Учет кредитов и займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание

От правильности и достоверности учета кредитов и займов зависит знание руководством предприятия их объемов и структуры, позволяет принимать правильные решения по изменению данных характеристик, позволяет анализировать рентабельность полученных средств. Правильный учет позволит в дальнейшем выбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия вид получения дополнительных денежных средств

Содержание

Введение
Глава I. Нормативное регулирование учета кредитов и займов
1.1 Общие положения
1.2 Классификация кредитов и займов
Глава II. Бухгалтерский учет операций с кредитами и займами
2.1 Порядок учета затрат по кредитам и займам
2.2 Учет заемных обязательств
2.3 Порядок учета затрат по кредитам и займам, направленных на приобретение инвестиционных активов
Глава III. Порядок отражения информации о кредитах и займах в отчетности
3.1 Отражение информации о кредитах и займах в бухгалтерской отчетности
3.2 Отражение информации о кредитах и займах в учетной политике организации
Глава IV. Налоговый учет кредитов и займов
4.1 Определение налоговой базы по налогу на прибыль
4.2 Порядок учета кредитов и займов
4.3 Порядок учета ценных бумаг
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

3Учет кредитов и займов.docx

— 86.24 Кб (Скачать документ)

2) Информация о ценах  (котировках) ценных бумаг публикуется  в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо  может быть представлена организатором  торговли или иным уполномоченным  лицом любому заинтересованному  лицу в течение трех лет  после даты совершения операций  с ценными бумагами;

Под рыночной котировкой понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение  торгового дня через организатора торговли. Если организатор торговли не рассчитывает средневзвешенную цену, то для целей налогового учета  принимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных  в течение торгового дня через  этого организатора торговли. В случае если по одной и той же ценной бумаге, сделки совершались через  двух и более организаторов торговли, то организация имеет право самостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся  у одного из организаторов торговли.

3) Информация о ценах  (котировках) ценных бумаг публикуется  в средствах массовой информации (в том числе электронных), либо  может быть предоставлена организатором  торговли (иным уполномоченным лицом)  любому заинтересованному лицу, в течение трех лет после  даты совершения операций с  ценными бумагами.

Если перечисленные условия  одновременно не соблюдаются, то ценные бумаги признаются не обращающимися  на организованном рынке ценных бумаг.

Рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, для целей налогового учета, принимается фактическая цена реализации или иного выбытия указанной  ценной бумаги. При условии, что фактическая  цена находится в интервале между  минимальной и максимальной ценами сделок, зарегистрированных организатором  торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.

В случае если сделки по одной  и той же ценной бумаге на указанную  дату совершались через двух и  более организаторов торговли, то организация может самостоятельно выбрать любого, чей интервал цен  она будет использовать. Если информация об интервале цен у организаторов  торговли на рынке ценных бумаг отсутствует, то организация принимает интервал цен на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей  сделки. При условии, что торги  проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

Если организация соблюдает  порядок, изложенный выше, то фактическая  цена реализации ценной бумаги принимается  в качестве ее рыночной цены.

При реализации или ином выбытии ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, для целей  налогообложения принимается фактическая  цена их реализации (иного выбытия), если выполняется хотя бы одно из следующих  условий:

1) Фактическая цена сделки  находится в интервале цен  по аналогичной ценной бумаге, зарегистрированной организатором  торговли на рынке ценных бумаг  на дату совершения сделки.

В случае отсутствия такой  информации, то на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей  сделки. При условии, что торги  по указанным ценным бумагам производились  у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

2) Отклонение фактической  величины соответствующей сделки  находится в пределах 20 процентов  изменения средневзвешенной цены  аналогичной ценной бумаги, которая  рассчитана организатором торговли  в соответствии с установленными  им правилами по итогам торгов  на дату заключения сделки  при условии, что торги по  этим ценным бумагам проводились  хотя бы один раз в течение  последних 12 месяцев.

Если информация о результатах  торгов по аналогичным ценным бумагам  отсутствует, то для налогообложения  принимается фактическая цена сделки при условии, что фактическая  цена отличается не более чем на 20 процентов от расчетной цены ценной бумаги. Расчетная цена определяется на дату заключения сделки с ценной бумагой, с учетом конкретных условий  заключения сделки, особенностей обращения  и иных показателей, информация о  которых служит основанием такого расчета.

