Учет основных средств в ОАО «Дорогобуж»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование методики учета основных средств и на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы разработать предложения по совершенствованию учета основных средств.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить теоретические вопросы организации бухгалтерского учета основных средств
2. Охарактеризовать сущность основных средств как экономической категории;
3. Рассмотреть бухгалтерский учет основных средств на ОАО «Дорогобуж»:
- рассмотреть вопросы учета движения основных средств;
- исследовать отражение основных средств в учете их поступления, перемещения и выбытия;
- изучить учет амортизации основных средств;
- рассмотреть вопросы учета, связанных с восста-новлением реконструкцией и модернизацией основных средств.

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы учета основных средств 5
1.1 Нормативное регулирование учета основных средств 5
1.2 Формы первичных документов по учету основных средств 9
2 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Дорогобуж» 16
3 Учет основных средств в ОАО «Дорогобуж» 24
3.1 Основные средства как объект учета, их классификация 24
3.2 Оценка основных средств 28
3.3 Учет поступления основных средств 31
3.4 Учет амортизации основных средств 37
3.5 Учет ремонтов основных средств 41
3.6 Учет выбытия основных средств 45
3.7 Инвентаризация основных средств 48
3.8 Учета аренды основных средств 52
4 Рекомендации по совершенствованию учета основных средств в
ОАО «Дорогобуж» 58
Выводы и предложения 64
Список литературы 66
Приложения

Работа состоит из  1 файл

про дорогобуж использовать для курс..docx

— 83.54 Кб (Скачать документ)

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» К-т 01 субсч. «Выбытие осн. средств»

3) Поступили запасные части от  ликвидации основных средств

Д-т 10 К-т 91

4) Начислена выручка за проданное  основное средство

Д-т 62 К-т 91

5) Поступила выручка от покупателей

Д-т 51 К-т 62

6) Отражены расходы на продажу  основного средства

Д-т 91 К-т 10,70,69,02,60

7) Оплачены услуги сторонней  организации

Д-т 60 К-т 51

8) Отражен финансовый результат  от продаж:

прибыль Д-т 91 К-т 99

убыток Д-т 99 К-т 91

3.7 Инвентаризация основных средств

Инвентаризация основных средств  заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения и эксплуатации. Порядок (количество инвентаризации в отчётном году, даты их проведения, перечень имущества  и обязательств и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем  организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. По действующим положениям она должна проводиться при передаче имущества (в аренду, при продаже), при преобразовании организации, в случае стихийных  бедствий.

В ходе инвентаризации основных средств  проверяется достоверность учётных  данных и соответствие их фактическому наличию, определяются комплектность, техническое состояние, степень  использования основных фондов по назначению и производится их оценка.

Инвентаризация обязательна:

- при передаче имущества предприятия  в аренду, выкупе, продаже, а так  же в случаях предусмотренных  законодательством при преобразовании  государственного или муниципального  предприятия;

- при смене материально-ответственного  лица;

- при установлении фактов хищений  или злоупотреблений, а также  порчи ценностей;

- в случае чрезвычайных ситуаций;

- при ликвидации (реорганизации)  предприятия перед составлением  ликвидационного (разделительного)  баланса.

Инвентаризацию проводит постоянно  действующая или рабочая комиссия, создаваемая приказом по предприятию, при обязательном участии представителя  бухгалтерии.

Инвентаризационная комиссия до начала инвентаризации проверяет наличие  и состояние:

инвентарных карточек (книг), описей и  других регистров аналитического учёта;

технических паспортов или другой технической документации;

документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

Члены комиссии в присутствии должностных  и материально ответственных  лиц осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных  описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным  номерам, а также основные технические  или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет  наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в  собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учёт, а также объектов, по которым  в регистрах бухгалтерского учёта  отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией  неучтённых объектов должна быть произведена  с учётом рыночных цен, а износ  определён по действительному техническому состоянию объектов с оформлением  сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Если в ходе инвентаризации выявлены не отражённые в учёте капитальные  работы, увеличивающие балансовую стоимость  основных средств, или обнаружена частичная  ликвидация объектов, уменьшающая их инвентарную стоимость, комиссия должна составить отдельный акт. Комиссия должна установить причины, по которым  конструктивные изменения объектов основных средств не получили своевременного отражения в учёте.

При оформлении результатов инвентаризации выявленные и пересчитанные ценности записывают в инвентаризационную опись, которая составляется строго по местам проведения инвентаризации и по материально  ответственным лицам.

