Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:48, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка методики проведения аудита учетной политики и выработка рекомендаций по ее формированию и исполнению на предприятиях производственной сферы.
Введение 3
Глава 1. Основы формирования учетной политики 6
1.1 Учетная политика, сущность, нормативное регулирование (понятие, допущения, требования) 6
1.2 Организационно-технические и методические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета 14
1.3 Учетная политика для целей налогового учета 28
Глава 2. Формирование учетной политики ООО «ИНПРО» 37
2.1 Экономическая характеристика предприятия 48
2.2 Формирование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета 37
Глава 3. Аудит учетной политики ООО «ИНПРО» 57
3.1 Планирование аудиторской проверки 57
3.2 Проведение аудиторской проверки 63
3.3 Рекомендации по результатам проведения аудиторской проверки 71
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
Приложения 86
- стоимость
сырья и материалов
- фактическая себестоимость реализованных товаров оценивается по средней стоимости;
- стоимость ценных бумаг при их выбытии оценивается методом ФИФО;
- резервы для
целей налогообложения не
- при выполнении работ или оказании услуг незавершенное производство оценивается по договорной стоимости заказов;
- налоговый учет ведется организацией в электронном виде в регистрах, форма которых предложена программой 1С 7.7.
Основные элементы учетной политики организации ООО «ИНПРО» для целей бухгалтерского и налогового учета приведены в таблице 4
Таблица 4
Элементы учетной политики ООО «ИНПРО»
Элемент учетной политики |
Принятый вариант |
1 |
2 |
Организационная часть | |
Порядок организации бухгалтерского учета |
Ведется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером |
Форма ведения бухгалтерского учета |
Автоматизированная 1С7.7 |
Формы первичных учетных документов |
Хозяйственные операции оформляются первичными документами унифицированных форм |
Рабочий план счетов |
Стандартный, предложенный программой 1С, приведен в приложении |
Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах |
Приводится в приложении к учетной политике. |
График документооборота |
Формируется самостоятельно и приводится в приложении к учетной политике. |
Контроль за ведением учетных операций |
Возложен на главного бухгалтера |
Методологические аспекты для целей бухгалтерского учета | |
Стоимостной лимит объектов основных средств, отражаемых в составе МПЗ |
Не более 20 000 руб. за единицу |
Способы начисления амортизации основных средств |
Линейный |
Возможность и методы переоценки первоначальной стоимости основных средств |
Не переоценивается |
Порядок признания расходов на ремонт основных средств |
Резерв не создается |
Способы начисления амортизации нематериальных активов |
Линейный |
Метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении работ, оказании услуг |
По средней себестоимости |
Учет транспортно- |
Включается в стоимость товаров |
Формирование стоимости товаров в розничной торговле |
По продажной стоимости |
Порядок списания расходов будущих периодов |
Равномерно, в течение, периода к которому относятся |
Методические аспекты для целей налогового учета | |
Организация налогового учета |
Ведется бухгалтерской службой |
Порядок признания доходов и расходов |
По начислению |
Создание резервов |
Не создаются |
Организация раздельного учет НДС (облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности). |
Ведется раздельный учет по видам деятельности оптовая и розничная торговля |
Порядок раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности |
На отдельных субсчетах |
Регистры налогового учета |
В электронном виде в регистрах, форма которых предложена программой 1С 7.7. |
Учет транспортно- |
Включается в стоимость товаров |
Формирование стоимости товаров в розничной торговле |
По покупной стоимости |
Способы начисления амортизации основных средств |
Линейный |
Способы начисления амортизации нематериальных активов |
Линейный |
Порядок списания расходов будущих периодов |
Равномерно, в течение, периода к которому относятся |
Таким образом, в организации принята и утверждена учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета, которая содержит выбранные способы оценки и методики учета движения имущества, обязательств организации и хозяйственных операций исходя из того набора способов и методов, которые допускаются законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому и налоговому учету.
Глава 3. Аудит учетной политики ООО «ИНПРО»
3.1. Планирование аудиторской проверки
Планирование - один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица.8
Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и программа аудита.
Целью аудита учетной политики является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета действующим в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.
Задачи аудита учетной политики:
- изучение системы
организации бухгалтерского
- оценка учетной политики;
- характеристика
системы документации и
- подтверждение
достоверности производимых нач
В процессе аудиторской проверки учетной политики следует руководствоваться следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями);
- приказ Минфина России от 22.07.03 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
- ПБУ 1/2008 утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н
Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:
- приказ (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- перечень утвержденных
форм первичных документов и
форм документов для
- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
- утвержденные
методики учета отдельных
- пояснительная
записка, которая раскрывает
Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки5. Аудитор рассчитывает уровень существенности – предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности – и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита6.
