Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание

Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные ценности.
Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями, положениями и другими нормативными документами. В системе учета материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом, бухгалтерский учет материальных запасов является жизненно необходимым для предприятия, ведущего свою деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………......3

1. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ………..7

1.1. Понятие и классификация материально-производственных запасов…………………………………………………………………………..…...7

1.2 Документальное оформление движения материально-производственных запасов………………………………………………………...9

1.3 Оценка материально-производственных запасов.………………….12

1.4. Синтетический и аналитический учет материалов……………….….15

1.5. Инвентаризация и переоценка материалов……………………………21

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК – КОЛХОЗ «ЗАРЯ» …………………….....26
Организационно-правовая характеристика СПК - колхоз «Заря»….…..26
Организационное устройство, размер и специализация …….….........28

2.3. Основные экономические показатели деятельности организации……30

3. АНАЛИЗ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В СПК-КОЛХОЗ «ЗАРЯ» И ЕГО СОВЕРШЕНСТВАОВАНИЕ………………..43

3.1. Оценка системы бухгалтерского учета………………………………..43

3.2. Организация бухгалтерского учета МПЗ в СПК - колхоз «Заря»….....45

3.3. Совершенствование учета материально-производственных запасов.54

Заключение……………………………………………………………………....57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..59

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….63

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 448.50 Кб (Скачать документ)

      На  поставку материалов организация заключает  договоры с поставщиками, в которых  определяются права, обязанности и  ответственность сторон[18].

      Контроль  за выполнением плана материально – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.

      Порядок оформления поступления на предприятие  материалов:

  1. Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование, в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк, товарно–транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и т. д. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.
  2. В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте. Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. в примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.
  3. Проверенные платежные требования передают из службы снабжения в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.
  4. Экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
  5. Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляются однострочными или многострочными приходными ордерами. Однострочный приходный ордер составляют только на определенный вид материала, в многострочный записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором[11].

     Если  перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, то в  качестве первичного документа применяют  товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов[4].

     Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п., оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

     Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных  материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

     Материальные  ценности приходуются в соответствующих  единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются  в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

     Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными.

     Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

     Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся  на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные» ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку»[23]. 

     1.3  Оценка материально-производственных  запасов 

     С 1 января 2008 г. вступил в силу Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н, которым  внесены изменения в правила  бухгалтерского учета материально-производственных запасов. Основной поправкой стало исключение из способов оценки материально-производственных запасов оценки по себестоимости последних по времени приобретения (способ ЛИФО - last-in, first-out).

     Способы оценки МПЗ:

     – по себестоимости каждой единицы;

     – по средней себестоимости;

     – по себестоимости первых приобретений (ФИФО).

     Компании, применявшие способ ЛИФО, должны будут  использовать иные способы оценки МПЗ, перечисленные в п. 16 Положения  по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н[10].

     Рассмотрим  оценку по фактической себестоимости. Списывать по фактической себестоимости каждой единицы удобно. Например, дорогостоящие товары, которые продаются в единственном экземпляре или небольшими партиями. Например, автомобили, специальное оборудование, ювелирные изделия, предметы искусства. А вот для розничной торговли этот способ не подходит. Ведь поштучно списывать огромное количество мелких товаров очень трудоемко.

     Главный плюс метода оценки по себестоимости  каждой единицы – он позволяет  получить абсолютно точные сведения о себестоимости использованных материалов (проданных товаров). Показатели бухгалтерской отчетности, которая  сформирована с использованием этого метода, получаются реальными, без каких-либо усреднений или отклонений. А значит, данные такой отчетности можно без каких-либо корректировок использовать для анализа и планирования финансовой деятельности предприятия.

     Далее, рассмотрим оценку по средней себестоимости. Этот метод предполагает списание материалов (товаров) по среднемесячной себестоимости единицы. Ее значение рассчитывают по каждой группе (виду) товаров с помощью формулы:

     Сс =(Со + Сп) : (Ко + Кп),

     где Сс – среднемесячная себестоимость товаров;

     Со  – стоимость остатка товаров  на начало месяца;

     Сп  – стоимость товаров, оприходованных за месяц;

     Ко  – количество товаров, оставшихся на начало месяца;

     Кп  – количество товаров, оприходованных за месяц.