Итак, рассмотрим бухгалтерское отражение  данных по инвентаризации основных средств  на примере ОАО «Дорогобуж»:

1) Выявленные излишки основных  средств приходуют по рыночной  стоимости

Д-т 01 К-т 91

Если по результатам инвентаризации обнаружена недостача

2) Списывается остаточная стоимость  объектов основных средств

Д-т 94 К-т 01

3) Списывается сумма амортизации  основных средств

Д-т 02 К-т 01

Если виновное лицо обнаружено

4) Списываются недостающие или  испорченные основные средства  по рыночной стоимости

Д-т 73 К-т 94

5) Списывается разница между  рыночной ценой и остаточной  стоимостью основных средств

Д-т 94 К-т 98

6) По мере погашения задолженности  ее виновником списывается соответствующая  часть стоимости

Д-т 98 К-т 99

Если виновные лица не установлены

7) Недостающие и испорченные  основные средства списываются  на финансовые результаты коммерческой  организации

Д-т 91 К-т 94

Заключение по результатам инвентаризации, предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующим  протоколом, который должен быть утверждён  руководителем организации.

В ОАО «Дорогобуж» для контроля за сохранностью основных средств, использованием их по назначению периодически проводят инвентаризацию в соответствии с  Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Инвентаризацию проводит комиссия перед составлением годового бухгалтерского отчета.

3.8 Учет аренды основных средств

В хозяйственной деятельности организаций  распространение получили текущая  аренда, долгосрочная аренда основных средств, а также финансовая аренда, или лизинг.

Предоставление арендодателем (наймодателем) арендатору имущества, которое не теряет своих натуральных свойств в  процессе его использования, за плату  во временное владение и пользование  или во временное пользование  оформляется договором аренды (имущественного найма).

Отдельными видами договора аренды являются договоры:

o проката;

o аренды транспортных средств  (с экипажем, без экипажа);

o аренды здания или сооружения;

o аренды предприятия;

o финансовой аренды (лизинга).

В договоре аренды указываются соответствующие  данные об имуществе, подлежащем передаче арендатору (состав и стоимость), срок аренды, размер, порядок, условия и  сроки внесения арендной платы, распределение  обязанностей сторон по поддержанию  имущества в состоянии, соответствующем  условиям договора и назначению имущества, и другие условия аренды.

Имущество, предоставляемое арендатору (нанимателю) во временное владение и пользование или во временное  пользование, подлежит обособленному  отражению в бухгалтерском учете  у арендодателя (наймодателя), за исключением  имущества по договору аренды предприятия.

Передача объектов основных средств (ссудодателем) в безвозмездное временное  пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть  тот же объект в том состоянии, в каком она его получила, с  учетом нормального износа или в  состоянии, обусловленном договором, оформляется договором безвозмездного пользования. К указанному договору применяются соответствующие правила  аренды.

Имущество по договору аренды предприятия  в целом как имущественного комплекса  учитывается арендатором по стоимости, определенной в соответствии с передаточным актом и договором аренды предприятия.

Объект основных средств, полученный по договору аренды и договору безвозмездного пользования, арендатором (ссудополучателем) учитывается на забалансовом счете (за исключением случая, когда по договору финансовой аренды объект учитывается  на балансе лизингополучателя) в  оценке, принятой в договоре.

Объект основных средств, полученный на правах финансовой аренды, отражается арендатором на балансовом счете  после окончания срока, принятого  договором финансовой аренды, если право собственности на этот объект у арендатора не возникло ранее.

Если по условиям договора финансовой аренды лизинговое имущество учитывается  на балансе лизингополучателя, затраты, связанные с получением лизингового  имущества, учтенные на счете учета  капитальных вложений при принятии указанного имущества к бухгалтерскому учету, списываются на дебет счета  учета основных средств, на отдельный  субсчет "Арендованное имущество".

При возврате лизингового имущества  лизингодателю (если по условиям договора лизинговое имущество учитывалось  на балансе лизингополучателя) при  условии внесения всей суммы предусмотренных  договором финансовой аренды лизинговых платежей отражение в бухгалтерском  учете лизингополучателя производится в общеустановленном порядке  на счете учета списания основных средств в корреспонденции: с  кредитом счета учета основных средств, субсчета "Арендованное имущество" - в размере первоначальной стоимости; с дебетом счета учета амортизации, субсчетом "Амортизация имущества, сданного в лизинг" - на сумму начисленной  амортизации.

Возврат объектов основных средств  после окончания срока аренды отражается в бухгалтерском учете:

- арендодателем - списанием со  счета по учету арендованных  основных средств на счет по  учету основных средств;

- арендатором - списанием с забалансового  счета.

Бухгалтерские записи по учету хозяйственных  операций при передаче имущества  в аренду арендодателем представлены выглядят так:

При включении арендных операций в  состав основных видов деятельности

1) Отражаются расходы, связанные  с передачей основных средств  в текущую аренду

Д-т 20, 23, 25, 26 К-т 02, 05, 10 и др

2) Отражается списание расходов, связанных с передачей основных  средств в текущую аренду

Д-т 90 К-т 20, 23, 25, 26

3) Отражаются доходы, связанные  с передачей основных средств  в текущую аренду

Д-т 76 К-т 90

4) Начислен к перечислению в  бюджет НДС

Д-т 90 К-т 68

При отражении доходов и расходов от арендных операций в составе операционных

5) Отражаются расходы, связанные  с передачей основных средств  в текущую аренду

Д-т 91 К-т 02, 05, 10 и др

6) Отражаются доходы, связанные  с передачей основных средств  в текущую аренду

Д-т 76 К-т 91

7) Начислен к перечислению в  бюджет НДС

Д-т 91 К-т 68

Бухгалтерские записи по учету хозяйственных  операций при передаче имущества  в аренду арендатором представлены ниже:

1) Отражается поступление арендованных  основных средств

Д-т 001

2) Отражается причитающаяся к  уплате арендная плата за аренду  основных средств: Д-т 20, 23, 25, 26 К-т 76

НДС Д-т 19 К-т 76

3) Отражается перечисление арендной  платы (в т.ч. НДС) арендодателю

Д-т 76 К-т 51

4) Отражается возврат арендодателю  арендованных основных средств

К-т 001

Аналитический учет по счету 001 «Арендованные  основные средства» ведется по арендодателям, каждому объекту арендованных основных средств по копиям инвентарных карточек, полученным от арендодателя. Затраты  на ремонт арендованных основных средств, произведенные за счет арендатора, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Отношения в части финансовой аренды регулируются Федеральным законом  «О финансовой аренде (лизинге)» и  Указаниями об отражении в бухгалтерском  учете операций по договору лизинга.

Договор лизинга -- это договор, согласно которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором  имущество у определенного им продавца и передать это имущество  арендатору за плату во временное  владение и пользование. Таким договором  может быть предусмотрено, что выбор  продавца и приобретаемого имущества  осуществляется лизингодателем.

Предметом лизинга могут быть:

предприятия

66

и другие имущественные комплексы;

здания;

66

сооружения;

66

оборудование;

66

транспортные

66

средства и другое движимое и  недвижимое имущество, которое может  использоваться для предпринимательской  деятельности

Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные  объекты, а также активы, которые  федеральными законами запрещены для  свободного обращения или для  которых установлен особый порядок  обращения.

Договор лизинга может включать в себя условия оказания допол-нительных  услуг и проведения дополнительных работ. Дополнитель-ные услуги (работы) -- это услуги (работы) любого рода, оказанные  лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользова-ния  предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно свя-занные с  реализацией договора лизинга. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением  сторон. По договору лизинга лизинговое имущество может учитываться  на балансе лизингополучателя или  лизингодателя.

Бухгалтерские записи по учету лизинговых имущества у лизингодателя представлены так:

При учете лизингового имущества  на балансе лизингодателя

1) Отражается начисление задолженности  лизингополучателя на очередную  сумму лизинговых платежей

Д-т 62 К-т 90,91

2) Начислен к перечислению в  бюджет НДС

Д-т 90 К-т 68

3) Отражается сумма начисленной  амортизации по лизинговому имуществу

Д-т 20 К-т 02

4) Отражается списание затрат  по осуществлению лизинговой  деятельности

Д-т 90,91 К-т 20

5) Отражается поступление имущества  в связи с прекращением его  использования для лизинга

Д-т 01 К-т 03

При учете лизингового имущества  на балансе лизингополучателя

6) Отражается стоимость активов,  передаваемых в лизинг

Д-т 011

7) Отражается стоимость активов,  передаваемых в лизинг

Д-т 91 К-т 03

8) Отражается задолженность лизингополучателя  по договорной стоимости передаваемых  активов

Информация о работе Учет основных средств в ОАО «Дорогобуж»