Для проведения оценки системы внутреннего контроля используется вопросник с приложением к нему соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. (таблица 5)
Таблица 5
Оценка системы внутреннего контроля
Наименование раздела |
Да |
нет |
1 |
2 |
3 |
Имеется ли организационно- |
+ |
|
Имеется ли в организации учетная политика; |
+ |
|
Утверждено ли положение о бухгалтерской службе; |
+ | |
Утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии; |
+ |
|
Ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики; |
+ |
|
Корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета; |
+ |
|
Оформляются ли
изменения и дополнения учетной
политики соответствующей |
+ |
|
Сдается ли выписка из учетной политики в налоговые органы; |
+ | |
Утвержден ли график документооборота; |
+ |
|
Имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики; |
+ |
|
Имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия); |
+ | |
Имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике; |
+ |
|
Утвержден ли график проведения инвентаризации; |
+ | |
Проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком; |
+ | |
Проводятся ли обязательные инвентаризации; |
+ |
|
Проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений; |
+ |
|
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
Ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности; |
+ | |
Определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета; |
+ |
|
Определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов. |
+ |
|
Всего оценок |
15 |
4 |
Общую оценку системы внутреннего контроля проведем используя балльную систему оценки.
Ответы на вопрос оцениваются следующим образом: положительный - 1; неудовлетворительный - 0. Выведем оценку системы внутреннего контроля ООО «ИНПРО» на этапе общего знакомства на основе обработки данных таблицы 1. Процентное отношение положительных ответов к общему количеству тестов, является базой для оценки. В ООО «ИНПРО» соотношение составляет 78,95%, что свидетельствует о высоком уровне системы внутреннего контроля.
Далее необходимо определить планируемый уровень существенности ошибки (табл. 6). Базовые показатели для определения уровня существенности приведены в соответствии с бухгалтерской отчетностью за 2009 год. (Приложение 4 и 5)
Таблица 6
Система базовых показателей и порядок определения уровня существенности
Наименование базового показателя |
Значение базового показателя бухгалтерской отчетности, руб. |
Уровень существенности показателя, % |
Значение, применяемое для определения уровня существенности, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Прибыль от продаж |
18083 |
5 |
117 |
Выручка от продаж без НДС |
389112 |
2 |
247 |
Валюта баланса |
258900 |
2 |
131 |
Собственный капитал |
130000 |
10 |
104 |
Общие затраты предприятия |
371029 |
2 |
206 |
По данным таблицы составим следующий расчет.
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(18083+389112+258900+130000+
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(233425 - 18038) : 233425 х 100% = 92,3%.
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(389112 - 233425) : 233425 х 100% = 66,7%.
Новое среднее арифметическое составит:
(258900+130000+371029) : 3 = 253310 тыс. руб.
Полученную величину допустимо округлить до 253000 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет:
(253000 - 253310) : 253310 х 100% = 0,7%, т.е. находится в пределах 20%.
Таким образом, для проверки принимается уровень существенности в 253000 тыс. руб.
Дальнейшим этапом проверки является составление плана и программы аудиторской проверки. Общий план аудита необходимо документально оформить. Он должен содержать описание предполагаемого объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения.9
Общий план аудита учетной политики представлен в таблице 7.
Таблица 7
Общий план аудита учетной политики в ООО «ИНПРО»
№ п/п |
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
1 |
Ознакомление с системой бухгалтерского учета предприятия |
1 день |
Косарева А.Н. |
2 |
Аудит организационно-технического раздела учетной политики |
1-я декада |
Косарева А.Н. |
3 |
Аудит методологического раздела учетной политики |
2-я декада |
Косарева А.Н. |
4 |
Подготовка аудиторского отчета |
3-я декада |
Косарева А.Н. |
Один из основных этапов планирования аудита – разработка программы проведения проверки, являющейся основой составления и одновременно развитием общего плана аудита. (Таблица 8)
Таблица 8
Программа аудита учетной политики
Проверяемая организация |
ООО «ИНПРО» | ||||
Период аудита |
С 01.01.2009 по 31.12.2009 | ||||
Количество человеко-часов |
50 | ||||
Руководитель аудиторской группы |
|||||
Состав аудиторской группы |
Косарева А.Н. | ||||
Планируемый аудиторский риск |
5% | ||||
Планируемый уровень существенности |
253000 тыс.руб. | ||||
Перечень аудиторских мероприятий (процедур) |
Период проведения |
Исполнитель |
Примечания | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
Ознакомление с системой бухгалтерского учета предприятия |
1 день |
Косарева А.Н. |
||
2 |
Аудит организационно-технического раздела учетной политики |
1 день |
Косарева А.Н. |
- | |
2.1 |
Проверка порядка организации бухгалтерского учета |
1 день |
Косарева А.Н. |
- | |
2.2 |
Проверка порядка организации документооборота |
1 день |
Косарева А.Н. |
- | |
3 |
Аудит методологического раздела учетной политики |
1 день |
Косарева А.Н. |
- | |
3.2 |
Проверка учета НМА |
1 день |
Косарева А.Н. |
- | |
3.3 |
Проверка учета основных средств |
1 день |
Косарева А.Н. |
- | |
3.4 |
Проверка порядка
учета материально- |
1 день |
Косарева А.Н. |
- | |
3.5 |
Проверка порядка учета товаров |
1 день |
Косарева А.Н. |
- | |
3.6 |
Проверка порядка учета кредитов и займов |
1 день |
Косарева А.Н. |
- |