Управленческий учет как информационая база принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотрение вопроса принятия управленческих решений на основании данных бухгалтерского управленческого учета.

Задачи курсовой работы:

– рассмотрение управленческого учет как подсистемы информационного обмена в структуре управления предприятием;

– исследование управленческого учета как элемента информационной системы управления организации;

– описание методики использования информации управленческого учета для принятия управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта……………………………………………………………………………5
2. Информация управленческого учета и ее назначение в управлении производством…………………………………………………………………...14
3. Процесс принятия управленческих краткосрочных решений……………..20
4. Использование данных бухгалтерского управленческого учета для принятия краткосрочных управленческих решений…………………………..25
5. Оценка влияния информации на выбор и принятие решений……………..32
Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованных источников…………………………………………...37
Приложения……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Управленческий учет как информационая база принятия решений.doc

— 319.00 Кб (Скачать документ)

     Со  временем круг задач управленческого  учета заметно расширился. В настоящее  время кроме вышеперечисленных назначений в странах с развитой рыночной экономикой выделяют следующие задачи учета для управления:

     - регистрация затрат и представление  отчетов, в том числе классификация,  обобщение, предоставление и истолкование  данных о затратах для заинтересованных пользователей;

     - определение и оценка величины  затрат по конкретным продуктам,  услугам или местам формирования  издержек, центрам ответственности;

     - управление стоимостью и анализ  затрат, то есть представление данных о затратах в виде информации, пригодной для управленческого планирования и контроля, для использования ее управленческим персоналом при принятии решений.

     Из  указанных функций производственного  учета первые две функции традиционны  и для нашего производственного  учета, а последняя является новшеством.

     Управление  стоимостью и анализ затрат имеют  дело с рассчитанными на будущее, или запланированными, затратами, равно  как и с прошлыми затратами. Они  включают бюджетирование расходов основной деятельности, их контроль и управление стоимостью для принятия решений.

     Современный управленческий учет включает функции  прогнозирования, нормирования, планирования, оперативного учета и контроля. Прогнозирование  основных показателей деятельности предприятия конкретизирует его  цели для данного периода времени и способствует их достижению. Оно базируется на пространственно-временном изучении состояния рынка, его структуры и факторов, влияющих на потребности в конкретных изделиях и услугах, изучении тенденций их развития, анализе финансовых возможностей покупателей. Основой является прогноз продаж как необходимый элемент планирования производства и реализации товаров.

     План  представляет собой количественное выражение целей ЗАО «Цепрусс» на определенный период времени и разработку путей их достижения. Управленческий учет, с одной стороны, обеспечивает планирование необходимой для расчетов информацией, а с другой – использует показатели плана как основу для сравнения и контроля его выполнения.

     В управленческом учете ЗАО «Цепрусс» используют два основных направления сравнения: с прошлым периодом и с внутренним бюджетом затрат и результатов деятельности.

     Важную  роль в управленческом учете предприятия выполняет нормирование. Оно способствует своевременному выявлению и предупреждению нерационального расходования средств, определяет предельные значения затрат и результатов, упрощает технику исчисления и анализа себестоимости продукции. Управленческий учет помогает оценить степень технической и экономической обоснованности норм и нормативов, выявляет заниженные, устаревшие нормы, способствует их своевременному пересмотру.

     Управление  невозможно без информации или совокупности сведений о состоянии управляемой системы, управляющих действиях и внешней среде. В таком понимании экономическая информация выступает как основа процессов подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

     Процесс управления реализуется в виде некоторой  последовательности решений, эффективность  которых можно проверить лишь на основе получения информации о  промежуточных и конечных результатах, достоверно и своевременно отражающих состояние и поведение управляемых параметров.

     Все стадии и этапы процесса управления связаны с переработкой информации. Без информации невозможно определить цели управления, оценить ситуацию, сформулировать проблему, принять решение и проконтролировать его выполнение.

     Экономическая информация для управления ЗАО «Цепрусс» формируется в системах планирования, учета и анализа производственно-финансовой деятельности. В условиях компьютерной обработки данных происходит интеграция функций этих систем. Формирование информации возлагается на финансовый и производственный (управленческий) учет, которые выполняют функции не только измерения и фиксации фактических величин наличия, движения и использования ресурсов, но и их планирования. Экономический анализ в равной степени должен быть присущ всем видам учета, в том числе финансовому и управленческому.

     В общем виде систему обеспечения  предприятия экономической информацией  можно представить в виде следующей  схемы (рисунок 1). 

