Учёт анализ и затрат на обеспечение качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 07:44, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в том изучении повышения эффективности предприятия, увеличение прибыли, снижения издержек.Основные задачи данной работы
- рассмотрение теоретических основ управления затратами на качество,
- анализ затрат на качество на целлюлозно-бумажной промышленности
- разработка программы мероприятий и предложений по повышению эффективности затрат на качество

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 312.64 Кб (Скачать документ)

Ожидаемый результат

Получение прибыли в результате определения  и устранения конкретных дефектов и  причин их появления. 

    1.2. Анализ затрат  на качество продукции. 

    Управление  затратами на обеспечение качества продукции предлагает выполнение всех функций, свойственных управлению любым  объектом. Классическими функциями  управления являются планирование, организация, регулирование, мотивация, учет и контроль.

    Цель  управления затратами - выпуск и представление  на рынке продаж качественной продукции  с разумным уровнем производственных и финансовых ресурсов. Управлять этим можно только на основе параметров, отражающих количественные характеристики экономических и производственных процессов и процедур при соблюдении качественных атрибутов.

    Результаты  управления затратами в процессе производства должны выражать стандартно заданные цели и проявляться в  виде экономических показателей. Управление затратами на обеспечение качества продукции в процессе производства представлено на рисунке 2. 

    

    Рисунок 2. Управление затратами на обеспечение качества продукции в процессе производства 

    Выделенные  классические функции управления затратами  на обеспечение качества продукции  тесно взаимосвязаны между собой: 1) Планирование. Данная функция представляет собой составление бюджета, оценку влияния и вклада каждого решения  в отношении обеспечения качества выпускаемой продукции, доведение  бюджета до конкретного исполнителя. Благодаря реализации этой функции  увязываются различные аспекты производственной деятельности предприятия, согласуются объемы материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для осуществления планируемой программы (само собой разумеется качественной) продукции, координируются различные операции и осуществляется диспетчирование.

    «План - ничто, планирование - все» - генерал  Д.Эйзенхауэр[7, стр. 90]. Данный афоризм отражает всю суть процесса планирования. В области качества на сегодняшний момент основным документом является стандарт ИСО 9001:2000. Исходя из этого стандарта п. 7-1 "Планирование процессов жизненного цикла, продукции" указывается, что в качестве плана по качеству может рассматриваться любой документ, определяющий процессы системы управления качеством и ресурсы, необходимые для реализации объекта планирования. Согласно стандарту ИСО 9000:2000 план по качеству — документ, определяющий; какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту. При планировании качества продукции, процессов и проектов должны обязательно планироваться и затраты на качество (ресурсы), в т.ч. и на обеспечение качества. В этом случае выполнение требований новой версии стандартов ИСО серии 9000 позволяет при планировании качества не просто распределить между должностными лицами организации ответственность за исполнение планов по качеству, но и определить источники и размеры финансирования[11, стр. 89]. Функция «планирование затрат на обеспечение качества машиностроительной продукции» представляет собой часть управления затратами, разработку и практическую реализацию планов затрат, определяющих будущее состояние качества продукции, выпускаемой предприятием.

    Основой планирования затрат служит политика предприятия в области качества, эмпирические данные предприятий - конкурентов, показатели прошлых лет.

    На  этапе планирования необходимо построить  процессы производственной деятельности в области качества таким образом, чтобы удовлетворить покупательские потребности рынка и при этом затраты на их достижение были оптимальными. Планировать затраты на обеспечение  качества надо путем составления  бюджетов (смет затрат) подразделений  предприятия на основе текущих и  перспективных планов по качеству. Процесс планирования тесно связан с процессом учета, т.к. без учета полученных результатов планирование теряет свое назначение.

    Поскольку именно этот вид затрат оказывает  влияние на имидж предприятия, а  следовательно и на объем продаж.

    Практическое  применение метода бюджетирования затрат на обеспечение качества продукции  требует выполнения ряда организационно подготовительных мероприятий:

    -разработки  инструктивных документов по  составлению бюджета предприятия;

    -организации  учета затрат;

    -проведения  инструктивных совещаний с руководителями  структурных подразделений;

    -проведения  экспертизы проектов бюджетов. 

    1.3. Методология формирования  затрат на качество. 

    На  основе обобщения публикаций отечественных  и зарубежных специалистов, а также  исследований,  проведенных авторами, была разработана классификация  затрат (таблица). В соответствии с  ней классификационные группы затрат формируются по различным аспектам в  зависимости от конкретных условий  и требований. Эти группы можно  рассматривать как модели состава  затрат.  Классификация затрат по целевому назначению  соответствует современному пониманию деятельности предприятия в области качества  согласно международно-признанному содержанию терминов «обеспечение качества», «улучшение качества» и «управление качеством».  Под затратами на обеспечение качества следует понимать все затраты, произведенные для удовлетворения установленных потребителем требований к качеству продукции или услуг. Затраты на улучшение качества – это затраты, направленные на  удовлетворение предполагаемых  требований потребителя. К затратам на управление качеством относятся затраты на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для  устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.

    Исходя  из требований стандартов  ИСО семейства 9000 к различным  моделям системы  качества, ведущее  значение в рассматриваемой  классификационной группе имеют, безусловно, затраты на обеспечение  качества, состав и структура которых могут  включать отдельные элементы затрат на улучшение качества и управление им.

