Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:49, курсовая работа
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные ценности.
Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями, положениями и другими нормативными документами. В системе учета материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом, бухгалтерский учет материальных запасов является жизненно необходимым для предприятия, ведущего свою деятельность.
ВВЕДЕНИЕ ……………………......3
1. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ………..7
1.1. Понятие и классификация материально-производственных запасов…………………………………………………………………………..…...7
1.2 Документальное оформление движения материально-производственных запасов………………………………………………………...9
1.3 Оценка материально-производственных запасов.………………….12
1.4. Синтетический и аналитический учет материалов……………….….15
1.5. Инвентаризация и переоценка материалов……………………………21
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК – КОЛХОЗ «ЗАРЯ» …………………….....26
Организационно-правовая характеристика СПК - колхоз «Заря»….…..26
Организационное устройство, размер и специализация …….….........28
2.3. Основные экономические показатели деятельности организации……30
3. АНАЛИЗ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В СПК-КОЛХОЗ «ЗАРЯ» И ЕГО СОВЕРШЕНСТВАОВАНИЕ………………..43
3.1. Оценка системы бухгалтерского учета………………………………..43
3.2. Организация бухгалтерского учета МПЗ в СПК - колхоз «Заря»….....45
3.3. Совершенствование учета материально-производственных запасов.54
Заключение……………………………………………………………………....57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..59
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….63
При отсутствии сопроводительных документов или в случае не соответствия поступивших материалов по качеству и количеству, составляется акт приемки материалов (унифицированная форма М-7) в двух экземплярах, который является основанием для предъявления претензий транспортной организации или поставщикам.
Материалы, поступившие от физических лиц при закупе подотчетными лицами, оформляется актом – приемки или накладной внутрихозяйственного назначения. Работник склада на основании первичных документов о приемке оформляет карточку учета материалов (Форма М17), которая является регистром формирования информации по движению на складе материалов по каждому наименованию, сорту, виду, размеру.
Записи в карточку производят по каждой операции в день ее совершения с одновременным исчислением нового остатка.
Синтетический учет товарно-материальных ценностей в СПК – колхоз «Заря» ведется на счете 10 «Материалы». К данному счету открыты следующие субсчета:
1 «Сырье и материалы»;
2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
3 «Топливо»;
4 «Тара и тарные материалы»;
5 «Запасные части»;
6 «Медикаменты и ветеринарные инструменты»;
8 «Строительные материалы»;
9
«Инвентарь и хозяйственные
10 «Материалы спец. назначения на складе»;
12 «Удобрения и яды»;
17 «Корма»;
18
«Семена и посадочный материал»
На синтетических счетах учет товарно-материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете товарно-материальных ценностей по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.
При
поступлении товарно-
Дт 10 Кт 60 – на стоимость поступивших товарно-материальных ценностей по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, включая оплату за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком;
Дт 10 Кт 66, 67 – на сумму начисленных процентов за кредиты и займы, использованные на закупку товарно-материальных ценностей;
Дт 10 Кт 76 – на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным организациям;
Дт 10 Кт 71 – на стоимость товарно-материальных ценностей, оплаченных из подотчетных сумм;
Дт
10 Кт 23 – на расходы по доставке товарно-материальных
ценностей собственным
Дт 10 Кт 20 – на стоимость возвратных отходов;
Дт 10 Кт 91 – на стоимость товарно-материальных ценностей, полученных от разборки списанных основных средств, и излишек, выявленных при инвентаризации.
Правильность
и своевременность
Рассмотрим пример поставки материалов. В ноябре 2010г. в СПК – колхоз «Заря» поступил: бензин АИ-92 в количестве 1000 литров на сумму 29 600,0 руб.
В бухгалтерском учете данная операция была отражена следующими проводками (таблица 7)
Таблица 7
Регистрационный журнал хозяйственных операций
№ п\п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспондирующие счета | |
дебет | кредит | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | оплачен счет | 29 600,00 | 60.1 | 51 |
2 | Отражена покупная стоимость материалов без НДС | 25 085,00 | 10.1 | 60.1 |
3 | отражен НДС | 4 515,25 | 19.3 | 60.1 |
4 | возмещен НДС, указанный в счет - фактуре | 4 515,25 | 68.2 | 19.3 |
Отпуск
материалов в производство осуществляют
на основании требования-
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» К 10.1. «Сырье и материалы» 10 033,90 руб. - отпущен бензин по покупной стоимости без учета НДС, так как учет на складе ведется по учетным ценам.
Товарно-материальные ценности, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости, составляется следующая бухгалтерская запись – Дт 10 Кт 98. По мере списания безвозмездно полученных товарно-материальных ценностей на счета учета затрат и по другим причинам выбытия их стоимость списывается бухгалтерской записью – Дт 98 Кт 91.
Поступающие товарно-материальные ценности, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков, оприходуют по акту о приемке материалов, составляемому на складе. Оприходование осуществляется по учетным ценам либо по ценам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца счет-фактура не поступит, то приемная оценка на указанные поставки сохраняется. В последующем месяце при поступлении платежного требования стоимость данных поставок сторнируют и составляют новую запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.
