Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов учета выпуска готовой продукции.
Объектом исследования данной работы является ООО «Югполиграф».
Предмет - анализ существующих моделей учета готовой продукции
При написании данной работы, главными задачами являлось:
- изучение порядка ведения бухгалтерских операций по учету выпуска и реализации готовой продукции;
- проведение анализа деятельности исследуемого предприятия.
- контроль за соблюдением установленных организацией норм материальных запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции. Выполнением этой задачи достигается оптимизация размера оборотных средств. Так как данная задача решается экономистами и менеджерами организации, то бухгалтерская служба призвана обеспечить соответствующие структурные подразделения организации необходимой информацией;
- проведение анализа эффективности использования запасов готовой продукции. Последняя задача сформулирована в общем виде, который предполагает наличие методики анализа, применительно к специфике конкретной организации, наличия специалистов соответствующей квалификации и, главное, возможности использования результатов анализа при принятии управленческих решений [2].
В налоговом учете понятие «готовая продукция» не применяется, а используется понятие «расходы для целей налогообложения».
Для целей финансового учета себестоимость готовой продукции формируется в соответствии с требованиями п.6 ПБУ 5/01 и положениями Методических указаний. Для целей налогообложения к уменьшению налоговой базы принимаются расходы, перечень которых установлен гл.25 НК РФ [2].
В связи с тем, что в последнее время российский учет и отчетность ориентированы на международные стандарты финансовой отчетности, целесообразно рассмотреть понятие материальных запасов в соответствии с зарубежными нормами.
В соответствии с МСФО 2 «Запасы» запасы классифицируются следующим образом [15, c. 230]:
- товары, земля и другое имущество, закупленные и хранящиеся для перепродажи;
- готовая продукция, выпущенная компанией;
- незавершенная продукция, выпущенная компанией и включающая сырье и материалы, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе [2].
Готовая продукция в соответствии с МСФО 2 «Запасы» - это активы, предназначенные для продажи в ходе нормальной деятельности.
При оценке готовой продукции следует учитывать особенности, характерные для экономического содержания данного вида активов.
1.3. Учет и документальное оформление выпуска готовой продукции
Готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением, представляющим фактическую производственную себестоимость.
Остатки готовой продукции на складах или иных местах хранения на начало и конец отчетного периода в аналитическом и синтетическом учете могут оцениваться:
- по фактической производственной себестоимости, применяемой для оценки готовой продукции в единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры;
- по нормативной себестоимости, включающей полную совокупность затрат на производство (расходы по использованию основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др.). Она характерна для оценки готовой продукции в отраслях массового и серийного производства с большой номенклатурой готовой продукции;
- по нормативной себестоимости, включающей расходы прямых статей затрат;
- по договорным ценам, что характерно для условий стабильности цен на готовую продукцию;
- по другим видам цен.
Независимо от цен, принятых для оценки готовой продукции в соответствии с приказом руководителя организации об учетной политике, общая стоимость готовой продукции за отчетный период должна быть равна фактической производственной себестоимости готовой продукции.
Готовая продукция, выпущенная из производства, переходит из сферы (этапа) производства и поступает в сферу обращения [12, c. 190].
Выпуск готовой продукции из производства и поступление ее на склад готовой продукции учитываются типовыми (приложение 4) первичными учетными документами и следующими учетными документами, не являющимися типовыми:
- приемосдаточными накладными;
- спецификациями;
- приемными актами;
- ведомостями сдачи готовой продукции из производства на склад;
- планами-картами сдачи готовой продукции и др.
Перечисленные документы заполняются обычно в двух экземплярах (один для цеха-сдатчика, другой остается на складе), утверждаются в учетной политике организации и должны содержать реквизиты, предусмотренные ст. 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3].
Аналитический учет движения готовой продукции на складах ведется аналогично учету материально-производственных запасов в карточках учета материалов типовой формы №М-17 по ее наименованиям, видам, местам хранения и материально ответственным лицам (приложение 4). В карточках ведется учет поступления из производства готовых изделий, передачи (отгрузки, продажи) покупателям в соответствии с первичными документами и датами движения. Причем после каждой операции в карточке обязательно выводится ее остаток [11, с. 120].
На основании данных, учтенных в карточках, на складах составляются оборотные ведомости готовой продукции или сальдовые ведомости готовой продукции, которые передаются в бухгалтерию. Здесь они необходимы для ведения количественного и стоимостного учета движения готовой продукции на складах и организации контроля за сохранностью этих ценностей.
Первичные учетные документы, поступившие на склад в течение месяца и сгруппированные по местам хранения и видам готовой продукции, поступают в бухгалтерию, где проверяются и таксируются. После этого на их основании в бухгалтерии ежемесячно составляется ведомость выпуска готовой продукции, которая необходима для оперативного контроля ежедневного выполнения плана по выпуску в разрезе наименований продукции в количественном и стоимостном измерении в течение месяца нарастающим итогом. Для отражения поступления готовой продукции из производства в стоимостном измерении используются учетные цены номенклатуры-ценника. По окончании месяца после расчета фактической себестоимости готовой продукции по видам она также показывается в этой ведомости [15, с. 310].
Синтетический учет готовой продукции, выпущенной из производства, организуется на счете 43 «Готовая продукция» с использованием или без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Когда организация для учета движения готовой продукции использует только счет 43 «Готовая продукция», при оприходовании ее на склад выполняется следующая корреспонденция:
Дт 43 «Готовая продукция»
Кт 20 «Основное производство»
Кт 23 «Вспомогательные производства»
Кт 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» по фактической производственной себестоимости.
Если учет готовой продукции ведется по нормативной себестоимости или по договорным ценам, то разница между фактической себестоимостью и стоимостью готовой продукции по учетным ценам учитывается на счете 43 «Готовая продукция», субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости». Эти отклонения учитываются в разрезе номенклатуры готовой продукции, по отдельным группам готовой продукции или по организации в целом. Превышение фактической себестоимости над учетной стоимостью списывается:
Дт 43 «Готовая продукция», субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости»
Кт 20 «Основное производство»
Кт 23 «Вспомогательные производства»
Кт 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Если фактическая себестоимость ниже учетной стоимости, то выполняется сторнировочная запись.
При необходимости выпуск продукции, работ, услуг может учитываться на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». На этом счете обобщается информация о выпуске за отчетный период, когда организация оценивает готовую продукцию по нормативной (плановой) себестоимости [7, с. 178].
По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» учитывается фактическая себестоимость выпуска:
Дт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
Кт 20 «Основное производство»
Кт 23 «Вспомогательные производства»
Кт 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции, работ, услуг списывается:
Дт 43 «Готовая продукция»
Дт 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на последнее число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) от нормативной (плановой) себестоимости.
Экономия (превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической) отражается красным сторно:
Дт 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Перерасход (превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой) себестоимостью) отражается дополнительной записью:
Дт 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» по окончании отчетного месяца закрывается, на отчетную дату сальдо не имеет, и записи по нему в бухгалтерском балансе не производятся.
1.4. Учет и документальное оформление реализации готовой продукции
Для расчета полной фактической себестоимости готовой продукции необходимо организовать не только учет ее производственной себестоимости, но и учет коммерческих расходов. Коммерческие расходы представляют затраты на отгрузку и продажу готовой продукции, работ, услуг. К ним относятся:
- стоимость тары, приобретенной у сторонних организаций и используемой для упаковки изделий, а также расходы по ее содержанию в исправном состоянии и ремонту, если стоимость последней включена в продажную цену готовой продукции на основании условий договора с покупателем и не подлежит оплате им;
- расходы на погрузку готовой продукции в транспортные средства, на ее доставку до пункта, определенного условиями договора с покупателем, оплату услуг транспортно-экспедиционных организаций и др.;
- комиссионные сборы, отчисления, уплачиваемые специализированным организациям, оказывающим услуги по доставке готовой продукции в соответствии с условиями договоров;
- затраты по рекламе (разработка и изготовление рекламной продукции, изготовление и распространение рекламных сувениров, образцов продукции, объявления в средствах массовой информации и др.);
- представительские расходы (расходы на проведение официальных приемов, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, и др.) и др.[17, с. 22-26]
Аналитический учет коммерческих расходов ведется на основании первичных учетных документов в ведомости учета коммерческих расходов в разрезе установленной в организации номенклатуры статей затрат.
Синтетический учет расходов организуется на собирательно-распределительном счете 44 «Расходы на продажу», по дебету которого накапливаются суммы произведенных организацией расходов по продаже продукции, работ, услуг:
Дт 44 «Расходы на продажу»
Кт 02 «Амортизация основных средств»