Учет основных средств в ОАО «Дорогобуж»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование методики учета основных средств и на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы разработать предложения по совершенствованию учета основных средств.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить теоретические вопросы организации бухгалтерского учета основных средств
2. Охарактеризовать сущность основных средств как экономической категории;
3. Рассмотреть бухгалтерский учет основных средств на ОАО «Дорогобуж»:
- рассмотреть вопросы учета движения основных средств;
- исследовать отражение основных средств в учете их поступления, перемещения и выбытия;
- изучить учет амортизации основных средств;
- рассмотреть вопросы учета, связанных с восста-новлением реконструкцией и модернизацией основных средств.

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы учета основных средств 5
1.1 Нормативное регулирование учета основных средств 5
1.2 Формы первичных документов по учету основных средств 9
2 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Дорогобуж» 16
3 Учет основных средств в ОАО «Дорогобуж» 24
3.1 Основные средства как объект учета, их классификация 24
3.2 Оценка основных средств 28
3.3 Учет поступления основных средств 31
3.4 Учет амортизации основных средств 37
3.5 Учет ремонтов основных средств 41
3.6 Учет выбытия основных средств 45
3.7 Инвентаризация основных средств 48
3.8 Учета аренды основных средств 52
4 Рекомендации по совершенствованию учета основных средств в
ОАО «Дорогобуж» 58
Выводы и предложения 64
Список литературы 66
Приложения

Работа состоит из  1 файл

про дорогобуж использовать для курс..docx

— 83.54 Кб (Скачать документ)

При линейном способе норма амортизации  составит 10%. Годовая сумма амортизационных  отчислений составит: 100 000 руб. х 10% = 10 000 руб.

Согласно ПБУ 6/01 при способе  уменьшаемого остатка годовая сумма  амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта  основных средств на начало отчетного  года и нормы амортизации, исчисленной  исходя из срока полезного использования  этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ. По движимому  имуществу, составляющему объект финансового  лизинга и относимому к активной части основных средств, в соответствии с условиями договора-лизинга  коэффициент ускорения не может  быть выше 3.

Рассмотрим этот способ на конкретной ситуации в ОАО «Дорогобуж». Норма  амортизации 10%.

В первый год сумма амортизации  для составления бухгалтерской  отчетности составит: 100 000 руб. х 10 % = 10 000 руб.

В последующие годы сумма амортизационных  отчислений составит:

во второй год: (100 000 - 10 000) руб. х 10% = 9 000 руб.

в третий год: (90 000 - 9 000) руб. х 10% = 8 100 руб. и т.д.

При способе списания стоимости  по сумме чисел лет срока полезного  использования годовая сумма  амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости (или  текущей (восстановительной) стоимости  в случае проведения переоценки) объекта  основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного  использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного  использования объекта.

Рассмотрим ситуацию на ОАО «Дорогобуж»:

Сумма чисел лет срока службы составляет:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6+ 7 + 8 + 9 + 10 = 55.

Годовая сумма амортизационных  отчислений составит:

§ в 1-й год: 100 000 руб. х 10/55 = 18 182 руб.

§ во 2-й год: 100 000 руб. х 9/55 = 16 364 руб.

§ в 3-й год: 100 000 руб. х 8/55 = 14 545 руб. и  т.д.

Согласно ПБУ 6/01 при способе  списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ) начисление амортизационных  отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в  отчетном периоде и соотношения  первоначальной стоимости объекта  основных средств и предполагаемого  объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта  основных средств.

Рассмотрим способ списания стоимости  пропорционально объему продукции  на примере ОАО «Дорогобуж».

Предполагаемый объем выпуска  продукции за весь срок полезного  использования - 800 000 руб.

Фактический выпуск продукции в  стоимостном выражении:

- в 1-й год: 70 000 руб.;

- во 2-й год: 80 000 руб.;

- в 3-й год: 120 000 руб.

Годовая сумма амортизационных  отчислений составит:

- в 1-й год: 70 000 руб. х (100 000 : 800 000) = 8750 руб.;

- во 2-й год: 80 000 руб. х (100 000 : 800 000) = 10 000 руб.;

- в 3-й год: 120 000 руб. х (100 000 : 800 000) = 15 000 руб. и т.д.

Для учета амортизации используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств».