Согласно пункту 9 статьи 280 НК РФ, продавая ценные бумаги, организация может  списать их стоимость на расходы:

а) по стоимости купленных первыми (метод ФИФО);

б) по стоимости купленных последними (метод ЛИФО);

в) по стоимости единицы.

Свой выбор организация должна закрепить в учетной политике.

Отметим, что так как вексель не является эмиссионной ценной бумагой и не размещается выпусками, то при выбытии векселя его стоимость может быть отнесена на расходы только по стоимости единицы.

Затраты организации при реализации и иного выбытия ценных бумаг  определяются исходя из цены их приобретения, затрат на реализацию и являются расходами, связанными с производством и  реализацией.

Особенностям определения налоговой  базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами посвящена статья 281 НК РФ.

Продавая ценные бумаги, организация  включает в состав доходов проценты и купонный доход, полученные по этим бумагам. Однако несколько иначе  обстоит дело с государственными и муниципальными ценными бумагами. Доход от продажи и иного выбытия  таких ценных бумаг равен их цене.

Что же касается процентного (купонного) дохода, полученного организацией пока она владела государственными и муниципальными ценными бумагами, то он включается в состав внереализационных доходов. Налогом на прибыль такой доход облагается по специальным ставкам, установленным в пункте 4 статьи 284 НК РФ.

Отражение в учете процентов  по ценным бумагам

Порядок определения доходов в  виде процентов по долговым обязательствам установлен статьей 328 НК РФ.

Под накопленным процентным (купонным) доходом для целей налогообложения  понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена  условиями выпуска ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска  или даты выплаты предшествующего  купонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги).

Доходы организации, полученные в  виде процентов по ценным бумагам, согласно пункту 6 статьи 250 НК РФ, признаются внереализационными доходами.

При определении доходов и расходов методом начисления доходы в виде процентов определяются в соответствии с условиями договоров. В аналитическом учете сумма процентов, причитающихся к получению, отражается на конец месяца на основании справки, составленной ответственным лицом.

При определении доходов и расходов кассовым методом доходы в виде процентов определяются на дату получения денежных средств.

Организация должна обеспечить учет получаемых процентов отдельно по каждому  виду обязательств (на основании банковской выписки).

Процентным доходом при размещении государственных (муниципальных) ценных бумаг признается доход, заявленный (установленный) эмитентом. Указанный доход определяется в виде процентной ставки к номинальной стоимости ценных бумаг. По ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка, процентный доход определяется как разница между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее первичного размещения, исчисленная как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск указанных ценных бумаг признан размещенным.

Доход в виде процентов, получаемых по государственным (муниципальным) ценным бумагам, может быть признан на дату реализации таких бумаг на основании  договора купли-продажи, либо на дату выплаты (погашения купона) процентов в  соответствии с условиями эмиссии, либо на последнюю дату отчетного  периода. Право выбора остается за налогоплательщиком, которому необходимо закрепить данное положение в учетной политике организации.

При определении доходов и расходов методом начисления, если государственная (муниципальная) ценная бумага обращается на организованном рынке ценных бумаг и в цену ее покупки включается накопленный процентный (купонный) доход, то доходы в виде процентов определяются следующим образом:

1) Если ценная бумага до окончания  отчетного (налогового) периода не  реализована, то проценты рассчитываются  и отражаются организацией на  последний день отчетного (налогового) периода. Доход при этом определяется  как разница между суммой накопленного  дохода, исчисленного на конец  отчетного периода согласно условиям  эмиссии, и суммой процентного  дохода, исчисленного на конец  предыдущего отчетного (налогового) периода. При условии, что выплату  процентов по окончании прошлого  периода эмитент не проводил. Если выплата эмитентом проводилась,  то доход принимается равным  сумме накопленного процентного  (купонного) дохода, исчисленной  на конец отчетного периода.

2) Если ценная бумага реализована  в текущем отчетном периоде,  то проценты рассчитываются как  разница между суммой дохода, исчисленной на дату реализации  согласно условиям эмиссии, и  суммой процентного дохода, исчисленного  на конец предыдущего отчетного  (налогового) периода. При условии,  что выплату процентов по окончании  прошлого периода эмитент не  осуществлял. Если выплата эмитентом  осуществлялась, то доход принимается  равным сумме накопленного процентного  (купонного) дохода, исчисленной  на дату реализации.

