таким средствам могут возникнуть суммовые разницы.
Положительные суммовые разницы признаются внереализационными доходами (п. 11.1 ст. 250 НК РФ), отрицательные - внереализационными расходами (подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В то же время, средства, направленные на погашение таких заимствований являются расходами, не учитываемыми в целях налогообложения. То есть взаимоисключающие условия по получению и погашению заимствований идентичны.
Рассмотрим, как отражаются в налоговом учете курсовые разницы, возникающие при получении и погашении основной суммы долговых обязательств.
Пунктом 10 статьи 272 НК РФ, а также пунктом 8 статьи 271 НК РФ установлено, что обязательства, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату исполнения операции и (или) на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости оттого, что произошло раньше.
Таким образом, если на последний день отчетного (налогового) периода у организации, получившей заемные средства в иностранной валюте, остается непогашенная задолженность, то такая задолженность подлежит пересчету. При этом могут возникнуть курсовые разницы.