Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:12, курсовая работа
Целью работы выступает оценка организации учета и изучение состояния и использования основных средств, а также разработка рекомендаций по улучшению использования основных средств в коммерческой организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- обобщить понятие, классификацию и оценку основных средств;
- исследовать особенности международных стандартов учета основных средств;
- оценить организацию учета основных средств на предприятии;
- выработать рекомендации в части повышения эффективности использования основных средств.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ……………7
1.1 Общие положения по учету основных средств на предприятия ……………7
1.2 Организация бухгалтерского учета основных средств …………………….18
1.3 Международные стандарты учета основных средств……………………….34
2 СИСТЕМА УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО “ВЕСТА”……….……42
2.1 Краткая характеристика ООО ”Веста”…………………………………….…42
2.2 Организация синтетического и аналитического учета основных средств
в ООО “Веста”……………………………………………..……………………...43
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………………...51
3.1 Автоматизация учета основных средств……………………………………...51
3.2 Возможность введения международных стандартов в части амортизации основных средств…………………………………………………………………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………55
1.2 О р г а н и з а ц и я б у х г а л т е р с к о г о у ч е т а о с н о в н ы х
с р е д с т в
Основные средства могут поступить на предприятие одним из следующих способов:
1.Приобретением за плату или в обмен на другое имущество;
2.Сооружением и изготовлением;
3.Внесением учредителями в счет вкладов в уставный капитал;
4.Безвозмездным получением;
5.В других случаях.
В случае приобретения основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, включающей в себя все фактические затраты по приобретению, за исключением возмещаемых налогов, в частности НДС (согласно пункту 21 Методических указаний).
В отличие от материалов, сырья, по которым НДС возмещается из бюджета после их оприходования и оплаты, для возмещения НДС по основным средствам недостаточно оприходования их на счет 08 и оплаты. Одним из необходимых условий является также ввод основных средств в эксплуатацию с обязательным составлением акта приемки-передачи по форме № ОС-1.
При приобретении автомобиля должен быть уплачен в дорожные фонды налог на приобретение автотранспортного средства в размере 20 процентов от стоимости объекта без НДС. При приобретении основных средств у физических лиц, в том числе у предпринимателей без образования юридического лица, НДС к зачету не принимается, а включается в первоначальную стоимость, поскольку физические лица не являются плательщиками НДС. При приобретении объекта непроизводственного назначения (для медпункта, базы отдыха и других целей) НДС относится на собственные источники.
Так же на первоначальную стоимость основных средств могут быть отнесены другие затраты, непосредственно связанные с их приобретением, как то: регистрационные сборы, государственная пошлина, страховая пошлина, страховые платежи, оплата услуг оценщиков. В Методических указаниях не содержится исчерпывающего перечня таких затрат. Главный критерий при определении затрат, относимых на первоначальную стоимость, - они должны быть непосредственно связаны с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Необходимо отметить, что на счет 08 относятся командировочные расходы в пределах установленных норм. Суммы сверх норм списываются на собственные источники. НДС, уплаченный по затратам на командировку в пределах норм (проживание и проезд), не выделяется и не возмещается, а также должен относится на счет 08:
Д-т 71 К-т 50 – выданы под отчет денежные средства для
Д-т 08 К-т 71 – списаны командировочные расходы на увеличение первоначальной стоимости;
Д-т 08 К-т 70 – начислена заработная плата своим работникам за доведение объекта основных средств до рабочего состояния;
Д-т 08 К-т 10 – списаны материалы, истраченные на доведение основных средств собственными силами;
Д-т 08 К-т 68 – начислен НДС на объем работ, выполненных хозяйственным способом;
Д-т 01 К-т 51 – оплачены проценты по кредиту (за время от поступления средств из банка до момента ввода основного средства в эксплуатацию).
Уплата процентов после ввода объекта основных средств, для приобретения которого был взят кредит, относится уже на собственные источники. Также на собственные источники относятся суммы неустоек за несвоевременную уплату процентов или возврат суммы кредита [7; 98-105].
