Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:48, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка методики проведения аудита учетной политики и выработка рекомендаций по ее формированию и исполнению на предприятиях производственной сферы.
Введение 3
Глава 1. Основы формирования учетной политики 6
1.1 Учетная политика, сущность, нормативное регулирование (понятие, допущения, требования) 6
1.2 Организационно-технические и методические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета 14
1.3 Учетная политика для целей налогового учета 28
Глава 2. Формирование учетной политики ООО «ИНПРО» 37
2.1 Экономическая характеристика предприятия 48
2.2 Формирование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета 37
Глава 3. Аудит учетной политики ООО «ИНПРО» 57
3.1 Планирование аудиторской проверки 57
3.2 Проведение аудиторской проверки 63
3.3 Рекомендации по результатам проведения аудиторской проверки 71
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
Приложения 86
В отличие от бухгалтерской, единого порядка формирования налоговой учетной политики нет. Требования к налоговой учетной политике содержатся в разных главах второй части Налогового кодекса.
Основные отличия учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета приведены в таблице 1
Таким образом, учетная политика это совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Формирование учетной политики осуществляется с соблюдением допущений и требований, установленных ПБУ 01/08. Формирование учетной политики для целей налогообложения осуществляется в соответствии с требованиями содержащимися в налоговом кодексе РФ.
1.2. Организационно-технические и методические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета
Учетная политика
предприятия для целей бухгалтерского учета
оформляется соответствующей организационно-
В качестве приложения
к бухгалтерской учетной
Если компания использует самостоятельно разработанные формы учетных документов, то формы этих документов прикладываются к учетной политике.
Формирование учетной политики входит в обязанности главного бухгалтера, а утверждает этот документ руководитель организации. Учетная политика следующего финансового года утверждается в конце года текущего.
Рис. 3. Приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета
Как вытекает из ПБУ 1/08, бухгалтерская учетная политика предусматривает разработку двух разделов:
- организационные аспекты учетной политики организации;
- методические аспекты учетной политики, разрабатываемые организацией в соответствии с требованиями действующих бухгалтерских стандартов.
Направления формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета представлены на рисунке 4.
Рис. 4 Направления формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета
В разделе, содержащем организационные аспекты учетной политики, организация, отражает информацию об организации и форме ведения бухгалтерского учета, технологии обработки учетной информации, порядке проведения инвентаризации, организации системы внутреннего контроля, рабочем плане счетов.
Отчетным годом для организации на основании ст. 14 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 129-ФЗ) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
В соответствии со ст. 6 Закона № 129-ФЗ организация, исходя из объема и сложности финансово-хозяйственной деятельности, принимает решение о порядке ведения бухгалтерского учета. Руководитель организации может:
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на
договорных началах ведение
- вести бухгалтерский учет лично.
Если организация принимает первый из возможных вариантов, то необходимо закрепить следующие положения:
- ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации (п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ);
- ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер организации (п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).
Организация должна разработать и утвердить рабочий план счетов с необходимым количеством уровней субсчетов и аналитических признаков, единый для всех структурных подразделений фирмы. Рабочий план счетов разрабатывается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденного приказом Минфина России от 31.10. 2000 № 94н.
Организация может использовать предусмотренные Планом счетов субсчета, уточнять их содержание, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Первичные учетные
документы принимаются организа
Перечень разработанных
форм и образцы указанных документов
утверждаются отдельным организационно-
Перечень лиц,
имеющих право подписи
Помимо форм первичных документов, организация утверждает формы документов, используемых для внутренней бухгалтерской отчетности, - регистров бухгалтерского учета. Необходимо закрепить положение о том, что правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, их подписавшие. Кроме того, в этом разделе нужно закрепить порядок исправления ошибок в бухгалтерских регистрах (п. 3 ст. 10 Закона № 129-ФЗ).
В организации утверждается система документооборота, которая регламентирует следующие вопросы:
- порядок создания первичных учетных документов;
- контроль за правильностью заполнения форм первичных учетных документов;
- порядок и
сроки передачи первичных
- порядок передачи первичных учетных документов в архив.
В учетной политике можно предусмотреть, что график документооборота оформляется либо как приложение к учетной политике, либо как самостоятельный документ.
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер, а утверждается он приказом руководителя организации.
Организация самостоятельно принимает решение о технологии обработки учетной информации. В настоящее время, как правило, используется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета с помощью определенной бухгалтерской программы, например "1С: Предприятие" и дополнительных модулей и конфигураций к ней.
