Учет продаж в оптовой и рознечной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:28, курсовая работа

Описание

раскрывает учет реализации товара на предприятияз рознечной и оптовой торговли

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Г.docx

— 80.94 Кб (Скачать документ)

     При реализации покупных товаров доходы от реализации можно уменьшить на стоимость приобретения этих товаров (покупную стоимость). Стоимость товаров  определяется одним из трех методов, утвержденных в учетной политике для целей налогообложения:

    • по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
    • по средней стоимости;
    • по стоимости единицы товара.

     Издержки  обращения, которые принимаются  в целях налогообложения прибыли, подсчитываются в несколько этапов.

     В первую очередь расходы должны быть отнесены к тому или иному виду деятельности. Если в соответствии с документами невозможно точно  организовать раздельный учет расходов, организация должна выбрать метод  отнесения затрат по видам деятельности. Рациональнее всего организациям торговли производить деление расходов пропорционально доле выручки от каждого вида деятельности в общем объеме выручки. Выбранный метод должен быть зафиксирован в приказе по учетной политике.

     На  втором этапе расходы, которые относятся  к налогооблагаемой прибыли, нужно  разделить на расходы, которые относятся  к производству и реализации, и  внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

     Учет  на третьем этапе зависит от выбранной  учетной политики для целей налогообложения: по начислению или кассовый метод.

     Если  налогоплательщик учитывает доходы и расходы кассовым методом, фильтрация затрат заканчивается на втором этапе. Для целей налогообложения принимаются  все признанные расходы.

     Если  учетной политикой установлен порядок  определения доходов и расходов по начислению, тогда на третьем  этапе расходы, связанные с производством  и реализацией, нужно разделить  на прямые и косвенные (п. 2 ст. 252 НК РФ). Общий принцип отнесения расходов к той или иной группе согласно этой классификации изложен в  ст. 318 НК РФ. Однако для торговых организаций  НК предусмотрены некоторые особенности (ст. 320 НК РФ).

     Согласно  НК РФ к прямым расходам в торговых организациях относятся покупная стоимость  товара и расходы по его доставке, если такие расходы не включены в  покупную стоимость товара (порядок  учета покупной стоимости товаров, который регулируется п. 3 ст. 268 НК РФ, рассмотрен выше). Остальные расходы  являются косвенными и могут быть в полном объеме списаны на расходы  отчетного (налогового) периода.

     Прямые  расходы лишь частично могут уменьшать  налогооблагаемую прибыль за этот период. Не будет уменьшать доходы от реализации в налоговом учете часть прямых расходов, которая относится к  товарам на складе. Указанная часть  прямых расходов определяется в следующем  порядке.

     Сначала определяется величина среднего процента:

     Средний процент = (Прямые расходы на начало месяца + прямые расходы за текущий  месяц (по данным налогового учета)) : (Стоимость  остатка товаров на начало месяца + стоимость товаров, реализованных  в текущем месяце (по данным налогового учета))

     Затем можно определить величину прямых расходов, которые не будут уменьшать налогооблагаемую базу текущего периода (она равна  прямым расходам, которые относятся  к остатку товара):

     Прямые  расходы, которые относятся к  остатку товара = Средний процент * Стоимость остатка товара на конец периода (по данным налогового Учета).

     Реализация  товаров на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов  залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или  новации, признаются объектом обложения  налога на добавленную стоимость (статья 146 НК РФ). При этом передача права  собственности на товары на безвозмездной  основе также признается реализацией  товаров.

     Для целей начисления НДС моментом определения  налоговой базы в зависимости  от принятой учетной политики для  целей налогообложения является (статья 167 НК РФ):

    • для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, -день отгрузки (передачи) товаров;
    • для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров.

     В налоговую базу включаются суммы  авансовых или иных платежей, полученные в счет предстоящих поставок товаров (статья 162 НК РФ). В дальнейшем суммы НДС, начисленные с сумм авансовых платежей, подлежат налоговому вычету, который производится после реализации соответствующих товаров (статьи 171, 172 НК РФ).

     Суммы НДС по отгруженным товарам, выделенные отдельно в документах, отражаются по дебету счета 90 "Продажи", субсчет 90-3 "Налог на добавленную стоимость", в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты  по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную  стоимость".

     Если  моментом определения налоговой  базы для целей начисления НДС является момент оплаты, то при отгрузке товаров возникают суммы НДС, отражаемые по правилам ведения бухгалтерского учета, но подлежащие перечислению в бюджет после получения оплаты. Эти суммы учитываются по дебету счета 90 "Продажи" в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на отдельном субсчете) и после получения оплаты переносятся на кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

     Суммы акцизов, включенные в цену проданных  товаров, отражаются на субсчете 90-4 "Акцизы".

