Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:03, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организации учета материально-производственных запасов на различных предприятиях.
Задачи работы – сформулировать экономическую сущность материально-производственных запасов, дать им оценку, рассмотреть классификацию, документальное оформление движения, наличия и хранения, организацию бухгалтерский и складской учеты.
Введение 3
1. Общетеоретические характеристики материально-производственных запасов
1.1 Экономическая сущность МПЗ и задачи учёта 5
1.2 Классификация МПЗ 7
1.3 Оценка МПЗ 9
2. Организация учета, наличия и движения МПЗ на предприятии
2.1 Документальное оформление операций по движению МПЗ 21
2.2 Организация складского учета МПЗ 28
2.3 Бухгалтерский учет наличия и движения МПЗ 38
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения………………………………………………………..…………….54
Списанные материалы, использование
которых возможно в хозяйственных
целях (материалы с пониженными
качественными
Рассмотрев данный раздел, приходим к выводу, что существует определенный перечень документов учета, движения и хранения материально-производственных запасов на предприятии. Отпуск материалов в производство осуществляется складом, заведует которым материально-ответственное лицо. Каждое передвижение материалов на предприятии документируется, документация подписывается, подшивается, и храниться в соответствующем порядке. Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.
2.2 Организация складского учета МПЗ
В зависимости от масштаба деятельности организации, в том числе от номенклатуры материалов, используемых в производстве продукции, для хранения материальных запасов в организациях должны создаваться:
- центральные (базисные) склады, которые находятся в ведении непосредственно руководителя организации или службы снабжения и сбыта;
- склады (кладовые) цехов, филиалов и других подразделений организации.
Склады (кладовые) должны быть обеспечены исправными весами, другими необходимыми измерительными приборами, мерной тарой и противопожарным оборудованием. Измерительные приборы должны периодически проверяться (переосвидетельствоваться) и должно осуществляться их клеймение. Для материалов открытого хранения оборудуются специально приспособленные площадки.
На складах (кладовых) материалы размещаются по секциям, а внутри них – по группам, типоразмерам и сортам на стеллажах, полках, ячейках, в ящиках, контейнерах, мешках и другой таре и в штабелях. Размещение материалов должно обеспечивать их надлежащее хранение, быстрое отыскание, отпуск и проверку наличия.
К месту хранения материалов прикрепляется ярлык, а на ящиках и т. п. делаются надписи с указанием наименования материала, его отличительных признаков (марка, артикул, размер, сорт и т. п.), номенклатурного номера, единицы измерения и цены.
Аналитический учет материалов
на складах организации
Количественный учет движения
материалов на складах осуществляется
заведующими складами, кладовщиками
и др., являющимися материально
ответственными лицами. Прием на работу
и увольнение заведующих складами,
кладовщиков и других материально
ответственных лиц
Если в штате организации,
подразделения отсутствует
Учет материалов, находящихся
на хранении на складах (в кладовых)
организации и подразделений, ведется
на карточках складского учета по
каждому наименованию, сорту, артикулу,
марке, размеру и другим отличительным
признакам (сортовой учет). Карточка складского
учета (типовая форма № М-17) является
регистром аналитического учета
материалов. Карточки складского учета
открываются в бухгалтерии на
каждый номенклатурный номер на календарный
год. В карточках указываются
номер склада, полное наименование
материалов, сорт, артикул, марка, размер,
номенклатурный номер, единица измерения,
учетная цена, год и другие реквизиты.
Карточки складского учета регистрируются
бухгалтерской службой
На складах ведется только количественно-сортовой учет материалов в установленных натуральных единицах измерения.
В полученных карточках складского
учета заведующий складом (кладовщик)
заполняет реквизиты, характеризующие
места хранения материальных ценностей
(стеллаж, полку, ячейку и т. п.). Затем
на основании первичных документов
о поступлении и отпуске
В карточках каждая операция, отраженная в том или ином первичном документе, записывается отдельно. При совершении в один день нескольких одинаковых (однородных) операций (по нескольким документам) может быть сделана одна запись с отражением общего количества по этим документам. В этом случае в содержании такой записи перечисляются номера всех таких документов или составляется их реестр. Записи в карточках складского учета делаются в день совершения операций, и ежедневно выводятся остатки (при наличии операций). 26
Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета данных об отпуске материалов может производиться по мере закрытия карт, но не позднее последнего числа месяца. В конце месяца в карточках выводятся итоги оборотов по приходу и расходу и остаток.