Бухгалтерские записи по начислению амортизации основных средств в  ОАО «Дорогобуж» будут представлены так:

1) Начислена амортизация основных  средств, находящихся в эксплуатации:

- в подразделениях основного  производства

Д-т 20 К-т 02 Сумма 200 000

- в подразделениях вспомогательных  производств

Д-т 23 К-т 02 Сумма 80 000

- общехозяйственного назначения

Д-т 25 К-т 02 Сумма 26 000

- общепроизводственного назначения

Д-т 26 К-т 02 Сумма 11 300

2) Начислена амортизация по основным  средствам, сданным в текущую  аренду: Д-т 91 К-т 02 Сумма 47 200

3) Списывается сумма амортизации  основных средств, выбывших по  различным причинам: Д-т 02 К-т 01 Сумма 364 500

В ОАО «Дорогобуж» в целях  бухгалтерского учета амортизация  по основным средствам введенным  до 01.01.2002 года начислялась по единым нормам амортизационных отчислений, утвержденным Правительством в 1990г, а  по поступившим после 01.01.2002 года, исходя из срока полезного использования  установленного в соответствии с  «Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной Постановлением Правительства  РФ от 1.01.2001 года №1.

В целях налогового учета: начисление амортизации по всему амортизируемому  имуществу производится исходя из срока  полезного использования установленного в соответствии с «Классификацией  основных средств, включаемых в амортизационные  группы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1.01.2001 года №1.

Начисление амортизации в бухгалтерском  и налоговом учете производится линейным способом.

3.5 Учет ремонтов основных средств

Ремонт основного средства осуществляется с целью его поддержания в  рабочем состоянии. Ремонт может  быть текущим, средним или капитальным. Кроме того, основное средство можно  реконструировать, модернизировать, достраивать, дооборудовать и т. п. Согласно п. 26 Положения по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного  приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01), посредством ремонта, модернизации и реконструкции осуществляется восстановление объекта основных средств.

По объёму и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный, средний и текущий ремонты  основных средств. Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года с целью поддержания объекта  в рабочем состоянии. При среднем  ремонте производится частичная  разборка ремонтируемого агрегата и  восстановление или замена части  деталей. Капитальным ремонтом считается  такой вид ремонта, при котором  производится полная разборка агрегата, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и  более современные, сборка, регулировка  и испытание агрегата.

В этих случаях на каждый ремонтируемый  объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания  ремонта, намечаемые к замене детали, сметную стоимость ремонта.

Ремонты основных средств могут  осуществляться хозяйственным способом, то есть силами самой организации, или  подрядным способом (силами сторонних  организаций).

В бухгалтерском учете затраты  на ремонт могут быть отражены тремя  способами:

- списанием на себестоимость  продукции (работ, услуг) по  мере возникновения расходов;

- списанием по мере возникновения  в счет расходов будущих периодов, а затем в течение определенного  организацией срока равномерным  отнесением их на себестоимость;

- списанием за счет резерва  на ремонт основных средств,  который образуется путем равномерных  ежемесячных отчислений.

Выбор того или иного способа  должен быть отражен в учетной  политике для целей бухгалтерского учета.

Фактические расходы, связанные с  проведением или оплатой работ  по ремонту объектов основных фондов, организации могут относить прямо  на счета издержек производства и  обращения с кредита соответствующих  материальных, денежных, расчётных  счетов (счета 10 “Материалы”, 70 “Расчёт  с персоналом по оплате труда”). На счетах издержек производства и обращения  расходы по ремонту основных средств  будут отражаться по соответствующим  элементам затрат (материальные затраты, расходы на оплату труда и др.).

Организации могут создавать ремонтный  фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ. Для учёта ремонтного фонде целесообразно  открывать субсчёт “Ремонтный фонд”  по пассивному счёту 96 “Резервы предстоящий  расходов”. Отчисления в ремонтный  фонд должны производиться на основе плановой сметы затрат на все виды ремонта.

Рассмотрим отражение операций в ОАО «Дорогобуж», связанных  с ремонтом основных средств путем  отнесения затрат в счет расходов будущих периодов.

В августе 2006 года предприятие заключило  договор с подрядной организацией на проведение ремонта основных средств, используемых для нужд управления. Стоимость ремонта составила 73 100 руб. (в том числе НДС - 9 675 руб.). Согласно учетной политике предприятие  учитывает затраты на ремонт как  расходы будущих периодов и включает их в себестоимость в течение  последующих 12 месяцев.

