Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов учета выпуска готовой продукции.
Объектом исследования данной работы является ООО «Югполиграф».
Предмет - анализ существующих моделей учета готовой продукции
При написании данной работы, главными задачами являлось:
- изучение порядка ведения бухгалтерских операций по учету выпуска и реализации готовой продукции;
- проведение анализа деятельности исследуемого предприятия.
- 0% - по продукции, работам, услуга, реализованным в таможенном режиме экспорта, поскольку после отправки продукции, товаров и т.д. НДС, уплаченный при приобретении данных товаров, либо материалов, использованных на производство данной продукции, возмещается из бюджета в объеме, подтвержденном документально;
- 10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ;
- 18% - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары [4].
Исчисленную сумму НДС по реализованной продукции оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дб 90 «Продажи»,
Кр 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на добавленную стоимость».
Особенностью бухгалтерских записей на счете 90 «Продажи» является то, что обороты по указанным субсчетам ежемесячно не закрываются. Ежемесячно бухгалтер должен сопоставить совокупные дебетовые обороты по субсчетам 2 «Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость», 4 «Акцизы» и другие с кредитовым оборотом по субсчету 1 «Выручка». Сумма рассчитанной таким образом прибыли или убытка от продаж за отчетный месяц ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».
По окончании месяца делается бухгалтерская запись:
- на сумму прибыли за отчетный период -
Дт 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»
Кт 99 «Прибыли и убытки»;
- на сумму убытка за отчетный период -
Дт 99 «Прибыли и убытки»
Кт 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчете 9 «Прибыль/убыток от продаж»:
Дт 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»
Кт 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» или субсчет 4 «Акцизы»,
Кт 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»;
Дт 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»
Кт 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».
Таким образом, остатки по субсчетам, открытым к счету 90 «Продажи», будут закрыты на конец года.
Аналитический учет по счету 90 «Продажи» организуют по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет можно вести по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией [11, с. 138].
Для аналитического учета реализованной (отгруженной и оплаченной) продукции используется ведомость № 16 «Учет отгрузки и реализации продукции и материальных ценностей» (раздел И), в которой совмещается аналитический и синтетический учет отгрузки (отпуска), реализации продукции, материальных ценностей и услуг и расчетов с покупателями. Аналитический учет отгрузки и реализации организуется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в разрезе платежных документов в двух оценках по фактической себестоимости и продажной цене. Причем учитывается и общее количество продукции, оставшейся на начало и конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями и реализованной. Основанием для заполнения раздела II ведомости являются ведомость за прошлый месяц (остаток неоплаченной продукции на начало месяца), платежные документы и приказы-накладные на отгруженную продукцию отчетного месяца, а также выписки банка из расчетного счета организации [15, с. 89].
Таким образом, из раздела II возможно получить следующие данные: количество изделий, отпущенных со склада и отгруженных за месяц, как по ассортименту, так и в стоимостном выражении; сумму транспортных расходов; сумму НДС; суммы, причитающиеся по счетам к оплате; состояние расчетов с покупателями; сведения о поступивших в отчетном месяце суммах за продукцию и в возмещение транспортных расходов и т.д. Показатели ведомости имеют большое оперативное значение, так как на каждый день необходимо иметь сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции и в целях контроля за выполнением договорных обязательств.
Раздел III ведомости заполняется по окончании месяца общими суммами по предъявленным счетам и состоит из трех частей: А - оплата и списания; Б - списано в связи с возвратом продукции; В - не оплачено, не списано. Этот раздел служит для контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11 оборотов по кредиту счетов 45 «Товары отгруженные» и 90 «Продажи» и правильности расчета остатков по счету 45 «Товары отгруженные».
Обороты с начала года в объеме отгруженной продукции используются для расчета процентного отношения фактической себестоимости к сумме по предъявленным счетам. Оно должно быть меньше 100%, так как показывает долю фактических затрат организации в суммах выручки, т.е. продажной стоимости готовой продукции. Оставшаяся часть отражает долю прибыли.
В случае, когда была реализована продукция по цене ниже себестоимости, фактическая себестоимость реализованной продукции будет превышать отпускную цену. Разница между отпускной ценой и фактической себестоимостью будет составлять убыток от реализации.
Указанный процент имеет большое значение не только для анализа выполнения плана прибыли, но и для расчета фактической себестоимости остатка неоплаченной на конец месяца отгруженной и отпущенной продукции, выполненных работ и услуг. Для этого суммы продажной стоимости по всем неоплаченным на конец месяца счетам умножаются на процентное отношение [15, с. 284].
Организации для учета факта реализации по моменту отгрузки могут организовать аналитический учет реализации (в объеме отгруженной продукции) в отдельной ведомости № 16/1 «Учет реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке», которая заменяет раздел II ведомости № 16 .