При проведении инвентаризации активов и обязательств закрепляется количество инвентаризаций в отчетном году даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно (случаи обязательного проведения инвентаризации перечислены в п. 2 ст. 12 Закона № 129-ФЗ).
Назначение инвентаризационной комиссии, ее состав, сроки и порядок деятельности определяются приказом руководителя.
Если организация имеет обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, то в учетной политике необходимо указать, в каких объемах, формах и в какие сроки должна предоставляться отчетность обособленных подразделений в адрес головной организации. В отношении обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс, организация должна закрепить положение о том, каким образом в таких подразделениях ведется бухгалтерский учет: централизованно, децентрализованно или в смешанной форме.
Учетной политикой определяется, что фирма при проведении операций с наличными денежными средствами руководствуется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40. Здесь же закрепляется список лиц, которые вправе получать денежные средства под отчет. Данный список утверждается руководителем фирмы.
Закрепляется положение о том, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется либо в рублях и копейках, либо округляется до целых рублей. Если организация использует округления, то возникшие при этом разницы относятся на финансовые результаты (п. 25 приказа № 34н).
Определяется способ представления бухгалтерской отчетности. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона № 129-ФЗ организация может предоставлять бухгалтерскую отчетность ее пользователям либо на бумажных носителях, либо в электронном виде. Поэтому организация должна избрать выбранный вариант и закрепить его в своей учетной политике. При этом следует иметь в виду что под представлением отчетности в электронном виде следует понимать передачу отчетности по электронным каналам связи, а не сдачу отчетности на магнитных носителях.
Определяется критерий существенности. При формировании показателей бухгалтерского и налогового учета, а также во всех случаях использования в нормативно-правовых актах принципа существенности в организации следует закрепить уровень существенности, который служит основным критерием признания фактов существенными.
Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности.
Организация может закрепить положение, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.
В разделе, содержащем методологические аспекты учетной политики, организация отражает информацию о выбранных методах и способах ведения учета. (Таблица 2)
Таблица 2
Методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета
Раздел учета |
Вопросы |
1 |
2 |
Учет основных средств |
- способ амортизации - порядок переоценки - порядок списания затрат по ремонту основных средств |
Учет нематериальных активов |
- способ амортизации - порядок переоценки |
Учет материально- |
- порядок учета заготовления материалов - порядок учета расходов на доставку товаров - порядок списания МПЗ -вариант учета полуфабрикатов собственного производства - способ оценки товаров |
Формирование себестоимости |
- порядок распределения общепроизводственных расходов - вариант списания общехозяйственных расходов - вариант оценки готовой продукции - порядок распределение расходов на продажу - способ оценки незавершенного производства |
Учет финансовых результатов |
- способ признание выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления - способ отражения в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов - порядок применения ПБУ 18/02 |
Создание резервов |
- случаи создания резервов за счет себестоимости - создания резервов за счет финансовых результатов. |
Учет кредитов и займов |
- способ учета процентов по выданным векселям - способ учета процентов (дисконта) по причитающимся к оплате облигациям |
Учет финансовых вложений |
- порядок учета финансовых вложений - порядок корректировки стоимости финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость - способ определения стоимости финансовых вложений при их выбытии |
Вопросы, в отношении которых бухгалтерское законодательство предусматривает лишь один вариант учета, в учетной политике не отражаются, поэтому в настоящем разделе организация закрепляет только:
- выбранные способы по
конкретному направлению
- методы, самостоятельно разработанные организацией при отсутствии законодательно закрепленного порядка учетных операций.
По учету основных средств закрепляются критерии отнесения актива в состав основных средств, а также указывается, каким образом учитываются активы, которые могут учитываться как в составе основных средств, так и в составе материально-производственных запасов. Кроме того, в данном пункте следует закрепить норму о том, использует ли организация право, предоставляемое ему п. 5 ПБУ 6/01: "Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением".
Так как единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, организация должна указать, что считается таковым - объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При наличии
у одного объекта нескольких частей,
сроки полезного использования
которых существенно
Сроки использования объекта основных средств устанавливаются при принятии объекта на учет. Если организация при установлении сроков полезного использования объектов основных средств руководствуется Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01. 2002 № 1,то это необходимо закрепить в данном разделе. Так же следует закрепить порядок определения срока полезного использования по основным средствам:
- бывшим в употреблении. Бухгалтерское законодательство не содержит такой нормы, поэтому организация может воспользоваться нормой, содержащейся в п. 12 ст. 259 НК РФ;