В бухгалтерском учете предприятия  корреспонденция счетов выглядит следующим  образом:

1) Отражена стоимость ремонта

Д-т 97 К-т 60 Сумма 63 425 руб.;

2) Отражен НДС по ремонту

Д-т 19 К-т 60 Сумма 9 675 руб.;

3) произведена оплата ремонта  специализированной организации

Д-т 60 К-т 51 Сумма 73 100 руб.;

4) Включены в себестоимость расходы  на ремонт за отчетный месяц.

Д-т 26 К-т 97 Сумма 6091,7 руб. (73 100 руб.: 12 мес.).

В целях равномерного включения  предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства или обращения отчетного периода  организация на основании п. 72 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденного  приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, может создавать резерв расходов на ремонт основных средств.

Для обобщения информации о наличии  и движении зарезервированных в  установленном порядке сумм на ремонт основных средств предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Использование зарезервированных  средств при проведении ремонта  силами вспомогательного производства отражается по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции  с кредитом счета 23 «Вспомогательные производства», на котором предварительно аккумулируются затраты, связанные  с проведением ремонта (заработная плата, расходные материалы и  т. д.).

Рассмотрим учет операций в ОАО  «Дорогобуж», связанных с созданием  резерва на ремонт основных средств.

Для ремонта основных средств предприятие  решило создать резерв в размере 84 000 руб. Ежемесячная сумма отчислений в резерв составляет 7000 руб. (84 000 руб.: 12 мес.). Фактические расходы на ремонт составили 60 000 руб. (ремонт осуществлялся  собственными силами). В бухгалтерском  учете ОАО «Дорогобуж» были сделаны  следующие проводки:

1) Направлены средства на формирование  резервного фонда (ежемесячно  с января по декабрь)

Д-т 26 К-т 96 Сумма 7000 руб.;

2) Отражены затраты на ремонт  основных средств за счет средств  резерва

Д-т 96 К-т 10 (69, 70) Сумма 60 000 руб.;

3) Сторнирована в конце года  неизрасходованная сумма резерва.

Д-т 26 К-т 96 Сумма 24 000 руб. (84 000 руб. - 60 000 руб.)

В случае когда средств резерва  на ремонт недостаточно, сумма превышения затрат на ремонт в конце года списывается  на расходы.

3.6 Учет выбытия основных средств

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость  объекта основных средств, который  выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для  управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств  признается в бухгалтерском учете  организации на дату единовременного  прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

Выбытие объекта основных средств  имеет место в случаях:

- продажи;

- списания в случае морального  и физического износа;

- ликвидации при авариях, стихийных  бедствиях и иных чрезвычайных  ситуациях;

- передачи в виде вклада в  уставный (складочный) капитал других  организаций, паевой фонд;

- передачи по договорам мены, дарения;

- передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

- недостачи и порчи, выявленных  при инвентаризации активов и  обязательств;

- частичной ликвидации при выполнении  работ по реконструкции;

- в иных случаях.

Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования  объекта основных средств, возможности  и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой  входят соответствующие должностные  лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена  ответственность за сохранность  объектов основных средств.

Принятое комиссией решение  о списании объекта основных средств  оформляется в акте на списание объекта  основных средств с указанием  данных, характеризующих объект основных средств. Акт на списание объекта  основных средств утверждается руководителем  организации.

На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного  бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта  основных средств.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском  учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы  от списания объектов основных средств  с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков  в качестве операционных доходов  и расходов.

Бухгалтерский учет продажи объектов основных средств, их выбытия по причине  физического и морального износа, безвозмездной передачи осуществляется с использованием счета 91 «Прочие  доходы и расходы», субсчетов «Прочие  доходы» и «Прочие расходы» (на этих субсчетах формируется стоимость  операционных расходов и операционных доходов, являющихся следствием хозяйственных  фактов, связанных с выбытием объектов основных средств).

Рассмотрим отражение операций по учету выбытия основных средств  в ОАО «Дорогобуж». Списывается  основное средство - грузоподъемный механизм:

1) Списывается сумма начисленной  амортизация выбывших объектов  основных средств

Д-т 02 «Амортизация осн. средств» К-т 01 субсч. «Выбытие осн. средств»

2) Остаточная стоимость выбытия  основных средств относится на  прочие расходы

Информация о работе Учет основных средств в ОАО «Дорогобуж»