Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение организации учета материально-производственных запасов на различных предприятиях.
Задачи работы – сформулировать экономическую сущность материально-производственных запасов, дать им оценку, рассмотреть классификацию, документальное оформление движения, наличия и хранения, организацию бухгалтерский и складской учеты.

Содержание

Введение 3
1. Общетеоретические характеристики материально-производственных запасов
1.1 Экономическая сущность МПЗ и задачи учёта 5
1.2 Классификация МПЗ 7
1.3 Оценка МПЗ 9
2. Организация учета, наличия и движения МПЗ на предприятии
2.1 Документальное оформление операций по движению МПЗ 21
2.2 Организация складского учета МПЗ 28
2.3 Бухгалтерский учет наличия и движения МПЗ 38
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения………………………………………………………..…………….54

Работа состоит из  1 файл

конечный курсач.docx

— 91.26 Кб (Скачать документ)

Оценка материалов методом  ФИФО основана на допущении, что материалы  используются в течение месяца и  иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т. е. материалы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости материалов, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материалов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений.

В практике деятельности организации  целесообразность применения того или  иного метода оценки материалов при  их отпуске в производство, которая  определяется на основе анализа видов  и объемов поступающих материалов, периодичности их поступления, характера  производственного процесса, влияния  внешних факторов на изменения цены приобретения материалов, степени влияния  использованных в производстве материалов на формирование себестоимости вырабатываемой продукции.

Согласно п. 24 ПБУ 5/01 в  бухгалтерской отчетности организации  материалы на конец отчетного  года отражаются по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов. В соответствии с п. 25 ПБУ 5/01 материалы, на которые в течение года снизилась цена или которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости. При этом п. 25 ПБУ 5/01 предусмотрено создание резерва под снижение стоимости материалов Резерв формируется за счет финансовых результатов организации. Размер резерва определяется как разница между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материалов, если последняя выше текущей рыночной стоимости. 17Резерв под снижение стоимости материалов создается по каждой единице материалов, принятой в бухгалтерском учете. Допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных материалов. Не допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по таким укрупненным группам (видам) материалов, как основные материалы, вспомогательные материалы.

Расчет текущей рыночной стоимости материалов производится организацией на основе информации, доступной  до даты подписания бухгалтерской отчетности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение текущей рыночной стоимости материалов.

Как вывод, МПЗ оцениваются  при поступлении, при  отпуске  в производство и при ином выбытии. Существует 3 основных метода оценки: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материалов (метод ФИФО).. При большой номенклатуре используемых материалов разрешается применять условные учетные цены. В конце каждого месяца определяют транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на израсходованные за месяц материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация учета, наличия и движения МПЗ на предприятии

 

2.1 Документальное  оформление операций по движению  МПЗ

Все операции по движению материалов (поступление, перемещение, расходование, выбытие) должны оформляться первичными учетными документами.

Формы первичных документов для оформления операций с материалами  и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата  РФ от 30.10.1997 г. № 71а. 18

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых  ведется бухгалтерский учет.

Первичный бухгалтерский  документ - письменное свидетельство  о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений  и детализации.

Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным  документом, не принимаются к учету  и не подлежат отражению в регистрах  бухгалтерского учета.19

 К первичным документам  относятся доверенности, накладные,  акты о приемке материалов  и другие документы, представленные  в Таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1 – Перечень рекомендуемых первичных документов

Номер

Наименование документа 

№ М-2

Доверенность

№ М-2а

Доверенность

№ М-4

Приходный ордер

№ М-7

Акт о приемке материалов

№ М-8

Лимитно-заборная карта

№ М-11

Требование-накладная

№ М-15

Накладная на отпуск материалов на сторону

№ М-17

Карточка учета материалов

№ М-35

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.


 

Доверенности на получение  материалов (формы № М-2 и №  М-2а) выдаются уполномоченному лицу организации для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации. Оформление доверенностей  производится в порядке, установленном  действующим законодательством.