При вводе объекта основных средств в эксплуатацию делаются проводки:
Д-т 68 К-т 19 – принят к зачету НДС;
Д-т 01 К-т 08 – списываются все затраты на первоначальную стоимость объекта основных средств
Необходимым условием зачета НДС, кроме оплаты и производственного характера объекта, является факт ввода объекта в эксплуатацию с обязательным составлением акта приемки-передачи по форме № ОС-1 (НДС по приобретенным легковым автомобилям и микроавтобусам (при условии их производственного назначения)) возмещению из бюджета не подлежит, а относится на увеличение их первоначальной стоимости.
Кроме того, на практике предприятий встречается изготовление основных средств хозяйственным способом. При этом в учете делаются следующие бухгалтерские записи:
Д-т 08 К-т 10 – списываются материалы, отпущенные на строительство (НДС по ним возмещается после оприходования и оплаты);
Д-т 08 К-т 02 – списывается начисленная сумма амортизации основных средств, участвующих в строительстве;
Д-т 08 К-т 23 – списываются услуги вспомогательных производств (ремонт оборудования, занятого в строительстве);
Д-т 08 К-т 51 – уплачены проценты по кредиту банка, полученному для строительства;
Д-т 08 К-т 70 – начислена заработная плата своим работникам, занятым в строительстве (строительная группа, отдел капитального строительства, охрана объекта и др.);
Д-т 08 К-т 69 – произведены отчисления во внебюджетные фонды социального страхования на зарплату своим работникам.
При вводе объекта основных средств в эксплуатацию в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:
Д-т 01 К-т 08 – включена стоимость работ, выполненных подрядчиками в первоначальную стоимость основных средств;
Д-т 01 К-т 08 – включена стоимость оборудования в первоначальную стоимость основных средств;
Д-т 01 К-т 08 – включена стоимость работ, выполненных хозяйственным способом в первоначальную стоимость основных средств.
Амортизация основных средств представляет собой способ возмещения затрат, связанных с приобретением или возведением основных средств, путем перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг), а по объектам непроизводственного назначения – на собственные источники. Если материалы и сырье списываются на себестоимость по мере списания в производство в полной сумме, то основные средства – частями. Во – первых, это связано с тем, что объекты основных средств не переносятся непосредственно на продукцию (работы, услуги). Во – вторых, срок эксплуатации основных средств превышает один год. В – третьих, стоимость основных средств, как правило, высока и включение ее сразу в себестоимость вызовет нежелательные финансовые последствия [6; 120-126].
Понятие амортизации означает процесс перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции. Осуществляется этот процесс путем начисления износа, который учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств». Счет 01 не корреспондирует со счетом 02. Амортизация начисляется следующими проводками:
Д-т 20,23,25,26 К-т 02 – начислена амортизация основных средств.
Начисляя амортизацию, предприятие переносит часть стоимости основных средств на себестоимость основных средств, которая равна разнице между первоначальной (восстановительной) стоимостью и износом. В балансе этот процесс отражается уменьшением внеоборотных активов, которые учитываются по остаточной стоимости.
Порядок амортизации основных средств определен разделом 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Объектами амортизации являются основные средства, принадлежащие предприятию на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Не начисляется амортизация на:
- машины, оборудование и другие подобные средства труда, которые числятся на предприятии как товар или готовая продукция;
- основные средства, полученные безвозмездно и по договорам дарения, а также объекты, полностью приобретенные за счет бюджетных ассигнований (если объект приобретен частично за счет бюджетных ассигнований, то амортизация рассчитывается с части стоимости, равной собственным затратам предприятия). Это положение распространяется только на основные средства, поступившие и поступающие после 1 января 1998 года. На основные средства, поступившие таким образом в предыдущие периоды (до 1 января 1998 года), амортизация начисляется;
- жилищный фонд;
- объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и др.;
- продуктивный скот, буйволов, оленей;
- многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;
- приобретенные издания (книги, брошюры и др.);
- мобилизационные мощности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Амортизация приостанавливается в случаях перевода основных средств на консервацию на срок не менее трех месяцев. Порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации, при этом могут быть переведены на консервацию, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства. Решение о консервации принимается руководителем предприятия, о чем издается соответствующий приказ. Никаких согласований с налоговыми органами и местными властями при этом не требуется. Амортизация приостанавливается также в период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
В сезонных производствах годовая сумма амортизации начисляется равномерно в течение периода работы предприятия в отчетном году. Например, первоначальная стоимость основного средства составляет 600000 руб. Годовая норма амортизации – 10% или 60000 руб. Предприятие работает 8 месяцев в году (с мая по декабрь включительно). До мая износ начисляться не будет. С мая до конца года должен ежемесячно начисляться амортизация в размере 7500 руб. (60000 : 8 мес.).
В ПБУ 6/01 и Методических указаниях предусмотрено четыре способа амортизации:
- линейный;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Линейный способ говорит сам за себя – суммы отчислений одинаковы за весь период эксплуатации. Второй и третий способы из приведенных выше являются нелинейными. При их применении суммы амортизационных отчислений в предыдущие годы больше, чем в последующие. Выбранный метод должен быть обязательно отражен в приказе об учетной политике. При этом не обязательно использовать один и тот же метод по всем основным средствам – один и тот же метод может применяться внутри группы однородных объектов [8; 305-308].
Способ амортизации в течение всего срока полезного использования не должен изменяться. В связи с этим по основным средствам, находившимся на балансе до 1 января 1998 года, амортизационные отчисления после 1 января 1998 года должны производиться только линейным способом. Остальные три способа могут применяться по основным средствам, принятым на баланс после 1 января 1998 года.
Какими же нормами амортизации должны пользоваться предприятия? Способы амортизации, изложенные в ПБУ 6/01 и Методических указаниях, действуют с 1 января 1998 года. Однако они могут применяться при ведении бухгалтерского учета. В целях же налогообложения должен использоваться линейный способ по нормам, установленным постановлением № 1072. Эти нормы устанавливаются в процентах на год. Например, норма амортизации на объект первоначальной стоимостью 100000 руб. составляет 10% в год. За год необходимо начислить амортизацию в размере 10 № от 100000, то есть 10000. Амортизация начисляется ежемесячно. Таким образом, в месяц амортизация оставит 830 руб. (10000 руб. / 12) и будет начисляться ежемесячно до тех пор, пока сумма амортизации не будет равна первоначальной (восстановительной) стоимости. После этого процесс амортизации прекращается, хотя сам объект может продолжать эксплуатироваться. На счете 01 будет числиться по данному объекту сумма в 100000 руб., на счете 02 – также – 100000 руб.
При вводе объекта основного средства в эксплуатацию должен быть обязательно составлен акт приемки – передачи по форме № ОС – 1. Дата составления акта и будет являться датой ввода. Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия.
Виды ремонта основных средств и организация их учета.
Согласно Положению о составе затрат, расходы на содержание и ремонт основных средств относятся к текущим затратам, то есть включаются в себестоимость текущего, среднего и капитального ремонта. Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. Методические указания рекомендуют проводить ремонт в соответствии с планом исходя из системы планово – предупредительных работ, включающих в себя текущий, средний, капитальный и особо сложный ремонт основных средств.
Текущий ремонт состоит в ежедневном техническом обслуживании машин и оборудования с целью их постоянного поддержания в рабочем состоянии. Объем работ по текущему ремонту предусматривает смазку и регулировку отдельных узлов и деталей, замену некоторых из них новыми, но без разборки агрегата. Для других видов основных средств (зданий, сооружений и пр.) устанавливаются другие сроки и другой характер ремонта (побелка, покраска и пр.).