При ведении бухгалтерией сальдового метода учета материалов работник бухгалтерской службы сверяет все записи в карточках складского учета с первичными документами и подтверждает своей подписью правильность выведения остатков в карточках. Сверка карточек с документами и подтверждение операций подписью проверяющего лица могут производиться также в случаях, когда в бухгалтерской службе учет материалов ведется с использованием оборотных ведомостей.
При ведении карточек учета в бухгалтерской службе организации (первый вариант оборотного метода) сверяются карточки бухгалтерской службы со складскими карточками.
Материально-ответственные лица обязаны по требованию, проверяющего работника бухгалтерской службы предъявлять для проверки наличия материальные ценности.
Периодически в сроки,
установленные графиком документооборота,
заведующие складами обязаны сдавать,
а работники бухгалтерской
При оформлении отпуска материалов
подписями получателей
По окончании календарного года на карточках складского учета выводятся остатки на 1 января следующего года, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год, а карточки истекшего года закрываются (в них делаются отметки «Остаток перенесен в карточку 200_ г. №...»), брошюруются (подшиваются) и сдаются в архив организации. По указанию руководителя службы снабжения и разрешению главного бухгалтера карточки складского учета могут вестись (продолжаться) и в следующем календарном году. 27
На складах (в кладовых)
вместо карточек складского учета допускается
ведение учета в книгах складского
учета. В книгах складского учета
на каждый номенклатурный номер открывается
лицевой счет. Лицевые счета нумеруются
в том же порядке, что и карточки.
Для каждого лицевого счета выделяется
страница (лист) или необходимое
количество листов. В каждом лицевом
счете предусматриваются и
Организацией может быть установлен иной порядок оформления книг складского учета.
При ведении складского учета механизированным способом карточки складского учёта могут не вестись.
При небольшой номенклатуре материалов и небольших оборотах разрешается на всех или на отдельных складах (кладовых) организации и подразделений вместо карточек (книг) складского учета вести месячные материальные отчеты.
В месячном материальном отчете отражаются данные (реквизиты), которые имеются в карточках складского учета, остаток материалов на начало месяца, приход и расход за месяц и остаток на конец месяца.
В месячных материальных отчетах обычно отражают материалы, по которым имелось движение (приход или расход) в данном месяце. В этом случае на начало каждого квартала составляется сальдовая ведомость по всей номенклатуре материалов данного склада (кладовой).
В материальных отчетах указывается
также сумма по приходу, расходу
и остаткам материалов. Сумма может
заполняться бухгалтерской
Материальные отчеты с приложением всех первичных документов представляются в бухгалтерскую, службу организации в установленные организацией сроки. Перечень складов (кладовых), на которых ведутся месячные материальные отчеты, форма отчета, порядок его составления, представления и проверки определяются решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера. 28
Как отмечалось, все первичные учетные документы по движению материалов на складах организации должны сдаваться в бухгалтерскую службу в установленные организацией сроки.
Полученные со складов
первичные документы
Для более точного представления
о материально-производственных запасах
на предприятии, а так же за их контролем
проводится инвентаризация. Проведение
инвентаризации материалов осуществляется
в соответствии с Методическими
указаниями по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств, которые
должны применяться с учетом постановления
Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88.
Инвентаризация производится инвентаризационной
комиссией, назначаемой приказом руководителя
предприятия, в присутствии материально
ответственного лица и всех членов
комиссии. До начала инвентаризации материально
ответственное лицо обязано сделать
все записи в карточках складского
учета материалов, сдать в бухгалтерию
приходно-расходные документы
В процессе инвентаризации
все материальные ценности пересчитываются,
перемериваются, взвешиваются и записываются
в инвентаризационные описи по форме
№ ИНВ-3. Инвентаризационные описи
составляются по местам хранения и
материально ответственным
Информация о работе Учет материально-производственных запасов