    По  экономическому характеру затраты  могут быть отнесены к текущим  и единовременным. К единовременным, кроме капитальных вложений на приобретение оборудования, средств измерения  и другого имущества, необходимого для улучшения, обеспечения или  управления  качеством и включаемого  в состав  материальных активов, следует относить затраты на разработку продукции и технологии ее изготовления. Последние сейчас учитываются  как  текущие затраты в составе  себестоимости, хотя, по сути, они являются единовременными, так как не  воспроизводятся  в каждом производственном цикле  изготовления продукции. Как и амортизация, эти затраты должны переносить свою стоимость на готовую продукцию  по частям.единовременными являются и  затраты на приобретение патентов  и оформление товарных знаков, которые  включаются в состав нематериальных активов, а также затраты  на проведение маркетинговых исследовании.

    Таблица 2. Обобщенная классификация затрат на качество

 
    Признак классификации
 
    Классификационная группа затрат
    1) по целевому назначению     на  улучшение качества

    на  обеспечение качества

    на  управление качества

    2) по экономическому характеру  затрат     текущие

    единовременные

    3) по виду затрат      производительные 

    непроизводительные

    4) по методу определения     прямые

    косвенные

    5) по возможности учета     поддающиеся прямому учету

    неподдающиеся прямому учету

    которые экономически нецелесообразно учитывать

    6) по стадиям жизненного цикла  продукции     на  качество при разработке продукции

    на  качество при изготовлении продукции

    на  качество при использовании продукции

    7) по отношению к производственному  процессу     на  качество в основном производстве

    на  качество во вспомогательном производстве

    на  качество при обслуживании производства

    8) по возможности оценки     планируемые

    фактические

    9) по характеру структурирования     по  предприятию

    по  производству

    по  видам продукции

    10) по объектам формирования и  учета     продукция

    процессы

    услуги

    11) по виду учета     оперативный

    аналитический

    бухгалтерский

    целевой

 
 

    К текущим относятся все затраты  на качество, воспроизводимые при  изготовлении продукции (например,  затраты на контроль качества и испытания  изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования  и др.

    Классификация по виду затрат напроизводительные и  непроизводительные позволяет выявить  их результативность. К производительным  могут быть отнесены все затраты, с  помощью которых достигается  выполнение функции, связанных с  обеспечением, улучшением и управлением  качеством. Непроизводительные  –  это затраты, которые являются  ненужными или излишними; они  выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует  отождествлять с потерями от ненадлежащего  уровня качества продукции  или низкого  качества се изготовления. Например, при  высоком уровне  организации производства и действенном самоконтроле затраты  на  проведение контроля технологической  дисциплины могут оказаться  ненужными. В то же время затраты  на исправление  несоответствующей  установленным  требованиям или дефектной продукции  являются потерями.

    По  методу определения затрат  они  подразделяются на прямые и  косвенные. Прямые затраты могут  быть непосредственно  рассчитаны и  учтены по конкретному  виду продукции или деятельности; косвенные –  по тому или иному  принятому признаку. При организации  учета затрат необходимо стремиться к тому,  чтобы большинство  затрат можно  было определить прямым счетом.  Эта требование относится  также к  следующей классификационной  группе, так кок от полноты учета  затрат зависит возможность их правильною планирования, анализа и оценки.

    Последующие классификационные  группы показывают возможность (в  зависимости от конкретных условий) различного подхода к формированию состава затрат на качество.  Кроме  того, эти группы могут быть  использованы  при планировании затрат.

    Последняя классификационная  группа относится  к организации учета затрат, при  котором должны использоваться все  его виды – оперативный, аналитический, бухгалтерский и целевой. Очевидно, что наибольшее значение имеет оперативный  учет, поскольку сегодня на большинстве  предприятий он отсутствует.

    Практическая  значимость любой  классификации  обусловлена правильностью принципов, положенных  в их основу. Именно с  этой точки  зрения проанализируем различные  классификации затрат на обеспечение качества. Необходимость  такого анализа обусловлена тем, что в  ряде случаев принципы классификации  их авторами не выделяются.

    Примером, подтверждающим сказанное, является ранее  упомянутая  классификация А. Фейгенбаума,  представленная на схеме 1. Отсутствие принципа классификации приводит к  тому, что затраты, необходимые для  обеспечения качества (обозначены цифрами 1, 2)  приравниваются к убыткам (обозначены цифрой  3). При таком подходе  невозможно  оценить экономическую  эффективность затрат, которая определяется  сравнением затрат и потерь. Ведь  увеличение затрат на обеспечение  качества должно приводить к сокращению абсолютных и удельных потерь от рекламаций и ликвидации  отклонений и несоответствий, выявленных в процессе изготовления продукции.

    Недостатки  такой классификации  затрат проанализированы японскими специалистами [5, стр. 72], которые предлагают в ее основу положить принцип полезности затрат, разделив их  на две категории: расходы на проведение работ по обеспечению качество и убытки, вызванные неудовлетворительной деятельностью в области качества (схема 2).

    Японская  модель кардинально отличается от американского  подхода, так как в ее основу положена  концепция, ориентированная не на  продукцию, а на деятельность по  обеспечению качества и оценку ее  результатов. Поэтому расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение стоимости  работ, цель которых – уменьшение общих затрат путем планируемого увеличения стоимости мероприятий, направленных на предупреждение несоответствий и дефектов. 
 

    Схема 1

    Классификация затрат на обеспечение качества А. Фегенбаума

    

    

    

      

    

    

    

    

      
 
 
 

    В результате должны уменьшаться затраты  на оценку качества  и расходы, обусловленные  браком.  Экономическая же эффективность  оценивается путем сравнениям затрат с затратами, а не затрат с  доходами.

    Схема 2

    Японский  подход к классификации затрат на обеспечение качества 

Информация о работе Учёт анализ и затрат на обеспечение качества