     Суммы НДС по приобретаемым товарам, работам, услугам, другим операциям, признаваемым объектами налогообложения, подлежат вычету из сумм налога, подлежащих к уплате в бюджет (статья 171 НК РФ).

     Вычетам подлежат только суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

     Суммы НДС, отнесенные к вычету, списываются  с кредита счета 19 в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

     Принятие  предъявленных сумм налога на добавленную  стоимость к вычету или возмещению из бюджета производится на основании счета - фактуры (статья 169 НК РФ).

     Порядок применения счетов - фактур определяется Правилами ведения журналов учета  полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 с последующими изменениями.

     Счета-фактуры  составляются при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как  облагаемых НДС, так и не облагаемых. Счета-фактуры регистрируются в  книге продаж поставщиком и в книге покупок покупателем.

     Счет-фактура  подписывается руководителем и  главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

     Счет-фактура  составляется поставщиком в двух экземплярах. Первый экземпляр представляется покупателю и дает ему право на возмещение НДС из сумм, причитающихся  к уплате в бюджет. Второй экземпляр  счета - фактуры остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС при реализации товаров (работ, услуг).

     При получении денежных средств в  виде авансовых платежей в счет предстоящих  поставок продавцом в одном экземпляре составляется счет-фактура, который регистрируется в книге продаж. В счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа, по которому был произведен платеж (статья 169 НК РФ). Данный счет-фактура покупателю не передается. Покупатели, осуществляющие авансовые платежи продавцу, счета - фактуры по этим средствам в книге покупок регистрируют при отгрузке им товаров в счет полученных авансов.

     При отгрузке товаров, не облагаемых налогом  на добавленную стоимость, в счете-фактуре  сумма налога не указывается и  делается надпись "Без налога (НДС)".

     В соответствии с Федеральным законом  от 22.05.2003 № 54-ФЗ все наличные расчеты при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе между юридическими лицами, осуществляются с применением контрольно-кассовой техники.

     При расчетах наличными с организациями  и индивидуальными предпринимателями  продавец должен выдать кассовый чек  и счет-фактуру. При этом в книге  продаж показания лент KKТ регистрируются только в части, относящейся к реализации товаров, осуществляемой без выставления счетов-фактур. При выставлении счетов-фактур продавец регистрирует в книге продаж указанные счета-фактуры, а показания лент ККТ, соответствующие этим счетам-фактурам, в книге продаж не регистрируются (письмо МНС РФ от 10 10.2003 № 03-1-08/296311-АЛ268). 

     2.4. выявление направлений совершенствования  учета рассмотренных операций  и разработка рекомендаций

     Для выявления направлений совершенствования  учета протаж в торговых организациях необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета. В зависимости от характера  данных, методов их получения и  способов группировки хозяйственный  учет делится на три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский.Оперативный  учет организуется на местах совершения хозяйственных операций (филиал, склад). Соответствующая информация может  поступать непосредственно во время  совершения хозяйственной операции, как по телефону, так и в устной форме, на дисплее без документального  оформления. Полученные данные используются для повседневного, текущего руководства  и управления деятельностью предприятия (выполнение договоров, прием и отгрузка товара, реализация).Для статистического  учета используется информация о  структуре основных средств, доходах и численности работающих и другие сведения с целью анализа и прогнозирования. Статистика применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, использует результаты оперативного и бухгалтерского учета.В отличие от оперативного и статистического бухгалтерский учет представляет собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основе документов. В случае бухгалтерского учета хозяйственные средства и операции с ними регистрируются все без исключения (сплошной учет), изменение состояния хозяйственных средств и процессов отражается непрерывно и в хронологической последовательности (непрерывный учет), все хозяйственные операции своевременно оформляются документами.В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

   Для достижения этих целей решается целый  комплекс бухгалтерских задач:

  • проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
  • контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
  • контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т.д.), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;
  • учет расходования фонда заработной платы, выявление соотношения между ростом эффективности труда и средней заработной платой;
  • выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства (издержки обращения покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);
  • контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств.

   Для правильного и своевременного учета  должны быть установлены четкие разграничения  материальной ответственности должностных  лиц за вверенные им ценности, а  также своевременно и качественно  необходимо проводить инвентаризации и ревизии.

   Задачи, стоящие перед бухгалтерским  учетом в торговом предприятии, могут  быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации  бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание представления  отчетности и другой информации. Наличие  больших разрывов во времени между  моментом возникновения учетно-экономической  информации и моментом ее использования  препятствует повышению экономической  эффективности деятельности торговых предприятий. Недостатки в организации  учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищения  материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличению расходов на содержание учетного персонала. Поэтому  для совершенсвования учета необходимо как можно больше минимизировать время «пережач» документав, при  этом документы должны быть как можно  больше достоверными и как ожно больше нести в себе информации.

Информация о работе Учет продаж в оптовой и рознечной торговли