Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических, методологических и практических основ бухгалтерского учета выбытия основных средств на предприятии, а также выявление путей совершенствования учета выбытия основных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность основных средств и их значение в деятельности предприятия;
Отразить теоретические основы учета основных средств на основе обобщения бухгалтерской литературы;
Осветить практику ведения бухгалтерского учета выбытия основных средств;
Рассмотреть вопросы, связанные с аналитическим и синтетическим учетом выбытия основных средств в организации;
Разработать перспективы совершенствования бухгалтерского учета выбытия основных средств.
Введение 2
Глава I. Теоретические основы учета основных средств 4
1.1. Нормативное и методологическое регулирование бухгалтерского учета основных средств 4
1.2. Понятие основных средств и задачи их учёта 6
1.3. Классификация основных средств 9
1.4. Оценка основных средств 10
1.5. Аналитический и синтетический учёт основных средств, первичные документы по учету. 13
1.6. Учёт амортизации основных средств 16
Глава II. Бухгалтерский учет выбытия основных средств 23
2.1. Учет операций по выбытию основных средств 23
2.2. Документальное оформление выбытия основных средств 36
Глава III. Совершенствование учета выбытия основных средств 41
Заключение 43
Список литературы 44
При безвозмездной передаче начисляется НДС к уплате в бюджет, исходя из рыночной стоимости: Дт 91 Кт 68. Расходы по передаче отражаются по кредиту счетов учета затрат и Дт 91 счета. Финансовый результат по данной операции всегда убыточный.
Пример 5.
Организация «Март» подарила сотруднику бывший в употреблении автомобиль, первоначальная стоимость которого 300000 руб., а сумма начисленной амортизации составила 150000 руб. Рыночная стоимость аналогичного бывшего в употреблении компьютера равна 108000 руб., в т.ч. НДС 18%. В бухгалтерском учете записи по передаче отражаются следующим образом:
2.1.7. Выбытие объекта основных средств в случае
выявления недостачи и порчи активов при их инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Цель инвентаризации - подтвердить фактическое наличие основных средств по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек - один раз в пять лет. Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.
Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.). При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения.
Фактическое наличие
и техническое состояние
На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя.
Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости (ф. № инв-18). Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией. Все документы составляются в двух экземплярах и подписываются членами комиссии в отдельности по каждому месту нахождения объектов и лицом, ответственным за сохранность объектов. Один экземпляр передается в бухгалтерию, другой остается у материально-ответственного лица.
Возможен вариант, при
котором материалы результатов
инвентаризационной комиссии с учетом
ее предложений оформляются соотве
На основании приказа руководителя по материалам инвентаризационной комиссии в бухгалтерии составляются записи по результатам инвентаризации. Установленные при инвентаризации потери от недостач и порчи объектов основных средств учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в оценке по остаточной стоимости. Недостачи имущества и потери от его порчи подлежат возмещению виновными лицами. Ценности могут быть вверены работнику на основании договора о полной материальной ответственности. Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать ущерб при недостаче и порче имущества в полном размере. Учет расчетов с работниками по установленным при инвентаризации недостачам ведется с использованием счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Таблица 2.2.
Типовые проводки по отражению результатов инвентаризации основных средств
№ |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1. |
Учтены выявленные излишки основных средств |
01 |
91 |
2. Учет недостачи основных | |||
2.1. |
Списание первоначальной стоимости |
01.в |
01 |
2.2. |
Списание амортизации по основному средству |
02 |
01.в |
2.3. |
Учет недостачи по остаточной стоимости |
94 |
01.в |
3. Списание недостачи за счет виновных лиц | |||
3.1. |
Остаточная стоимость |
73-2 |
94 |
3.2. |
Превышение рыночной стоимости |
73-2 |
98-4 |
3.3. |
Получена сумма в счет погашения недостачи |
50,51 |
73-2 |
3.4. |
Списана разница между рыночной и остаточной стоимостью |
98-4 |
91-1 |
4. |
Списание недостачи за счет организации на прочие расходы |
91-2 |
94 |
Пример 6
По результатам инвентаризации обнаружена недостача ксерокса первоначальной стоимостью 37500 руб., сумма начисленной амортизации к моменту инвентаризации составила 26200 руб. Недостача отнесена на материально-ответственное лицо по рыночной стоимости, равной 15000 руб. Сумма недостач удержана из заработной платы материально-ответственного лица.
В бухгалтерском учете предприятия сделаны следующие записи:
Выбывающий объект основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета организации и списание, как и любая другая хозяйственная операция, должно быть подтверждено документально.
Для того чтобы определить, целесообразно ли дальнейшее использование основного средства, пригодно ли оно к дальнейшей эксплуатации, в организации приказом руководителя создается комиссия. Такое правило установлено п. 77 Методических указаний №91н.
В состав комиссии включаются соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер организации, и лица, ответственные за сохранность объектов основных средств. Помимо этих лиц для участия в работе комиссии могут быть приглашены представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.
Комиссия, прежде всего, осматривает объект основных средств, используя при этом необходимую техническую документацию и данные бухгалтерского учета. По результатам осмотра устанавливается целесообразность (пригодность) дальнейшего использования объекта основных средств. Если объект по каким-либо причинам вышел из строя, определяется возможность и эффективность его восстановления.
Комиссия устанавливает причины списания объекта основных средств. Такими причинами могут быть физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации.
Если объект преждевременно
выбывает из состава основных
средств по вине работников
организации, комиссия
Нередко отдельные
узлы, детали и материалы
Завершается работа
комиссии составлением акта на
списание объекта основных
В акте указываются данные, характеризующие основное средство:
- дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;
- год изготовления или постройки;
- время ввода в эксплуатацию;
- срок полезного использования,
установленный при принятии
- первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации;
- данные о проведенных переоценках;
- данные о ремонтах;
- причины выбытия и обоснование этих причин;
- состояние основных
частей, деталей, узлов и
Акты на списание любой из утвержденных форм составляются в двух экземплярах и подписываются членами комиссии.
Первый экземпляр
передается в бухгалтерию.
Если списывается
В показателях граф «Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость» по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней переоценки. Если же основное средство не подвергалось переоценке, указывается его первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Сумма начисленной амортизации (износа) указывается в показателях граф «Сумма начисленной амортизации (износа)».
При списании основных средств организация может нести дополнительные затраты, а также получить материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования. Эти данные отражаются: в форме № ОС-4 - в разд. 3 «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания»; в форме № ОС-4а - в разд. 5 «Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания»; в форме № ОС-4б - в разд. 2 «Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств».
В акты на списание
основных средств, как и в
другие первичные учетные