Управленческий учет как информационая база принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотрение вопроса принятия управленческих решений на основании данных бухгалтерского управленческого учета.

Задачи курсовой работы:

– рассмотрение управленческого учет как подсистемы информационного обмена в структуре управления предприятием;

– исследование управленческого учета как элемента информационной системы управления организации;

– описание методики использования информации управленческого учета для принятия управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта……………………………………………………………………………5
2. Информация управленческого учета и ее назначение в управлении производством…………………………………………………………………...14
3. Процесс принятия управленческих краткосрочных решений……………..20
4. Использование данных бухгалтерского управленческого учета для принятия краткосрочных управленческих решений…………………………..25
5. Оценка влияния информации на выбор и принятие решений……………..32
Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованных источников…………………………………………...37
Приложения……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Управленческий учет как информационая база принятия решений.doc

— 319.00 Кб (Скачать документ)

     Не  следует забывать, что решение  всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно  считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать давать эффект и даже, превратиться в свою противоположность – не  способствовать решению проблемы, а обострять её. В связи с этим основная задача контроля – своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или принятию нового решения. Кроме того, осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в принятии решений.

     Проблемы  контроля управленческих решений весьма актуальны, особенно для крупных  организаций, таких как ЗАО «Цепрусс». Можно принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они останутся в «недрах делопроизводства» и не дадут ожидаемого эффекта.

 

     4. Использование данных бухгалтерского  управленческого учета для принятия краткосрочных управленческих решений 

     Принятие краткосрочных решений основывается на текущей экономической обстановке и оценке материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которыми фирма располагает в настоящее время. А эти ресурсы в значительной степени определяются качеством принятых долгосрочных решений. Для выработки краткосрочных решений также необходимо собирать соответствующую информацию, например данные о продажных ценах конкурирующих организаций, ожидаемом спросе на товары по альтернативным ценам и прогнозируемых при различных вариантах производства затратах.

     В условиях неполноты информации по изучаемой  проблеме, невозможности все строго рассчитать и проанализировать, а  также множественности мнений о  целях, критериях, их предпочтительности и тому подобное может не существовать единственного, лучшего решения. Очевидно также, что для различных руководителей, имеющих разные предпочтения, решения будут различными. Недостоверность информации усиливает влияние субъективных факторов на принятие решения.

     По  этим же причинам порой невозможно «post factum» (после реализации) установить, было ли лучшим ранее принятое решение (особенно когда его реализация не привела к очевидным отрицательным последствиям, которые не могут опровергнуть даже «авторы» данного решения и которые не компенсируются какими-то его положительными аспектами). Так, результаты реформы Гайдара 1992 года (принятое и реализованное решение) ряд экономистов оценивает достаточно отрицательно, в то же время сторонники Гайдара придерживаются противоположной точки зрения.

     Говоря  строго научно, в этом случае для  оценки эффективности ранее принятого  решения предприятия должны воспроизвести прошлую проблемную ситуацию, принять по ней другое решение, посмотреть, какими будут результаты его реализации, а уж потом делать вывод о том, какое решение было лучше. На практике такой подход может быть реализован в ряде случаев при оценке эффективности научно-технических решений. Для большинства социально-экономических решений он неприменим.

     В зависимости от того, на каких аспектах подготовки и принятия краткосрочных решений делается акцент, можно выделить следующие три подхода к теоретическим построениям в этой области.

     В рамках математической теории принятия краткосрочных решений разрабатываются нормативные модели принятия решений (первый подход). Цель применения этих моделей – выбор наилучших действий (альтернатив) исходя из заданного критерия и ситуации, в которой принимается решение. Нормативные модели делают акцент на том, как руководитель должен подходить к принятию решений, чтобы добиться достижения поставленных целей (нормативов), какие методы обоснования решений целесообразно использовать. Основной акцент в этой концепции делается на разработке математических методов, моделей и алгоритмов выбора решений. Роль руководителя практически игнорируется. Однако в целом данная концепция не адекватна процессу формирования решений, поскольку наиболее сложные и неформальные процедуры, связанные с постановкой задачи, формированием ситуаций, целей, ограничений, вариантов решений и оценкой их предпочтений, в ней не рассматриваются. Эта концепция сформировалась и развивалась математиками и кибернетиками и была ориентирована в основном на решение задач в технических системах.

     Кроме того, данный подход основан на предположении, что все руководителя являются «экономически мыслящими» людьми, то есть в пределах, допустимых законами, морально-этическими стандартами и тому подобное, они стараются оптимизировать результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

     Однако  в жизни руководитель не всегда стремится максимизировать экономический результат. Вместо этого руководитель принимает «удовлетворительные», «достаточно хорошие» решения. В этом случае при принятии решений могут использоваться такие критерии, как «приемлемая величина прибыли», «надежное выполнение плана» и тому подобное.

     Попытка осмыслить истинные причины принятия краткосрочных решений привела к возникновению дескриптивных моделей, в основе которых лежит поведенческая теория принятия решений (второй подход). Она носит ярко выраженный объясняющий (как фактически принимаются решения), а не предписывающий (какими должны быть решения) характер. В ней используются психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение руководителя.

     В этих моделях учитывается, что большое  влияние на подходы к принятию решений оказывают личностные качества руководителя. Люди по-разному относятся к риску, к оценке отдаленных последствий принятых ими решений, к воздействию их на достижение целей других людей и тому подобное.

     В психологическом направлении предметом  исследований является мыслительная деятельность человека, роль мотивов его поведения, эмоции и воли в процессе принятия решений.