Аналитичность ведомости № 16/1 достаточно показательна и во многом повторяет показатели раздела II ведомости № 16:
- ведется в разрезе каждого платежного документа, вида продукции и количества;
- имеет перечень неоплаченных документов на начало месяца (сальдо счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»);
- имеет перечень платежных документов и объем отгрузки за отчетный месяц (дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка от продаж»);
- в ней определяют неоплаченные документы на конец месяца (сальдо счета 62 «Расчеты с покупателями» на конец месяца);
- все указанные количественные показатели оцениваются по фактической себестоимости, по отпускным (договорным) ценам, по сумме НДС;
- ее показатели позволяют рассчитать результат реализации за отчетный месяц по каждому первичному документу, подтверждающему отгрузку, как разницу между отпускной и фактической стоимостью продукции (работ, услуг), т.е. прибыль или убыток.
Ведомость № 16/1 заполняется на основе отгрузочных и платежных документов, справок-расчетов о фактической себестоимости, выписок банка из расчетных и прочих счетов организации.
Для анализа результатов планирования в ведомости № 16/1 может рассчитываться и плановая себестоимость реализации и плановая прибыль.
Следует отметить, что в указанном регистре ведется и аналитический учет прочей реализации: основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей и прочих активов [15, с. 476].
Документальное оформление их носит тот же характер, т.е. на основании накладных выписываются платежные (расчетные) документы с указанием договорной цены и отпускной стоимости.
Учет отгрузки и реализации организуется в разрезе субсчетов и синтетических показателей в журнале-ордере №11, предназначенном для отражения оборотов по кредиту счетов 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 45 «Товары отгруженные», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и аналитических данных к счетам 45 «Товары отгруженные» и 90 «Продажи». Журнал-ордер № 11 заполняется на основе аналитических данных ведомостей № 15 и 16. Аналитические данные к счетам 45 «Товары отгруженные» и 90 «Продажи» приводятся в журнале-ордере № 11 по фактической себестоимости, в суммах по предъявленным счетам или заменяющим их документам, и в обороте не только за отчетный месяц, но и с начала года, с отражением сумм НДС.
Аналитические показатели к журналу-ордеру № 11 используются для расчета реализации, т.е. аналитических показателей к счету 90 «Продажи» в части фактической себестоимости и вырученных сумм (поступившего платежа).[9]
Сумма прибыли определяется исходя из реализованной продукции по продажным ценам минус фактическая себестоимость реализованной продукции, минус сумма НДС, минус сумма коммерческих расходов.
Производственные организации могут реализовывать свою продукцию не только оптовым организациям, но и осуществлять розничную продажу в специально открываемых торговых подразделениях. Следует отметить, что такая форма торговли имеет массу преимуществ, в частности, увеличивается рынок сбыта, имеется возможность получать оперативную информацию о потребительском спросе на изготавливаемую продукцию, ускоряется процесс получения выручки и т.д. Но наряду с «плюсами» такой реализации имеются и минусы. Открытие специального подразделения означает, что промышленная организация фактически становится многопрофильной, т.е. помимо основной деятельности (производство продукции) осуществляет непосредственно и торговую деятельность.[14]
В п. 219 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 №119 н, определено следующее:
- «Бухгалтерский учет движения готовой продукции в подразделениях, осуществляющих торговую деятельность, ведется по счету «Готовая продукция» на отдельном субсчете «Готовая продукция в неторговой организации».
- Передача готовой продукции из основной деятельности в подразделение организации, осуществляющей торговую деятельность, учитывается по счету 43 «Готовая продукция» как внутреннее перемещение.
Списание готовой продукции из основной деятельности организации производится по фактической себестоимости.
Исходя из этого торговые подразделения промышленных производств (магазины, павильоны, торговые дома и так далее) обязаны вести учет готовой продукции, переданной для реализации, только с применением счета 43 «Готовая продукция» [15, с. 489].
Передача готовой продукции в торговое подразделение для реализации оформляется требованием-накладной (форма №М-11), утвержденным Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве», а ее реализация и передача покупателям оформляется накладной формы № М-15. (Приложение 4).
Рабочим планом счетов следует предусмотреть, что к счету 43 «Готовая продукция» открываются следующие субсчета:
43/1 «Готовая продукция на складе»;
43/2 «Готовая продукция в неторговой организации».
При передаче готовой продукции в магазин в бухгалтерском учете производственной организации делается следующая проводка:
Дт 43/1 «Готовая продукция на складе»
Кт 43/2 «Готовая продукция в неторговой организации» - отражена стоимость готовой продукции, переданной для реализации в магазин.
Операции по продаже готовой продукции покупателям отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
Дт 50 «Касса»