Стоимость акцептованных и оплаченных товарно-материальных ценностей, не поступивших в течение отчетного периода в организацию, по окончании месяца отражаются соответствующей бухгалтерской записью без оприходования на склад. В начале следующего месяца эти суммы сторнируют и по поступлению ценностей составляют обычную бухгалтерскую запись по ним.
При
приемке товарно-материальных ценностей
от поставщиков могут быть выявлены
излишки или недостачи
Аналитический
учет поступления товарно-
Отпущенные в производство и на другие нужды товарно-материальные ценности списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по твердым учетным ценам. При этом составляют следующие бухгалтерские записи:
Дт 20 Кт 10 – товарно-материальные ценности отпущены основному производству;
Дт 23 Кт 10 – товарно-материальные ценности отпущены вспомогательным производствам;
Дт 25, 26, 97 Кт 10 – товарно-материальные ценности отпущены на соответствующие расходы.
Проданные товарно-материальные ценности списывают следующей бухгалтерской записью – Дт 91 Кт 10.
В бухгалтерии колхоза учет товарно-материальных ценностей ведут по фактическим ценам, то есть без применения 15 счета. Не применяют также в учете счет 14. Документы по движению товарно-материальных ценностей, поступающие в бухгалтерию завода, проверяются с точки зрения правильности оформления, законности операции, наличия подписей. В бухгалтерии имеются образцы подписей лиц, имеющих право подписывать документы по движению товарно-материальных ценностей.
Документы
по движению товарно-материальных ценностей
группируются в пачки, и данные отраженные
в документах заносятся в компьютер. В
СПК – колхоз «Заря» при учете товарно-материальных
ценностей используется программа «1С:
Бухгалтерия» версия 7.7 сельскохозяйственный
вариант, которая на наш взгляд, не отвечает
требованиям современного бухгалтерского
учета. В бухгалтерии ведут при учете товарно-материальных
ценностей оборотную ведомость по движению
материалов. В данной ведомости отражается
движение товарно-материальных ценностей
за месяц, а именно, отражаются следующие
данные: номер цеха, сделавшего заказ на
получение материалов, номер заказа, номер
пачки, номенклатурный номер, наименование
товарно-материальных ценностей, единица
измерения, вид операции, цена, количество
поступивших и израсходованных товарно-материальных
ценностей, сумма поступивших и израсходованных
товарно-материальных ценностей, а так
же сальдо по каждому номенклатурному
номеру товарно-материальных ценностей.
В материальной бухгалтерии ведут журнал
ордер № 6, в котором осуществляется учет
расчетов с поставщиками товарно-материальных
ценностей. Бухгалтер материальной бухгалтерии
распечатывает итоговую «шахматку» по
расходу материалов, в которой отражается
номер балансового счета, номер цеха, сумма
израсходованных товарно-материальных
ценностей по каждому цеху. Также материальная
бухгалтерия распечатывает справку по
распределению расхода материалов по
заказам по каждому цеху, где отражается
номер заказа, номер склада, номер пачки,
номенклатурный номер, наименование товарно-материальных
ценностей, единица измерения, цена, количество
и сумма израсходованного материала. В
конце месяца оба вышеуказанных документа
передают в производственную бухгалтерию,
где производят распределение израсходованных
товарно-материальных ценностей по счетам
затрат производства. Для учета затрат
производственная бухгалтерия использует
приспособленные формы учетных регистров.
Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия.
1.
Отлаженная работа с
Заказы на приобретение материалов должны делаться только после того, как одобрен выбор поставщика. Для этого можно составить специальные перечни поставщиков. Ведение таких перечней сокращает время, расходуемое на поиск необходимой информации, что при повторе заказа существенно снижает затраты отдела снабжения. Такой перечень должен постоянно пополняться новой информацией о товарах или возникающих проблемах с действующими поставщиками. На данном предприятии отсутствуют записи проведения анализа поставщиков. Для проведения объективного анализа должна быть разработана методика, которая максимально бы предоставляла алгоритм выбора и оценки поставщиков на основании выполнения установленных критериев по конкретным позициям. Материалы закупаются на основании 3-х основных критериев: цена, качество и сроки.
В связи со всем вышеизложенным для СПК –колхоз «Заря» особенно важно:
·
вести оценку и повторную оценку
поставщиков с целью
· определить критерии оценки поставщиков.
Также отрицательным в учете расчетов с поставщиками является несвоевременное оформление документов по поступлению материалов. Необходимо установить четкие сроки сдачи сотрудниками первичной документации.
2. Проверка качества материалов, укомплектованности поставок при получении материалов.
Информация о необходимых материалах формируется на уровне бригады и передается начальнику отдела материально-технического снабжения, либо в случае больших заказов техническому директору. Контроль закупленных материалов осуществляется только визуально – по количеству и качеству. Этого может оказаться не всегда достаточным. При выявлении брака осуществляется замена товара. При необходимости, оформляется претензия, а в особых случаях - отказ от покупки у данного поставщика с последующим исключением данного поставщика из действующего реестра поставщиков. Нужно описать требования к закупаемой продукции и в дальнейшем осуществлять контроль закупаемых материально-производственных запасов согласно этим требованиям.
Информация о работе Учет материально-производственных запасов