     Полученную  таким образом среднюю себестоимость умножают на количество списываемых материалов (товаров). Полученное значение и есть сумма включаемой в бухгалтерские расходы себестоимости материалов (товаров). Правила ее расчета приведены в пункте 18 ПБУ 5/01 и пункте 75 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

       Данный метод списания очень  удобен в розничной и мелкооптовой  торговле. Например, в торговле продуктами  питания, косметикой, бытовой химией, канцтоварами и т.п. Отследить,  к какой партии относится каждая продаваемая единица такого товара, достаточно сложно.

     Еще один плюс этого способа в том, что он усредняет себестоимость  списанных материалов (товаров). При  нестабильных ценах на закупаемую продукцию  это помогает избежать непредсказуемости  в финансовых показателях. То есть обеспечивает компании стабильные значения коэффициентов рентабельности, ликвидности, размера чистых активов и т.п.

       Правда, «усреднение» показателей  имеет и вой недостаток. Бухгалтерская  отчетность с такими показателями  управленческим целям может не соответствовать.

     Что касается оценки по себестоимости первых приобретений (ФИФО), то метод ФИФО, так же как и метод средней себестоимости, подходит для оценки однотипных товаров и материалов. Суть метода описана в пункте 19 ПБУ 5/01 и пункте 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов[10]. Применяя этот метод, бухгалтер списывает материально-производственные запасы в той же последовательности и по тем же ценам, по которым они были закуплены. Таким образом, сначала на расходы уходят все товары из остатка на начало месяца, затем – товары из первой поступившей за месяц партии, затем – из второй и т.д.

     Обратим внимание: метод ФИФО – это прямая противоположность методу ЛИФО. Поэтому переход на него может привести к резкому скачку (скорее всего к резкому уменьшению) стоимости списываемых в производство запасов. И как следствие к резкому уменьшению себестоимости продукции. Поэтому, выбирая этот метод, имеет смысл подумать о возможных последствиях заранее[40].

     Существенный  плюс метода ФИФО в том, что он практически  не искажает показатели бухгалтерской  отчетности. Ведь, как правило, предприятия  используют материалы (отпускают в  продажу товары) именно в порядке  их приобретения. 

     1.4. Синтетический и аналитический учет материалов 

     Учет  материалов может быть организован  в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей», и без их использования.

     При выборе организацией в качестве учетной политики счета 10 «Материалы» для оценки материально – производственных запасов в сумме фактических затрат на приобретение в журнале – ордере № 6 или в соответствующей машинограмме делается запись:

      - Дебет 10 «Материалы», 19/3 «НДС по приобретенным материально производственным запасам»

      - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Журнал  – ордер № 6 открывается на месяц. В нем осуществляется синтетический  учет операций с поставщиками, а  также аналитический учет в части  расчетов с ними по акцептной форме. Вначале записываются остатки непогашенной задолженности перед поставщиками, переходящие с прошлого отчетного периода. В течение отчетного периода записи в этот учетный регистр производятся на основании предъявленных поставщиками счетов – фактур и документов, подтверждающих приемку грузов на склад.

     Для каждого счета – фактуры в  журнале – ордере № 6 отводится  отдельная строка, по которой записываются регистрационный номер, основные реквизиты  и суммы, принятые к платежу, суммы зачета и пр. суммы, принятые к платежу, показываются развернуто по каждому элементу счета, составляющему покупную стоимость приобретенных материалов. Отдельно показываются суммы выявленной недостачи и суммы различных претензий. Излишки, выявленные, в процессе приемки грузов рассматриваются как неотфактурованные поставки и показываются по отдельной строке журнала – ордера № 6.

     По  неотфактурованным поставкам на основании данных документов склада о приемке осуществляется запись раздельно по каждой поставке с указанием буквы «Н» в графе «Номер счета – фактуры». Оприходование происходит по договорной стоимости с данным поставщиком, по учетной цене или цене предыдущей поставки. При получении счета – фактуры указанная выше запись сторнируется и делается обычная запись. Одновременно по строке, где указаны неотфактурованные запасы, в раздел «Отметка об оплате, списании или сторно по неотфактурованным поставкам» проставляется номер строки, на которой произведена сторнировочная запись.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов