Учетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:48, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является разработка методики проведения аудита учетной политики и выработка рекомендаций по ее формированию и исполнению на предприятиях производственной сферы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы формирования учетной политики 6
1.1 Учетная политика, сущность, нормативное регулирование (понятие, допущения, требования) 6
1.2 Организационно-технические и методические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета 14
1.3 Учетная политика для целей налогового учета 28
Глава 2. Формирование учетной политики ООО «ИНПРО» 37
2.1 Экономическая характеристика предприятия 48
2.2 Формирование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета 37
Глава 3. Аудит учетной политики ООО «ИНПРО» 57
3.1 Планирование аудиторской проверки 57
3.2 Проведение аудиторской проверки 63
3.3 Рекомендации по результатам проведения аудиторской проверки 71
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
Приложения 86

Работа состоит из  1 файл

Uchetnaya_politika3.doc

— 660.50 Кб (Скачать документ)

- если объект  невозможно отнести ни к одной  амортизационной группе. В отношении  такого имущества организация может установить, что срок определяется самостоятельно на основании приказа руководителя.

Закрепляется  положение о том, в какой момент принимаются к учету объекты основных средств, требующие государственной регистрации прав собственности (п. 52 приказа Минфина России от 13.10.2003 № 91н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств") - либо с момента государственной регистрации, либо с момента подачи документов на государственную регистрацию.

Закрепляется  способ начисления амортизации, используемый организацией по объектам основных средств (например, амортизация объектов основных средств производится линейным способом по нормам, рассчитанным исходя из срока полезного использования объекта).

Если организация  использует способ уменьшаемого остатка, то необходимо отразить, используется ли коэффициент ускорения, и указать его величину (не более 3).

С 01.01.2006 организации вправе применять коэффициент и к  предметам лизинга (приказ Минфина  России от 12.12.2005 № 147н).

Указывается, используется или нет переоценка основных средств. Если организация переоценивает основные средства, то определяется порядок формирования и отражения следующей дополнительной информации в отношении переоцененных активов:

- использованный способ  переоценки и дата переоценки;

- остаток прироста от переоценки;

- факт привлечения независимого  оценщика;

- характер любых индексов, использованных при определении  затрат на замену активов;

- балансовая стоимость  по каждой группе основных средств, учтенных в отчетности по их фактической себестоимости.

Восстановление основных средств. Так как в бухгалтерском законодательстве не закреплено понятие "ремонт" и "модернизация", в данном пункте организации следует закрепить, какими нормативными документами оно будет руководствоваться при классификации работ при восстановлении основных средств.5

Для этих целей можно воспользоваться  следующими документами:

- Положением о проведении  планово-предупредительного ремонта  производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя  СССР от 29.12.1973 № 279;

- письмом Минфина СССР  от 29.05.1984 № 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий";

- письмом Госплана СССР  № НБ-36-Д, Госстроя СССР № 23-Д, Стройбанка СССР № 144, ЦСУ СССР от 08.05.1984 № 6-14 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".

По учет расходов на ремонт основных средств, закрепляется положение о том, создается ли резерв на ремонт основных средств или нет.

Если резерв не создается, необходимо отметить положение о  том, отражаются ли расходы на ремонт основных средств с использованием счета 97 "Расходы будущих периодов" или нет.

Так как формы первичной  учетной документации для учета движения и выбытия нематериальных активов не предусмотрены, то организация должна самостоятельно их разработать и закрепить их использование в учетной политике.

Кроме того, в отношении  нематериальных активов следует закрепить следующие положения:

- каким образом организация начисляет амортизацию по нематериальным активам: линейным, способом уменьшаемого остатка или способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

- как производится отражение в бухгалтерском учете организации сумм накопленной амортизации - с использование балансового счета 05 "Амортизация нематериальных активов" или нет.

В отношении  учета материально-производственных запасов, организация закрепляет положение о том:

- что принимается  за единицу материально-производственных запасов: номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.д.;

- какие объекты  включаются в состав хозяйственного  инвентаря организации.

Устанавливается, что формирование фактической себестоимости  материалов осуществляется на балансовом счете 10 "Материалы":

- с применением  счета 15 "Заготовление и приобретение  материальных ценностей";

- без применения  счета 15.

Кроме того, определяется и порядок распределения транспортно-заготовительных  расходов организации (например, указать, что ТЗР присоединяются к договорной цене МПЗ пропорционально их стоимости).

Если при  списании отклонений в стоимости материально-производственных запасов организация пользуется упрощенным вариантом списания или округлениями, то это также закрепляется в учетной политике (п. 88 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

Организация должна выбрать и закрепить порядок списания материально-производственных запасов в производство и при прочем их выбытии на основании п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

На основании  п. 24 ПБУ 5/01 организация должна указать, в какой оценке материально-производственных запасов отражаются в бухгалтерской отчетности (совпадаете выбранной оценкой материально-производственных запасов при выбытии), и отметить, создает ли издательство резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов.

В отношении  учета расходов, указывается, что признается расходами организации и закрепляется состав:

- расходов по  обычным видам деятельности;

- прочих расходов.

Если помимо основной деятельности организация осуществляет иные виды деятельности, то следует привести порядок распределения общехозяйственных расходов.