Доверенность от имени  юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации. Доверенность в одном  экземпляре оформляет бухгалтерия  организации и выдает под расписку получателю. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и  прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Работник, получивший доверенность, должен расписаться в ее корешке (форма № М-2) или в журнале  учета выданных доверенностей (форма  № М-2а). Доверенность должна быть полностью  заполнена, содержать дату ее выдачи и образец подписи лица, на имя которого выписана. Доверенность выдается обычно сроком на 15 дней. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается.

Приходный ордер (форма №  М-4) составляется при приемке материалов на складе организации в случае отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными об ассортименте, количестве и качестве полученных от поставщика материалов. Приходный ордер  в одном экземпляре составляет материально  ответственное лицо в день поступления  материалов на склад. Приходный ордер  должен выписываться на фактически принятое количество материалов. 20

Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением  на документе поставщика (счет, накладная) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном  ордере. В этом случае заполняются  реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к  приходному ордеру. При перевозке  грузов автотранспортом приемка  поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при  отсутствии расхождений между накладной  и фактическими данными).

Акт о приемке материалов (форма № М-7) составляется в случае несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика.

Акт о приемке материалов по форме № М-7 оформляет приемочная комиссия в двух экземплярах с  обязательным участием материально  ответственного лица и представителя  отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Акт утверждается руководителем организации или другим уполномоченным лицом. 21

После приемки материалов акты с приложением документов (транспортных накладных и т. д.) передают: один экземпляр – в бухгалтерию  организации для учета движения материалов, другой – отделу снабжения  или бухгалтерии для направления  претензионного письма поставщику. В  случае составления приемного акта по форме № М-7 приходный ордер (форма № М-4) не оформляется.

Акт о приемке материалов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и/или транспортной организации. Акт  составляется также при приемке  материалов, поступивших без документов.

Лимитно-заборная карта (форма № М-8) составляется при отпуске материалов со склада организации в случае, если материалы систематически потребляются для изготовления продукции, разработаны нормы их расхода и рассчитана потребность в материалах исходя из плана производства продукции (лимит отпуска материалов). Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями по решению руководителя организации. Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер) сроком на один месяц. Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению – потребителю материалов, второй – складу.

Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения  своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках складского учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик. При небольших объемах отпуска материалов лимитно-заборные карты могут выписываться на квартал. Лимитно-заборные карты используются для контроля за соблюдением лимитов. Для сокращения количества первичных документов рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках складского учета материалов. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре. По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации. В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись) «Сверх лимита».

Отпуск материалов сверх  лимита производится при наличии  разрешения руководителя или лиц, им на это уполномоченных. На документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов. 22

К сверхлимитному отпуску  материалов относятся дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака (на производство изделий, продукции взамен забракованной) и покрытием перерасходов материалов (т. е. расходов сверх норм).

При получении материалов для производства продукции взамен забракованной и для исправления  брака к лимитно-заборной карте или требованию-накладной прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция. 23

Требование-накладная (форма  № М-11) – составляется для учета  движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально  ответственными лицами. Накладную в  двух экземплярах составляет материально  ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит основанием для  списания ценностей (складом, цехом  и т. п.), а второй — основанием для их оприходования принимающей  стороной.

Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) составляется для учета отпуска материалов хозяйствам своей организации, расположенным  за пределами ее территории, или  сторонним организациям.

Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих  документов и при предъявлении получателем  доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном  порядке. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска  материалов, второй – получателю материалов

Карточка учета материалов (форма № М — 17) составляется для  учета движения материалов на складе. Карточка складского учета является регистром аналитического учета  и одновременно выполняет функции  первичного учетного документа.

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35) составляется для  принятия к учету материалов, оставшихся от ликвидации основных средств и  иного имущества.

Сдача материалов на склад  подразделениями организации оформляется  накладными на внутреннее перемещение  материалов. Накладная на внутреннее перемещение материалов, как правило, выписывается в трех экземплярах, из которых один экземпляр остается в подразделении, списывающем материалы, второй экземпляр передается подразделению, принимающему материалы, третий экземпляр  передается в бухгалтерскую службу организации. Накладные на внутреннее перемещение материалов подписываются руководителями передающего и принимающего подразделений организации.

Отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном  порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием  их наименования и количества.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов