Учет выпуска готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов учета выпуска готовой продукции.
Объектом исследования данной работы является ООО «Югполиграф».
Предмет - анализ существующих моделей учета готовой продукции
При написании данной работы, главными задачами являлось:
- изучение порядка ведения бухгалтерских операций по учету выпуска и реализации готовой продукции;
- проведение анализа деятельности исследуемого предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет готовой продукции.docx

— 96.03 Кб (Скачать документ)

     Использование счета №40 «Выпуска продукции (работ, услуг)» позволяет бухгалтерии  организации выявить отклонения фактической производственной себестоимости (или суммы прямых затрат) от их нормативной (плановой) величины. Это важно для  контроля за уровнем производственных расходов и выявлением причин их удорожания как в целом по организации, так  и по видам ее деятельности и подразделениям (основным, вспомогательным производствам, обслуживающим хозяйствам). Вместе с тем ведение данного счета  имеет смысл, если можно достаточно полно и правильно определить нормативную (плановую) себестоимость  всех разновидностей продукции, включенных в план выпуска и продаж. Это  требует хорошо налаженного нормативного хозяйства, обособленного учета  отклонений от норм по видам продукции, работ, услуг.

     Дата  признания выручки от реализации готовой продукции по методу продаж «по отгрузке» является наиболее ранняя из следующих дат:

              -день отгрузки товара (работ, услуг) или передача прав собственности на товар;

                   -день оплаты товаров (работ, услуг).

     Выручка от реализации по методу «по оплате»  признается по дате поступления денежных средств. 
 

2. Технико-экономическая характеристика

   ООО «югполиграф»

          Хозяйственная деятельность предприятия характеризуется основными экономическими показателями, которые приведены в бухгалтерском балансе (форма № 1) за 2002-2003 г.г., отчете о прибылях и убытках (форма № 2) за 2002-2003 г.г. и аналитических таблицах (Приложения 1-3). Анализ проводится в динамике за 2002-2003 годы. Все фактические значения показателей пересчитаны в цены на 1.01.2003 года. Это позволяет не только рассчитать темпы их прироста или снижения в сопоставимой оценке и за счет инфляционных факторов, но и изучить показатели в динамике в сопоставимых ценах и тарифах, влияние инфляции на абсолютные значения показателей.

          ООО «югполиграф» за 2003 г. значительно снизил все производственные показатели и закончил год с убытками в сумме 19,2 4 т.р. Предприятие не имело убытков по итогам работы в 2003 г., когда прибыли было получено на 246,1 т.р.

          В рассматриваемом периоде убытки были получены при увеличении валового дохода, прирост которого составил 180,5 т.р. Убытки  связаны на прямую с увеличением себестоимости выпускаемой продукции.

Выше  сказанное свидетельствует об  отсутствии научно-обоснованной  стратегии  в ценовой политике организации  и не умением менеджеров предприятия  ориентироваться в рыночных условиях.

          В результате возникли проблемы  основными из которых являются:

                   - отсутствие "прозрачности" системы  учета затрат, позволяющей установить  причины их возникновения и  определить их экономически оправданную  величину;

                   - недостаточный уровень ответственности  и мотивации персонала на снижение  уровня   затрат и повышение эффективности деятельности компании;

                   - низкая оперативность получения  фактической информации о текущей  деятельности филиалов и компании  в целом (расчеты, наличие финансовых  ресурсов и т.п.);

                    - несовершенство (с точки зрения  решения управленческих задач)  системы   внутренней финансовой отчетности;

                   - недостаточно высокая финансовая  дисциплина линейных подразделений; 

                   - недостаточная эффективность и  несистематичность процедур планирования  доходов, расходов и финансовых  потоков; 

                   - недостаточная отлаженность системы  первичного документооборота, в  том числе и документооборота  бухгалтерского учета. 

    Таблица 2.1

Основные  технико-экономические показатели

ООО «Югполиграф» за 2002-2003 г.г.

  Код  строки За отчетный период За аналог. период             пр. года Изменения
Наименование  показателя Абсолютн. величины Удельные  веса Темп прироста Структура  изменений
Выручка (нетто)  от  реализации  товаров,  продукции, работ, услуг,  в  том  числе: 010 3 358 185,0 3 177 672,0 180 513,0 0,00% 5,68% 0,00%
Себестоимость  реализации  товаров,  продукции,  работ,  услуг,  в  том  числе: 020 3 337 688,0 2 772 219,0 565 469,0 12,15% 20,40% 0,00%
Валовая  прибыль 029 20 497,0 405 453,0 -384 956,0 -12,15% -94,94% -213,26%
Коммерческие  расходы 030 0,0 4 734,0 -4 734,0 -0,15% -100,00% -2,62%
Прибыль  от  реализации (010-020-030-040) 050 20 497,0 400 719,0 -380 222,0 -12,00% -94,88% -210,63%
Проценты  к  получению 060 0,0 0,0 0,0 0,00% 0,00% 0,00%
Проценты  к  уплате 070 15 825,0 0,0 15 825,0 0,47% 0,00% 8,77%
Доходы  от  участия  в  других  организациях 080 39,0 0,0 39,0 0,00% 0,00% 0,02%
Прочие  операционные  доходы 090 19 172,0 0,0 19 172,0 0,57% 0,00% 10,62%
Прочие  операционные  расходы 100 43 055,0 0,0 43 055,0 1,28% 0,00% 23,85%
Прочие  внереализационные  доходы 120 0,0 12 373,0 -12 373,0 -0,39% -100,00% -6,85%
Прочие  внереализационные  расходы 130 0,0 87 743,0 -87 743,0 -2,76% -100,00% -48,61%
Прибыль  до  налогообложения                                                                 (050+060+080+090+120-070-100-130) 140 -19 172,0 325349.0 -344521.0 -10,81% -105,89% -190,86%
Налог  на  прибыль 150 0,0 79 213,0 -79 213,0 -2,49% -100,00% -43,88%
Прибыль (убыток)  от  обычной  деятельности 160 -19 172,0 246 136,0 -265 308,0 -8,32% -107.79% -146,97%
Чистая  прибыль 190 -19 172,0 246 136,0 -265 308,0 -8,32% -107.79% -146,97%
 

3. Оценка готовой продукции

     Готовая продукция представляет собой законченный  результат производственного процесса, пригодный для использования  в соответствии с назначением  и для продажи покупателям.

     Оценка  остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о  движении и об остатках готовой продукции  на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных  на сумму прямых расходов, относящуюся  к остаткам НЗП. Оценка остатков готовой  продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой  продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в  текущем месяце (за минусом суммы  прямых затрат, приходящейся на остаток  НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию [2, ст. 319].  
          Балансовая оценка готовой продукции (себестоимость), как следует из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, может быть двух типов: фактическая и нормативная (плановая).

     Причем  себестоимость может включать как  всю сумму затрат (полная себестоимость), так и лишь прямые затраты (сокращенная  себестоимость). То есть на практике применяются  две взаимопересекающиеся классификации  себестоимости:

                   1) по критерию реальности (фактическая/нормативная);

                   2) по критерию полноты (полная/сокращенная).

     Какой именно из указанных видов оценки будет использоваться при составлении  отчетности, предприятие должно установить в своей учетной политике.

          Если выбран вариант, связанный с исчислением нормативной себестоимости, необходимо также утвердить ее значение по каждому наименованию выпускаемой продукции.

          Поскольку точно определить себестоимость произведенной в текущем периоде продукции можно только по его окончании, когда будет сформирована сумма понесенных за этот период расходов, возникает проблема оценки готовой продукции в течение периода.

          Продукция может выпускаться и отгружаться покупателям с первых дней месяца, а ее фактическая себестоимость определится намного позднее. Поэтому в течение месяца движение готовой продукции отражается с использованием учетных цен. В качестве таких цен могут выступать фактическая себестоимость прошлого периода, нормативная себестоимость, договорные цены и т. п. Выбор конкретного варианта учетной цены остается за организацией.

          Классификация себестоимости по критерию полноты

        В зависимости от полноты включения затрат в расчет себестоимости единицы продукции различают следующие виды себестоимости:

                   - полную, включающую все расходы, в том числе коммерческие и управленческие (общепроизводственные), и характеризующую затраты предприятия на производство и реализацию продукта;

                   - производственную (полную производственную), учитывающую все расходы, кроме коммерческих (расходов, осуществляемых на стадии продажи), характеризующую затраты предприятия на производство продукта;

                   - цеховую (сокращенную производственную), определяемую с учетом цеховых расходов: прямых расходов на продукт и доли общепроизводственных расходов, приходящихся на данный цех, которая характеризует затраты подразделения на производство продукта;

                   - технологическую (по прямым статьям затрат), учитывающую только прямые расходы на продукт (общепроизводственные и общехозяйственные расходы в расчет не включаются).

     Методы  расчета сокращенной себестоимости  предусматривают списание тех расходов, которые не включаются в оценку готовой  продукции, на уменьшение финансового  результата периода. Показатели сокращенной  себестоимости характеризуют эффективность  деятельности тех подразделений, расходы  которых в нее включаются. Если вся выпущенная продукция продается  в периоде ее производства, методы полной и сокращенной себестоимости  дают одинаковый финансовый результат.

     Существуют  следующие способы оценки готовой  продукции [17, c. 22-26]:

                   - вариант 1: по полной производственной себестоимости, коммерческие расходы списываются частично (расходы на упаковку и транспортировку включаются в себестоимость, остальные коммерческие расходы списываются на счет 90 "Продажи");

                   - вариант 2: по полной производственной себестоимости, коммерческие расходы (в том числе на упаковку и транспортировку) списываются полностью;

                   - вариант 3: по сокращенной производственной себестоимости, коммерческие расходы (в том числе на упаковку и транспортировку) списываются полностью.

     В рассматриваемой ситуации в зависимости  от выбранного организацией способа  списания расходов могут быть сделаны  следующие учетные записи

     Правила учета затрат на производство продукции  и исчисления себестоимости продукции  согласно п. 10 ПБУ 10/99 "Расходы организации" должны устанавливаться отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

     Таблица 3.1 

     Бухгалтерские проводки по вариантам

Содержание  хозяйственной операции Применяется для: Корреспонденция счетов
  вариант 1 вариант 2 вариант 3 Д-т К-т
Списаны общепроизводственные расходы  Да Да Да 20 25
Списаны общехозяйственные расходы  Да Да Нет 20 26
Отражена  фактическая производственная себестоимость  выпущенной продукции  Да Да Да 43 20
Признана  выручка от продажи продукции  Да Да Да 62 90-1
Начислен  НДС  Да Да Да 90-3 68
Списана фактическая себестоимость проданной  продукции  Да Да Да 90-2 43
Списаны расходы на упаковку продукции  Да Нет Нет 90-2 44
Списаны прочие коммерческие расходы  Да Нет Нет 90-2 44
Списаны расходы на продажу  Нет Да Да 90-2 44
Списаны общехозяйственные расходы  Нет Нет Да 90-2 26
Отражена  прибыль от продаж Да Да Нет 90-9 99
Отражен убыток от продаж Нет Нет Да 99 90-9

Информация о работе Учет выпуска готовой продукции