При реализации или ином выбытии  цена эмиссионных государственных (муниципальных) ценных бумаг учитывается  без процентного дохода. Если при  обращении государственных (муниципальных) бумаг в цену сделки включена часть  накопленного купонного (процентного) дохода, то выручка от реализации таких  бумаг уменьшается на доход в  размере накопленного купонного (процентного) дохода, причитающегося за время владения такой ценной бумагой.

Отражение в учете курсовых и суммовых разниц

Порядок расчета курсовых и суммовых разниц в налоговом учете, рассмотрен ранее в данной курсовой работе. Напомним, что отрицательные курсовые и суммовые разницы, в соответствии с положениями статьи 265 НК РФ включаются в состав внереализационных расходов, а положительные - в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Ставки налога на прибыль

В статье 284 НК РФ установлены ставки по налогу на прибыль. Так по доходам, полученным от реализации государственных  и муниципальных ценных бумаг, установлена  ставка в размере 24 процента с разбивкой  по бюджетам:

- 7,5 процента зачисляется в федеральный  бюджет;

- 14,4 процента зачисляется в бюджеты  субъектов РФ;

- 2 процента зачисляется в местные  бюджеты.

По доходу, полученному в виде процентов по государственным и  муниципальным ценным бумагам, условиями  выпуска и обращения которых  предусмотрено получение дохода в виде процентов, применяется ставка в размере 15 процентов.

По доходу, полученному в виде процентов по государственным и  муниципальным ценным бумагам, эмитированным  до 20 января 1997 года включительно, а  также по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении  новации облигаций внутреннего  государственного валютного займа  серии III, эмитированных в целях  обеспечения условий, необходимых  для урегулирования внутреннего  валютного долга бывшего СССР, внутреннего и внешнего валютного  долга РФ, применяется ставка в размере ноль процентов.

В форме Расчета налога на прибыль  на листе 04 в разделе «А» предусмотрен специальный расчет с доходов  в виде процентов, полученных по государственным  и муниципальным ценным бумагам.

Доходы, полученные в виде процентов  по прочим долговым обязательствам, кроме  перечисленных выше государственных (муниципальных) ценных бумаг, облагаются по ставке 24 процента с разбивкой по бюджетам. Разбивка по бюджетам аналогична разбивке ставки по бюджетам для государственных и муниципальных ценных бумаг.

Резерв под обесценение  вложений в ценные бумаги

Отчисления на создание резерва  под обесценение ценных бумаг, создаваемого в соответствии с законодательством  РФ, в соответствии с пунктом 10 статьи 270 НК РФ, относятся к расходам, не учитываемым при определении  налоговой базы. Суммы восстановленных  резервов под обесценение ценных бумаг, согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 251 НК РФ, относятся к доходам, не учитываемым при определении  налоговой базы по налогу на прибыль. Указанные положения не распространяются на профессиональных участников рынка  ценных бумаг.

Заключение

Являясь необходимым средством для развития предприятия, кредиты, займы, векселя, облигации и целевое финансирование нуждаются в правильном бухгалтерском учете. Правильный бухгалтерский учет такого вида операций позволяет точнее знать финансовое положение предприятия, эффективность использования заемных средств и методов кредитования.

В данной курсовой работе были рассмотрен бухгалтерский учет операций с кредитами  и займами. А именно порядок учета  затрат по кредитам и займам включающий в себя отражение в учете процентов  по кредитам и займам, курсовых и  суммовых разниц и дополнительных затрат связанных с получением кредитов и займов.

Так же был рассмотрен порядок отражения  информации о кредитах и займах в  бухгалтерской отчетности и в  учетной политике организации.

В конце был рассмотрен налоговый  учет кредитов и займов. Который  организуется организацией-налогоплательщиком самостоятельно, а порядок ведения  устанавливается в учетной политике организации и утверждается соответствующим  приказом руководителя.

Правильность и достоверность  учета кредитов и займов позволяет  руководителю предприятия принимать  правильные решения по изменению  объемов и структуры кредитов. Также позволяет анализировать  рентабельность полученных средств  и выбрать наиболее удобный для  предприятия вид получения дополнительных денежных средств.

 

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс РФ. - М.: Инфа-М, 2006

2. Федеральный закон от 21.11.96 №  129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

3. Гетьман В. Г. Финансовый учет. М.: «Финансы и статистика» - 2007

4. Бредихина С. А. Бухгалтерский  и налоговый учет кредитов  и займов. М.: ООО «Вершина», 2006

Информация о работе Учет кредитов и займов