     Рисунок 1 Взаимосвязь финансового и управленческого учета с экономическим анализом 

     Финансовый  учет призван обеспечить отчетной информацией  главным образом внешних пользователей: акционеров и других собственников, кредиторов, инвесторов предприятия, его  персонал, поставщиков и покупателей, налоговые и статистические органы государства, общественные и профсоюзные организации.

     Управленческий  учетэто область знаний и сфера деятельности, связанная с формированием и использованием экономической информации для управления внутри хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы, банка и так далее). Его цель заключается в том, чтобы помочь управляющим (менеджерам) в принятии экономически обоснованных решений.

 

     

  1. Процесс принятия управленческих краткосрочных решений
 

     Управленческие решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками (приложение 2). Краткосрочные решения  носят оперативный характер и решают вопросы, связанные с определением точки безубыточности в организации, планированием ассортимента продукции, отказ или привлечение дополнительных заказов, определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора, принятием решений о ценообразовании.

     Процесс принятия решения – это циклическая  последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения. 

     

     

       
 

       

     

       
 

     

       
 

     

     

       
 

     Рисунок 2 Состав и последовательность этапов процесса принятия управленческих решений.

 

     Эта модель принятия решений идеализирована, так как реальные процессы принятия решений вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, то есть структура процесса принятия решений во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.

     Анализ  управленческой ситуации требует сбора  и обработки информации. Этот этап выполняет функцию восприятия организацией внешней и внутренней среды. Данные о состоянии основных факторов внешней среды и положение дел в ЗАО «Цепрусс» поступают к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что в свою очередь позволяет им выявить проблемы, которые следует решать.

     Первый  шаг на пути решения проблемы –  её определение, или диагноз, полный и правильный. Как принято говорить, правильно сформулировать проблему – наполовину решить её.

     Существует  два взгляда на сущность проблемы. Согласно одному – проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонение от заданного уровня. В соответствии с другим – проблемы следует рассматривать так же как потенциальную возможность повышения эффективности. Объединяя оба эти подхода, будем понимать под проблемой расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта.

     Выявление и формулировка проблемы – весьма сложная процедура. Дело в том, что  в момент своего возникновения многие важнейшие проблемы слабо структурированы, то есть не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов.

     Доведение этих проблем до количественной определённости (структурирование) требует от руководителей ЗАО «Цепрусс» не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода. Все элементы работы в организации взаимосвязаны и решение какой-либо проблемы в одной части организации может вызвать появление проблем в других. Поэтому, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом проблем было минимальным.

     Прежде  чем рассматривать возможные  варианты решения возникающей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора.

     Следующий этап – разработка набора альтернативных решений проблемы. В идеале необходимо выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы. Однако на практике руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Менеджеры хорошо понимают, что поиск оптимального решения очень труден, занимает много времени и дорого стоит, поэтому они ищут не оптимальный, а достаточно хороший, приемлемый вариант, позволяющий снять проблему.

     Разработав  возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, то есть сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы, и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Поскольку выбор осуществляется, как правило, на основе нескольких, а не одного критерия, он всегда носит характер компромисса.

     В современных системах управления в  результате разделения труда сложилось  положение, при котором подготавливают, разрабатывают решения одни работники организации, принимают или утверждают - другие, а выполняют – третьи. Иначе говоря, руководитель часто утверждает и несёт ответственность за решение, которое не разрабатывал; специалисты, готовившие и анализировавшие решения, не участвуют в его реализации, а исполнители не принимают участия в подготовке и обсуждении готовящихся решений. Принятие управленческих решений в организации довольно часто ошибочно рассматривается как индивидуальный, а не групповой процесс. Именно организация, а не отдельный руководитель должны реагировать на возникающие проблемы. И не один руководитель, а все члены организации должны стремиться к повышению эффективности её работы. Конечно, менеджеры выбирают курс для организации, но чтобы решение было реализовано, необходимы совместные действия всех членов организации. Поэтому в групповых процессах принятие решения весьма существенную роль играет стадия согласования.

     Лучший  способ согласования решения состоит  в привлечении работников к участию в процессе его применения. Разумеется, что встречаются ситуации, когда менеджер вынужден единолично, не прибегая к обсуждениям т согласованиям, но систематическое игнорирование мнения подчинённых ведёт к авторитарному стилю руководства.

     Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного этапа.

     Для успешной реализации решения, прежде всего, необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, то есть предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должны предпринять, и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идёт о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, в случае необходимости оказывать помощь и вносить определённые коррективы.

     Даже  после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решения не может считаться полностью завершённым, так как необходимо ещё убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерения фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

Информация о работе Управленческий учет как информационая база принятия решений