     Психологическая теория решений – это система мотивированных утверждений, раскрывающих внутреннее содержание деятельности людей в процессе подготовки и принятия решений. В процессе принятия решений на ЗАО «Цепрусс» большое значение имеют такие личностные особенности руководителя, как память, скорость переработки информации.

     Важнейшими  типами утверждений психологической  теории принятия решений являются следующие:

  1. руководитель упрощает ситуацию, не учитывает некоторые альтернативы или их последствия.
  2. Принимая решение, руководитель исходит из субъективной ценности того или иного варианта решения, называемой полезностью.
  3. Оценивая субъективную вероятность тех или иных последствий принимаемого решения, руководитель переоценивает вероятность наступления маловероятных событий и одновременно недооценивает вероятность наступления очень правдоподобных событий.
  4. При выборе альтернатив, связанных с риском, руководитель основывает свое решение на максимизации линейной комбинации полезности и субъективной вероятности ее получения.
  5. Чем сильнее у руководителя потребность в доминировании, тем более высокий уровень риска он допускает. Коллективные решения более рискованные, чем индивидуальные.
  6. Руководитель скорее старается не максимизировать, а найти достаточно хорошее решение в конкретных условиях с учетом традиций принятия решений. Иными словами, скорее традиции принятия решений, личные качества руководителя являются определяющими, чем стремление к максимизации какого-либо критерия.

     Описание  того, чем руководствуется руководитель при принятии краткосрочных решений, используемых им аргументов, психологических аспектов этого процесса (дескриптивная модель), – важная и сложная задача. Эта сложность усугубляется тем, что многие количественные оценки, используемые при подготовке решений («веса» целей и критериев, например), носят субъективный характер. Недостатком данного подхода является то, что практически не используются математические методы. Качественный описательный характер исследований в рамках этой концепции приводит к очень нечеткому представлению о закономерностях процесса принятия решений.

     В основе логической схемы процесса принятия краткосрочных решений лежит комплексное использование нормативных и дескриптивных моделей (третий подход).

     Комплексная концепция краткосрочных управленческих решений характеризуется рациональным использованием логического мышления и интуиции руководителя, математических методов и вычислительных средств при принятии решений. Однако математические методы и вычислительные средства рассматриваются как вспомогательный инструмент. Важной особенностью этой концепции является использование качественных данных, которые с помощью математических методов могут быть подвергнуты количественному анализу. Настоящие данные могут быть получены руководителем из данных бухгалтерского управленческого учета.

Такой комплексный подход имеет свои особенности.

     1. Построение комплексных методик обоснования решений, сочетающих применение взаимодополняющих методов структуризации и оптимизации, направленных на последовательное уменьшение неопределенности в процессе принятия решений.

     Структуризация – это выделение основных элементов задачи и установление отношений между ними. Процедура структуризации позволяет получить в явном виде структуру задачи, то есть логически упорядоченную систему, удобную для последующего анализа, что дает обоснование для получения необходимой информации. Результаты структуризации отражаются в виде формальной символической записи, схем, таблиц. Примером структуризации является схема процесса принятия решений, деревья целей и решений.

     Фаза  оптимизации — это преобразование всей имеющейся информация в конечную форму – решение. Во многих случаях руководитель, как отмечалось ранее, осуществляет оптимизацию в неявном виде, опираясь на некоторые общие принципы и свои предпочтения.

     Применение этих групп методов дает возможность последовательно снижать неопределенность в процессе принятия решения, повышает эффективность деятельности руководителя и специалистов, готовящих решения.

  1. Сочетание формальных и неформальных методов обоснования решений предполагает широкое использование экспертных оценок и человеко-машинных процедур подготовки и принятия решений.
  2. Включение руководителя в процесс подготовки, принятия и реализации решения на всех его основных этапах.

    Комплексный подход дает возможность сконцентрировать неформальное мышление руководителя на наиболее критических аспектах проблемной ситуации, в которой принимается решение, и предлагаемых альтернативах решения возникшей проблемы.

    При этом выявляются и становятся более  ясными скрытые предположения, мотивы поведения, аргументы: они логически включаются в модели процесса подготовки, принятия и реализации решения.

     Управленческий  учет играет очень важную роль в  принятии решений.  В процессе выполнения своих функций менеджеры постоянно  сталкиваются  с проблемой выбора оптимального варианта действий. При этом возникают  типичные  вопросы:

 что   производить,  как  производить,  где  продавать  продукт,  какую  цену  назначать  и   так далее. 

     В  качестве  примеров  типичных  ситуаций для управленческого учета, требующих принятия управленческих  решений, можно привести:

      -  планирование производственной  программы  и выбор  ассортимента  продукции (работ, услуг);  - ценообразование; 

     -  выбор  варианта  организации   процесса  снабжения,  включающий  в  себя рассмотрение как финансовых, так и нефинансовых факторов;

       - оценка целесообразности принятия  дополнительного заказа по цене  ниже обычной или рыночной;  - определение «вклада» отдельных  подразделений предприятия в  общие  результаты деятельности; 

     -  оценка  целесообразности  ликвидации  неприбыльного  сегмента  деятельности (подразделения, продукта, услуги);

      -  выбор  варианта  капитальных   вложений,  анализ  эффективности   мероприятий по модернизации  оборудования;

       - сохранение достигнутого уровня прибыли.

       При  разработке  управленческих  решений  на  основе  информации  управленческого учета необходимо  помнить, что каждая ситуация  принятия  решений характеризуется  определенным набором реквизитов: 

     - поле альтернатив (набор вариантов  решений, которые можно принять  в данной ситуации);

      -  параметры  решений ( внешние   и  внутренние  условия,  которые   должны  быть  приняты  во  внимание  при  принятии  решений   и  которые  « сужают»  поле альтернатив);

Информация о работе Управленческий учет как информационая база принятия решений