В отношении  учета производственных затрат, устанавливается состав прямых и косвенных затрат для целей бухгалтерского учета, определяется метод калькулирования себестоимости продукции, а также порядок оценки незавершенного производства.

Закрепляется  положение о способе списания расходов будущих периодов на затратные  счета: равномерно, пропорционально  объему продукции и др. (п. 65 приказа № 34н).

Помимо этого организация должна закрепить порядок определения срока, в течение которого будут списываться расходы будущих периодов на затратные счета, если период, к которому они относятся, невозможно определить. Как правило, в этом случае срок устанавливается организацией самостоятельно на основании приказа руководителя. Следует также закрепить порядок ведения аналитического учета по счету 97 "Расходы будущих периодов" в разрезе, требуемом для формирования информации, необходимой для расчета налоговой базы по налогу на прибыль.

В отношении  формирования резервов в целях бухгалтерского учета, определяется, создаются ли в организации резервы предстоящих расходов и платежей, резервы по сомнительным долгам и т.д.

Если резервы  формируются, то необходимо закрепить  методику резервирования сумм, а также  указать порядок использования резерва.

По учету финансовых вложений организация должна закрепить в учетной политике:

- что является  единицей бухгалтерского учета  финансовых вложений. В соответствии  с п. 5 Положения по бухгалтерскому  учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02", утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, это может быть серия, партия, однородная совокупность финансовых вложений;

- положение  о ведении аналитического учета  по счету 58 "Финансовые вложения", и указать, что финансовые вложения принимаются на учет по первоначальной стоимости;

- порядок признания  затрат, связанных с приобретением  ценных бумаг в зависимости  от их существенности (п. 11 ПБУ  19/02);

- периодичность  оценки финансовых вложений, по  которым можно определить в  установленном порядке текущую рыночную стоимость - ежемесячно или ежеквартально;

- доводятся  или нет до номинала приобретаемые организацией долговые ценные бумаги, по которым не определяется рыночная стоимость, в течение срока их обращения (п. 22 ПБУ 19/02);

- осуществляет или нет организация расчет оценки долговых ценных бумаг и займов по дисконтированной стоимости (п. 23 ПБУ 19/02);

- порядок оценки  при выбытии финансовых вложений, по которым не определяется  текущая рыночная стоимость: по  первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений, по средней первоначальной стоимости или по способу ФИФО;

- в какие  сроки организацией будет проводиться проверка на обесценение финансовых вложений: один раз в год по состоянию на 31 декабря отчетного года или один раз в квартал по состоянию на дату составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

По учету кредитов и займов и затрат на их обслуживание отражается следующая информация:

- виды дополнительных  затрат и порядок их списания: либо списание в состав прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они произведены, либо отражение в составе дебиторской задолженности с последующим списанием в течение срока погашения в состав прочих расходов;

- порядок отражения  процентов, дисконта по причитающимся к оплате векселям, облигациям и иным обязательствам (п. 15 ПБУ 15/08): либо в составе прочих расходов, либо в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным отнесением на прочие расходы;

- порядок учета  доходов от временного вложения заемных средств (п. 10 ПБУ 15/08)

Если организация удовлетворяет условиям отнесения ее к субъектам малого предпринимательства, то закрепляется решение о неприменении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

Перечисляются формы бухгалтерской отчетности, которые будут использоваться организацией для предоставления отчетности.

Бухгалтерская отчетность состоит из следующих документов:

- бухгалтерского  баланса (форма № 1);

- отчета о  прибылях и убытках (форма № 2);

- отчета об  изменениях капитала (форма № 3);

- отчета о  движении денежных средств (форма № 4);

- приложения  к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- пояснительной  записки;

- аудиторского  заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита, то аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, которые не обязаны  проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством  РФ, могут принять решение о  представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчета об изменениях капитала (форма № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительной записки.

Субъекты малого предпринимательства, которые обязаны  проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.

Таким образом, учетная политика для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. В соответствии с ПБУ 1/08 учетная политика состоит из двух разделов в которых отражаются организационные и методологические аспекты, в соответствии с требованиями действующих бухгалтерских стандартов. Учетная политика следующего финансового года утверждается в конце года текущего.

 

1.3. Учетная политика в целях налогового учета

 

Понятие учетной политики для целей налогообложения содержится в ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), в соответствии с которой "учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика".6

Налоговая учетная  политика организации также формируется по двум основным направлениям: организационному и методологическому, причем основными разделами последнего выступают налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость.(рис. 5)

В налоговой  учетной политике организация закрепляет:

- выбранные правила налогового учета при наличии нескольких вариантов, допускаемых налоговым законодательством;

- самостоятельно  определенные способы налогового  учета, когда НК РФ предоставляет  такое право налогоплательщику.

В организационном разделе налоговой учетной политики организация должна отразить следующее:

- что собой представляет система налогового учета и как он ведется в организации:

- налоговый  учет ведется обособленно от  бухгалтерского учета;

- налоговый  учет ведется в рамках бухгалтерского  учета;

- прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется в целях налогообложения;

- налоговый  учет ведется в обособленном  налоговом плане счетов.

Например, организация может предусмотреть, что налоговый учет в организации ведется по принципу максимального сближения налогового учета с существующей в организации системой бухгалтерского учета.

 

Рис. 5 Направления формирования учетной политики для целей налогообложения

Информация о работе Учетная политика