Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических, методологических и практических основ бухгалтерского учета выбытия основных средств на предприятии, а также выявление путей совершенствования учета выбытия основных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность основных средств и их значение в деятельности предприятия;
Отразить теоретические основы учета основных средств на основе обобщения бухгалтерской литературы;
Осветить практику ведения бухгалтерского учета выбытия основных средств;
Рассмотреть вопросы, связанные с аналитическим и синтетическим учетом выбытия основных средств в организации;
Разработать перспективы совершенствования бухгалтерского учета выбытия основных средств.
Введение 2
Глава I. Теоретические основы учета основных средств 4
1.1. Нормативное и методологическое регулирование бухгалтерского учета основных средств 4
1.2. Понятие основных средств и задачи их учёта 6
1.3. Классификация основных средств 9
1.4. Оценка основных средств 10
1.5. Аналитический и синтетический учёт основных средств, первичные документы по учету. 13
1.6. Учёт амортизации основных средств 16
Глава II. Бухгалтерский учет выбытия основных средств 23
2.1. Учет операций по выбытию основных средств 23
2.2. Документальное оформление выбытия основных средств 36
Глава III. Совершенствование учета выбытия основных средств 41
Заключение 43
Список литературы 44
Надлежащим образом оформленный акт передается в бухгалтерию организации, где на его основании делается отметка о выбытии основного средства в инвентарной карточке или книге (формы № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).
Инвентарные карточки на выбывшие объекты основных средств в течение месяца (до конца месяца) могут находиться обособленно от остальных инвентарных карточек. Затем карточки передаются на хранение и хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет, что установлено п. 80 Методических указаний №91н. Инвентарные номера по выбывшим объектам основных средств не присваиваются вновь поступившим объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия. Такой порядок препятствует возникновению возможных ошибок при отражении операций, относящихся к выбывшим и поступившим объектам.
Если объекты безвозмездно
передаются по договору дарения либо
в собственность другого
Организации с момента введения в действие части II Налогового кодекса РФ (НК РФ), наряду с бухгалтерским учетом, обязаны вести и учет в целях налогообложения прибыли организаций. Под основными средствами для целей налогообложения прибыли (согласно п.1 ст.257 НК РФ) понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
Как сказано в Письме УФНС России по г. Москва от 28 апреля 2006 г. №20-12/35854 в качестве первичных учетных документов в налоговом учете могут выступать копии первичных документов, используемых в бухгалтерском учете.
При списании основных
средств, срок эксплуатации
Если организация не располагает достаточным количеством сотрудников для комплектования комиссии в порядке, установленном п. 77 Методических указаний №91н, осмотр имущества с целью установления его пригодности для дальнейшего использования в хозяйственной деятельности может производиться комиссией, сформированной учредителями организации. Если первичные учетные документы на списание основных средств оформлены с нарушениями, то суд может принять решение в пользу налогового органа и организация будет привлечена к ответственности за неправомерное завышение внереализационных расходов на суммы недоначисленной амортизации при списании основных средств.
Согласно ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. С учетом этого комиссия в акте о частичной ликвидации указывает причины частичной ликвидации амортизируемого имущества (модернизация, реконструкция или иная причина). Комиссия определяет также долю ликвидируемого имущества, исчисляемую в процентном отношении амортизируемого имущества (например, подлежит ликвидации 25% амортизируемого имущества). С учетом установленной доли исчисляется первоначальная (остаточная) стоимость, а также начисленная амортизация, приходящаяся на ликвидируемое имущество.
В оставшейся части основного средства амортизация продолжает начисляться в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, исходя из остаточной (скорректированной на стоимость ликвидированной части) стоимости имущества.
Эффективность использования основных средств в значительной степени зависит от организации бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации, необходимой для принятия управленческих решений. К такой информации, в частности, относятся сведения о наличии и техническом состоянии объектов основных средств, получаемые в процессе инвентаризации. На основе указанной информации принимаются решения о списании с баланса неиспользуемых объектов основных средств.
В современных условиях
происходят качественные изменения, переход
к принципиально новым
Роль основных средств в процессе производства, особенности их воспроизводства обуславливают особые требования к информации о наличии, движении, состоянии и использовании основных средств на предприятии. Современная система управления требует более полной оперативной и комплексной информации по основным средствам. Учет должен быть построен таким образом, чтобы из него можно было получить любую информацию, а не только отчетную, при этом как можно быстрее.
Повышение эффективности учета должно происходить в сфере способа группировки и представления информации. Поскольку на предприятии большое множество различных групп основных средств, то без использования вычислительной техники получить необходимые данные практически невозможно. В настоящее время появляется все больше и больше фирм, занимающихся изготовлением и распространением программ автоматизации бухгалтерского учета, среди которых каждая организация может выбрать оптимальный вариант. К сожалению, освоение приобретенных программ является довольно сложным процессом, а если на предприятии установлены программы разных фирм, то много времени тратится на переквалификацию бухгалтера. В таком случае можно предложить, помимо введения стандарта на формы по первичному учету основных средств в условиях ведения бухгалтерского учета на компьютере, ввести стандарт на программное обеспечение бухгалтерского назначения. Органом, компетентным для разработки такого решения может являться Минфин РФ в сотрудничестве с Комитетом по информатизации при президенте РФ. Главное, что нужно учесть при разработке стандарта - возможность его изменения по мере совершенствования системы бухгалтерского учета и предоставление простора для улучшения программного обеспечения, чтобы не свернуть конкуренцию между фирмами, работающим в этой области.
Введение дополнительного контроля за учетом выбытия основных средств со стороны руководства предприятия считается очень важным. Это означает просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этой области. Такой подход позволит более рационально расходовать средства на содержание основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости выбытия того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия. Кроме того, нужно ввести анализ эффективности использования основных средств, по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на предприятии.
Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета основных средств является ориентация на Международные стандарты учета и отчетности. Внедрение Международных стандартов учета позволит повысить качество учета основных средств и контроля за учетом. В то же время, предприятие получит более гибкую и обоснованную систему учета с возможностью учета особенностей его деятельности.
Любая производственная организация (не зависимо от отраслевой направленности), не может осуществлять свою деятельность без наличия основных средств. Основные средства любой организации являются ее главным производственным потенциалом, эффективность управления которым можно обеспечить лишь в том случае, если в организации правильно построен бухгалтерский учет этого имущества. Основные средства представляют собой материально-вещественные ценности, используемые в производственном процессе и с течением времени переносящие свою стоимость на изготавливаемую продукцию, производимую с их помощью, путем начисления амортизационных начислений.
В ходе выполнения курсовой работы были изучены теоретические аспекты, посвященные учету основных средств, а также рассмотрены практические вопросы учета выбытия объектов основных средств.
Для учета выбытия основных средств целесообразно к счету 01 открыть отдельный субсчет «Выбытие основных средств», на котором будет формироваться остаточная стоимость реализуемого основного средства. Важно также вовремя отслеживать постоянно изменяющееся законодательство, так как от этого зависит правильность учета выбытия основных средств.
Основные средства являются одним из важнейших факторов любого производства, неотъемлемой частью любого предприятия. Они определяют производственную мощь предприятий, характеризуют их техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией, автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности. Их состояние и эффективное использование прямо влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий и на такие важные показатели как финансовое положение, конкурентоспособность на рынке. Поэтому правильное ведение бухгалтерского учета основных средств, а к частности их выбытия, очень важно на современном этапе развития деятельности любого предприятия.